Жизнь с детьми
«Я так от всего этого устал»: за что дети не любят школу
Скандалы с учителями, ранний подъем и ненужные предметы — «Город» поговорил с пятью не отличающимися прилежанием учениками московских школ о том, что надо изменить в школе, чтобы туда стало приятно ходить.
Екатерина Федорова
14 лет, 9-й класс, СОШ №709
«В школе девять месяцев в году одно и то же: давай, давай, надо, надо! Математика, русский, английский, физкультура, окружающий мир, учить добру, хозяйству. У меня вполне прочные знания по трем предметам для сдачи ГИА. По остальным предметам мне достаточно тройки. Только бы оставили в покое.
Надо больше заниматься иностранными языками, строго спрашивать русский и математику, но по другим предметам уменьшить нагрузку и смягчить выставление оценок для тех, кому эти уроки не нужны. Меня достали эти контурные карты по истории и параграфы по 20 страниц, которые невозможно осилить. Программу по литературе нужно упростить: «Ревизор», «Старуха Изергиль», «Детство» — да я их только с переводчиком могу читать.
Каждый день я, как тупой баран, тихо и без возражений тащусь на учебу с огромным мешком за спиной. После седьмого урока волочусь на пересдачу наук, которые мне не даются. Я не биоробот, хоть и не из слабаков: отжимаюсь от пола минимум 40 раз. Я призер соревнований по капоэйре, пою в церковном хоре и танцую. Родители говорят, что я талант, а по оценкам меня можно только на помойку отправить, а уж по мнению одноклассников — в специнтернат для слабоумных за Урал, коробочки клеить. Но тем, кто, как роботы с автоматической памятью, получают свои пятерки, я не завидую. От них потом страдают люди во всем нашем обществе.
В школе с друзьями не ладится: как-то весь класс угрожал мне физической расправой, но после беседы с полицейскими и людьми из прокуратуры они успокоились, а учителя и психологи помогли решить конфликт. Сейчас у меня одна проблема: как не замучиться до смерти перед ГИА, чтобы пройти ее положительно, поступить в колледж и заниматься тем, что действительно нравится.
Наверно, проблема в том, что я не такая, как все: я не шляюсь с одноклассниками, не целуюсь с девочками, не толкаюсь, не ругаюсь матом, у меня нет парней, я не живу по их законам и не хочу дружить с дурными детьми. Я хочу выступать побольше на школьных концертах, рисовать и заниматься спортом. Еще мечтаю жить на море. Каждый год с родителями мы ездим в Болгарию. Я завожу там кучу друзей среди болгар, румын, немцев, голландцев, англичан — они воспринимают меня такой, какая я есть. Мы дружим по переписке, с одной японочкой уже 3 года общаемся. Я даже выучила песню на японском.
Еще я хочу, чтобы в школе появилось нормальное питание. Я сижу на спортивной диете и школьной ерундой питаться не могу, хотя она и положена мне бесплатно как ребенку из многодетной семьи. Еще неплохо бы ввести штрафы за нецензурные выражения, неприличный вид и национализм».
Иван Ефремов
11 лет, 5-й класс, СОШ №756
«Учусь я плохо. Не знаю почему — почему-то не хочу. Вроде садишься делать, хочется сделать лучше всех, и тут начинаешь — и все, больше не хочется. Что делать? По математике мне не нравится зубрить сложные правила, лучше считать побольше. Это интереснее — задачки, практика. А зубрить так много правил дети не должны. В общем, слишком много всего на следующий день. Чтение, математика, русский — и так по кругу. А мне еще идти через день на баскетбол и пятиборье — это, конечно, небольшой отдых от школы. Хотя и там тоже нагружают. Я от этого всего так устал. Школу я никогда не прогуливаю, но пару раз так хотелось.
Уроки у нас очень длинные — пять штук по 45 минут. Я бы сделал их на пять минут меньше, на десять. Под конец урока я вообще не сосредоточен. Ну и начинаются они в 8.30 — это очень рано. Я встаю сонный и уже уставший, ладно хоть до школы идти всего пять минут.
Еще я бы сделал такой кабинет, где бы всегда сидел свободный учитель. Ты туда можешь приходить и спрашивать, если не понимаешь что-то по какому-то предмету — такой универсальный помощник.
Совсем в школе не нужна музыка — мне вот неинтересно, я ей вообще не увлекаюсь. Слушаю, только когда мне грустно. А на уроке мы даже не поем. Только обсуждаем музыкантов, композиторов — я уже даже не помню ничего.
Обязательно должен быть предмет, где можно сделать или разобрать радиоуправляемую машинку, большой компьютер или какую-то простую электронную штуку. Каждый ребенок должен уметь делать что-то электронное своими руками.
А об учителях ничего плохого сказать не могу — я людей не обсуждаю. Оксана Петровна Быкова — вела у меня все в начальной школе — вот она ничего».
Мария Лист
16 лет, экстернат частной школы «Золотое сечение»
«Мой личный выбор — экстернат. Хочется уже поскорее закончить школу и не терять 2 года зря. Я думаю, что для моего возраста мне вполне достаточно образования, и получать новые знания я могу и за ее пределами. Не хочешь ходить в школу? Не надо! Многие гениальные люди ее не заканчивали: их заставляли быть как все. Я не гений, я обычная среднестатистическая девочка со своим миром в голове, но и мне не нравится, что нас учат одним правилам, одной истории, одному политическому устройству мира, чтобы сформировать определенные ценности и идеалы. Я не воспринимаю информацию из учебника как данность. Я была на нескольких уроках истории в американской школе под Вашингтоном, так вот у них те же события трактуются совершенно не так, как в наших книгах. Потом в старших классах вообще много лишнего. Зачем, допустим, мне, гуманитарию, зубрить физику, химию, алгебру и тригонометрию?
Больше всего меня напрягает ранний подъем по утрам, потому что до 11 часов на занятиях присутствует лишь мое тело, а мозг спит дома. А домашние задания — это повторение того, что уже было с утра на уроках, и эта «мать учения» отнимает у меня слишком много личного времени. С 7-го класса я фактически ничего не делаю, привыкла схватывать все на лету. Учителя этого не замечают, а я стараюсь выкручиваться на уроках. Родители воспитали меня самостоятельной, я сама отвечаю за свои поступки — невыполненное домашнее задание и дальнейшие проблемы. Кладя руку на сердце, признаюсь, что прогуливаю, потому что иначе мне не хватает времени для общения с друзьями, для элементарного здорового сна и моих хобби.
Есть занятия интереснее и увлекательнее школы. Я модель и актриса, пишу электронную музыку и занимаюсь баскетболом, бегаю. У меня плотный график, из-за него мне пришлось переехать в Москву из Курска и пойти учиться в частную школу, но, если бы не она, я бы смогла больше путешествовать и развиваться. Я очень хочу жить в Калифорнии, а точнее в Лос-Анджелесе, и там же учиться. Хотя я люблю свою страну, но мечтаю быть актрисой, а родина кино — это все-таки Голливуд».
Даниил Рубахин
17 лет, 11-й класс, ЦО №1460
«В школе ты все время кому-то что-то должен-должен-должен. Такая атмосфера не располагает к обучению. Если бы можно было выбирать, я бы занимался историей, географией и биологией, музыкой — я играю на пяти инструментах, — но выбора нет, и желание учить что-либо пропадает.
Мне нужны не оценки, а опыт в рамках того, что мне интересно или могло бы заинтересовать. Так что я учусь плохо только бесполезным вещам. Я плохо воспринимаю теорию, а с практикой в школе беда. Еще одна беда — начало уроков в 8.15 утра. Какое может быть настроение, если ты вынужден просыпаться, когда на улице еще темно?
Я готовлюсь к поступлению в Восточно-Европейский институт психоанализа в Санкт-Петербурге. Мне нравится этот город, вуз ценится в профессии. У меня все получится: есть задатки аналитического мышления, я хорошо иду на контакт с людьми. Правда, с учителями не заладилось. Это вынужденное общение, я его не очень люблю. Они сами таким образом строят коммуникацию — на посторонние вопросы отвечают, что заняты или нет времени. С одноклассниками таких проблем нет, хотя соединять в одном классе 30 разных людей — это ужасно. Дебилы регулярно попадаются.
Из предыдущей школы меня выгнали: мне надоело ходить на уроки, вставать в 5–6 утра. Я ездил каждый день из Жулебино в центр, а тогда еще не было станции метро около дома, и я вообще не понимал, ради чего все это. Потом я решил собирать материал для будущей профессии. Для этого нужно было как можно больше общаться с разными людьми, поэтому я устроился бариста в кофейню. Уроки пропускал. Когда понял, что финальная контрольная по алгебре завалена, успел забрать документы за сутки до того, как меня решили отчислить. Родителям соврал, что надоело ездить и вставать так рано. Выписку с оценками якобы «забыл». Через пару месяцев признался, они сказали, что я дурак. Не могу с ними не согласиться».
Федор Степанов
15 лет, 9-й класс, СОШ №1101
Здесь нет фотографии Федора, потому что на съемку он не приехал, сообщив, что веселится на даче. — Прим.ред.
«Я плохо учусь, потому что неинтересно, но уроки я не прогуливаю — это мой принцип. Возможно, стоило бы разрешить не посещать уроки, материал которых ты уже знаешь. Хотя я сильно сомневаюсь в том, что свободное посещение будет работать. В этом случае ученики должны сделать выбор осознанно, а в нас это не воспитывают, потому что все обучение строится на том, что это просто надо. Как-то у нас шел факультатив по истории искусств. Его вел студент журфака МГУ. Никаких оценок и обязательных посещений, более того, урок проходил во время большой перемены, на которой все обычно выходят в магазин, едят и отдыхают. Но учитель вел так интересно, что класс всегда был полным, а главное, никто не отвлекался. Там была дискуссия, мы смотрели фильмы, читали стихи. Когда интересно, и свобода выбора начинает работать. Поэтому система оценок для учеников вообще не нужна. Я считаю, что принимать в вуз должны всех желающих, а потом уже отчислять по текущим результатам.
Пока я определяюсь, быть врачом, поваром или юристом, потому что люблю химию, хорошо готовлю, а еще лучше обманываю. В этом году решил взяться за ум, потому что смирился. Война с учителями может стоить образования и в дальнейшем работы, а так я хоть аттестат получу.
Раньше я учился в другой школе, потом родители развелись, и я переехал. Но в конце прошлого года еще со старыми одноклассниками мы поехали за город с ночевкой. К одной девочке, про которую нельзя ничего сказать, кроме того, что она хорошая, ночью пришли ребята из параллельного класса. Они были пьяные и остались у нее. Наутро наша классная их обнаружила, устроила скандал, кричала, что «затаскает ее по врачам», позвонила родителям. Этого ей было мало, и уже в школе она ее оскорбляла при всем классе. Благо родители у девочки были адекватные и нормально отреагировали. Но ей самой это далось тяжело, и она была вынуждена поменять школу. Разве учитель был прав?Другой случай был с преподавательницей немецкого — она тоже любила оскорблять учеников. Одного парня довела до истерики, но он решил бороться за свои права и пошел к директору. Учительницу уволили. Я считаю, что это правильно, ученики тоже должны иметь право голоса, хотя в большинстве случаев в школе у нас его нет. Я ребенок, кто меня послушает? Разве что вы сегодня позвонили».