Путешествия
Как правильно копить и тратить мили: разбираемся в бонусных программах
Вы наверняка зарегистрированы в программах«Аэрофлот Бонус» или Miles and More и Flying Blue. Возможно, у вас есть банковская карта, которая умеет копить мили. По просьбе «Афиши» сооснователь сайта Piratesru.com Никита Морев объясняет, как всем этим правильно пользоваться.
Как все работает
Первую мильную программу запустили в 1981 г. American Airlines, и общие принципы их функционирования с тех пор остались более-менее неизменными. Задачей разработчиков их системы Aadvantage было сделать так, чтобы пассажир однажды выбрал American Airlines и всегда летал только ей. В качестве единицы измерения была взята миля полета – из-за того, что американцы мыслят в милях, большинство программ поощрения лояльности авиапассажиров по всему миру до сих пор оперирует именно милями (1,6 км), а не километрами. Эти мили, которые пассажир пролетает с авиакомпанией, копятся на его счету, а затем он может обменять их на бонусные полеты.
В начале 80-х программы были инструментом в конкурентной борьбе в первую очередь за пассажиров, летающих по делам бизнеса. Ведь в командировках вы всегда тратите больше, потому что за вас платит компания, и меньше обращаете внимания на цену. Поэтому и в программах лояльности бонусные полеты бизнес-классом в сравнении с экономом стоят не так дорого, как при покупке за деньги.
Совет № 1
Если вы часто летаете по работе, то узнайте, кто в вашей компании покупает или заказывает авиабилеты. Это, как правило, секретарь или, если компания большая, отдельный трэвел-менеджер. Постарайтесь с ним подружиться, ведь, если вы будете подсказывать ему (ей), какими авиалиниями хотите путешествовать по делам, то от него будет зависеть, куда и каким классом вы отправитесь отдыхать. Вероятно, подобные отношения выходит за пределы деловой этики, но шоколадка или магнитик, привезенные тревел-менеджеру в подарок из очередной поездки, могут стать отличной инвестицией.
Лайфхак: часто банки устраивают акции типа – «заведи карту и получи во столько-то больше миль за покупки», или «получи уйму приветственных миль», или «потрать 200 тыс. р. за 3 месяца и получи еще мили». Как охотиться за банковскими щедростями – см. на «Форуме Винского»
Партнеры и альянсы – как все запуталось
Идея программ для часто летающих пассажиров быстро прижилась, и ее лавинообразно переняли едва ли не все авиакомпании в мире. Но каждая компания придумывала свои программы для разных задач и под пассажиров, разных и по национальности, и по стилю путешествий. Поэтому система миль, при общем единстве принципов, у всех разная.
Постепенно авиакомпании начали заключать между собой соглашения, и участники программ получили возможность накапливать и тратить мили не только на рейсах материнской линии, на и на перелетах линий-партнеров. Во второй половине 1990-х авиакомпании начали объединяться в глобальные альянсы, и сейчас большинство из них принадлежит к одному из трех альянсов, организованных почти одновременно: Star Alliance появился в 1997 г., Oneworld – в 1999-м, а SkyTeam – в 2000-м. В нулевые авиакомпании по сути лишь добавлялись в эти три существующих союза: например, «Аэрофлот» вошел в SkyTeam, а S7 присоединился к Oneworld.
Совет № 2
Важно понимать, как работает альянс, чтобы правильно управляться с бонусными милями. Если вы летите авиакомпанией, входящей в одно из этих трех объединений, – StarAlliance, Oneworld или SkyTeam, – то мили за этот полет вы можете накапливать на счете в любой из программ авиакомпаний альянса. Эта логика подразумевает, что при покупке билетов вам вообще неважен перевозчик. Вы либо ориентируетесь на самую низкую цену, либо выбираете билеты по времени вылета. Вам просто нужно возить в обложке для загранпаспорта три карточки разных программ лояльности (или не возить – номер карты можно указывать при покупке билета), и складывать бонусы на один из трех счетов. На практике, правда, начисления за один и тот же перелет в разных программах внутри одного альянса часто бывают разными. Поэтому всегда имеет смысл проверять на сайте программы, сколько же бонусов вы все-таки получите.
Лайфхак: лучше все-таки выбрать любимую авиакомпанию, которой вы чаще всего будете летать (ну да, скорее всего, «Аэрофлот»), и изучить их ко-брендинговые карты с банками. У них разные тарифы за милю: например, в системе Miles & More «Райффайзен Банк» дает ее за 30 р., «Ситибанк» – за 60 р., а «Русский стандарт» – за 50 р.
А теперь появляются банки
После того, как мильные программы разрослись, авиаперевозчики открыли новый удивительный способ зарабатывать. А именно продавать мили банкам и платежным системам, которые начали использовать их в собственных промо-программах по продвижению своих услуг – в первую очередь, карточек. Это сделало милю похожей на валюту, а авиакомпанию получили возможность эмиссии бонусных миль на рынок, став таким образом неким подобием мильного Центробанка.
Теперь клиенты банков, расплачиваясь кредитными или дебетными – такие тоже бывают – картами, которые привязаны к бонусным программам, получают на свой счет определенное количество миль. Совместные продукты с разными мильными программами сейчас у всех больших банков – именно такие кредитные карты предлагают люди в галстуках и с бейджами, осаждающие пассажиров на вылете в аэропорту.
Совет № 3
Сейчас абсолютно неважно, много или мало вы летаете, потому что во всем мире основной способ накопления миль приходится не на перелеты, а на кредитки – главное, грамотно выбрать пластик. В этом случае важно минимизировать в жизни использование наличных денег. По возможности все расчеты вы должны проводить по бонусным пластиковым картам: закупку продуктов в «Ашане», воскресный шопинг в «Меге», коктейль в баре и те же самые билеты и отели в путешествиях.
Лайхак: золотое правило траты миль – брать либо бизнес-класс, когда за деньги билет стоит дорого, либо дальние расстояния. Идеально – бизнес-класс на далекие путешествия. Выгодно также тратить мили, когда необходимо купить билет за день-два до вылета, и он дорогой. Копить мили на поездку в Берлин, даже в бизнес-класс – дурной тон, потому летать туда и так недорого
10 правил рационального путешественника
Платите картами
При ежемесячных тратах на продукты в 45 тыс. руб, по кобрендовой карте MasterCard или Visa, где 1 миля дается за 30 р. оплаты по карте, за год можно накопить 18000 бонусных миль. И это только с продуктов. Добавьте к этому все прочие траты, которые вы можете провести по карте: оплата авиабилетов, гостиниц, одежды-обуви, покупок в интернете. Даже оплата коммунальных услуг может приносить мили.
Вдумчиво выбирайте пластик
Обращайте внимание на размер бонусов и на стоимость обслуживания, чтобы найти оптимальное соотношение. Как показывает практика, классические карты будут полезными при тратах хотя бы от 30 тыс. руб. в месяц. Премиальные – золотые и платиновые – подойдут тем, кто проводит оплаты примерно от 70 тыс. руб. в месяц. Учитывая, что далеко не все мильные программы имеют совместные карты с российскими банками, уже на этом этапе вы сможете ограничить список 2-3 возможными карточками. А может быть, и меньше – после скачка валютных курсов в конце прошлого года многие банки пересмотрели начисления и стали давать одну милю не за 30, а за 60 рублей. Пересчет сделал такие продукты абсолютно неинтересными. Поэтому выбирайте из тех карт, которые дают хотя бы 1 милю за 30 рублей (в случае программы «Трансаэро» – 1 балл за 100 руб.).
Научитесь считать бонусы
В большинстве программ формула начисления миль одна и та же: фактическое расстояние между двумя аэропортами умножается на коэффициент тарифа. Тариф или класс бронирования обозначается латинской буквой, – например, Y или R. При выписке билета, его, к сожалению, указывают не все агенты или авиакомпании. Наиболее дорогие тарифы эконом-класса, как правило, дают 100% от расстояния. Для первого и бизнес-класса коэффициент будет повышающий: 150%, 200% или 300% – то есть вы получите в 1,5, 2 или 3 раза больше миль, чем пролетите. Для промо-тарифов в экономе коэффициент будет понижающий (75%, 50% 25%, а то и вовсе 0%). Какой именно коэффициент у вашего класса надо искать на сайтах бонусных программ. Допустим, вы летите из Москвы в Париж рейсом Air France в классе бронирования T. Мили за этот перелет можно сложить в программу любой авиакомпании, входящей в альянс SkyTeam. Но начисление может различаться. Например, на сайте «Аэрофлота» мы видим, что за класс бронирования T Air France вам положено только 25%. В собственной программе Air France Flying Blue – также 25%. А вот в программе Delta Air Lines Skymiles – 50%. От Москвы до Парижа 1529 миль, туда-обратно – соответственно, 3058. То есть за этот перелет в программе Delta мы получим 1529 миль (50%), а в других - только 765 миль (25%).
Сделайте упражнение на закрепление материала
Найдите все свои бронирования за последний год, и посчитайте, какие мили бы вы получили, если бы грамотно их накапливали. Так вы решите сразу три задачи: закрепите навыки правильного подсчета, сможете оценить, сколько бонусов вы можете получать за год и самое главное – определить ваш годовой потенциал по набору миль. Для этого вам нужно будет сложить расчет возможных бонусов, которые будут накапливаться по карте, и прикидку по бонусам за перелеты.
Прикиньте ценность одной мили
Покупать билет за деньги или брать за мили? Заводить золотую карту, которая дороже в обслуживании, но приносит больше миль? Или карту с кэшбэком, которая вместо миль будет зарабатывать вам немножко живых денег? Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно посчитать, какую ценность лично для вас имеет одна миля. Рассмотрим эту арифметику на примере участника «Аэрофлот-бонуса», который собирается слетать из Москвы в Тбилиси. Тот же «Аэрофлот» продает сейчас туда билеты за 15150 р. (выходные 7-9 февраля 2016 года). Это билет по тарифу E, который принесет вам 1568 миль, если вы возьмете его за деньги. Стоимость премиального билета Аэрофлотом на этой маршруте составляет 20000 миль, плюс вам придется выложить 1814 р. сборов. Другими словами, за 21568 миль (стоимость премиального билета плюс упущенные мили от перелета) вы можете сэкономить 13 337 р. (стоимость билета минус сборы, которые придется оплачивать в любом случае). В этой ситуации цена одной мили для вас равна почти 62 коп. (13337/21568=0.618). После такого расчета вам будет гораздо легче принимать решение. Вы сможете прикинуть, что 18 000 миль, которые вы можете заработать в год, расплачиваясь кредитной картой, представляют собой фактическую прибыль в 11 130 р.
Сформулируйте цель
Распространенная ошибка начинающих – копить мили хоть на какой-нибудь перелет. Подумайте, на что бы такое вам хотелось потратить накопленные бонусы. И посмотрите, сколько миль нужно на перелеты в разных программах. Вот ориентир: цель должна быть не больше, чем 2 годовых потенциала накопления миль, который вы определили чуть раньше. Так вы не упустите эту цель из вида и можете быть уверены, что мили не сгорят прежде, чем вы успеете их накопить. Мечтайте в заданных рамках.
Заведите портмоне для карт – их будет много
Максимально эффективная охота за бонусными перелетами неизбежно ведет к тому, что у вас появится 3-5 номеров разных бонусных карт и 2-3 банковские карты.
Платите за всех
Совет для отпетых бонус-гиков: платите за друзей в ресторане и забирайте наличные; платите квартплату родителей картой, если они по-прежнему ходят в сберкассу; станьте председателем родительского комитета в школе, где учатся ваши дети, чтобы оплачивать билеты в Чехию за весь класс картой, и опять-таки собирайте со всех наличные.
Тратьте бонусы
Бонусы – не деньги, их нельзя положить на депозит под проценты. К тому же во многих программах через определенный срок (2-3 года) неиспользованные они сгорают. Кроме того, программы имеют неприятную привычку раз в несколько лет проводить девальвацию миль, повышая стоимость премиальных билетов. Словом, мили нужно тратить, как только у вас появилась такая возможность. Может случиться, что на путешествие мечты никак не получается накопить – тогда подойдите к вопросу с другой стороны: возьмите премиальный билет туда, куда за деньги вам и в голову вы бы ни пришло полететь.
Повышайте статус
Большинство программ имеют несколько уровней членства, которые дают разные привилегии: приоритетная регистрация и место в листе ожидания, доступ в бизнес-лаунж в аэропорту, повышение класса обслуживания и т.д. С более высоким статусом вы будете быстрее накапливать мили при полетах. Для определения вашего статуса в расчет принимаются, как правило, только мили, полученные за перелеты в отчетный период – в большинстве программ это календарный год или год участия (365 дней от вступления в программу или перехода на очередной ее уровень). Если незадолго до конца вашего отчетного периода вам чуть-чуть не хватает для перехода на следующий уровень – посчитайте, не имеет ли смысл быстро и недорого куда-нибудь слетать хотя бы ради того, чтобы получить наконец заветную золотую карточку, и весь следующий год иметь доступ в бизнес-залы и зарабатывать, скажем, в два раза больше миль за все перелеты.
Продолжить изучение темы программ лояльности различных авиакомпаний, альянсов, промо-акций и банковских карт можно на «Форуме Винского». А чтобы следить за находками по части недорогих билетов, подпишитесь на фейсбук «Пиратов», и посещайте их сайт.