перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь с детьми

Молодые матери — о своих бизнес-стартапах

Люди
Фотография: playply.ru

«Город» поговорил с пятью молодыми женщинами, которые после рождения ребенка придумали собственное дело — и теперь успешно создают мебель, продают одежду, организуют праздники и пишут туристические гиды.

Евгения Долаберидзе Евгения Долаберидзе совладелица компании по аренде мобильных киосков Le Kiosque

«Прошлым летом я делала фестиваль «Рыжий» с больничными клоунами и там познакомилась с Милой —­ она архитектор и дизайнер. Мила мне сразу понравилась, и мы подружилась. Я собирала по друзьям торговое оборудование для ярмарки, и вышло так, что мы это оборудование собирали дольше, чем делали сам фестиваль. И вот тогда у меня родилась идея сделать мобильный киоск, который будет быстро собираться и хорошо выглядеть. Тут и пригодилась Мила, которая за две минуты придумывает офигенные конструкции и все это рисует — и к тому же понимает меня с полуслова. Я ей предложила сделать это вместе, мы нарисовали первые эскизы и в августе запустились. Тогда же я узнала, что беременна. А дальше началось производство. Сначала хотели привлекать инвесторов (и даже были варианты), но потом передумали и вложили свои деньги — мы с Милой параллельно работали еще и на других проектах. 

Ближе к Новому году мы взяли в команду третью нашу подругу, Лизу:­ она работает продюсером на «Москва-24», и у нее, в отличие от нас, очень рациональный ко всему подход. Если надо выбить скидку или очень четко с кем-­то поговорить, то Лиза — идеальный для этого человек. В день нашей самой первой аренды я рожала. Ругалась с водителями и грузчиками прямо из роддома и орала им в трубку: «Войдите в мое положение!» В итоге я передала Лизе все контакты и она отлично все разрулила.

У девчонок маленькие дети — по полтора года, а у меня Соня, ей 10 лет, и еще новый младенец, и это с самого начала выглядело странно. Потому что у нас нет нянь, оставить детей не с кем, мы их очень часто берем с собой на рабочие встречи и мероприятия — недавно вот были с детьми на фестивале Outline. Все наши подрядчики — это такие серьезные дядьки, которые работают на настоящем производстве. Заводы, пыль, стружка летит, грязные рабочие ходят, и посреди всего этого наши орущие ­дети. На какие-то производства нас не пропускали, и мы прятали детей в рюкзаках. 

На одной из прежних работ я однажды что-то не доделала и пыталась объяснить дизайнеру, что у меня ребенок болеет, на это мне ответили, что работа ­— это работа, а семейные проблемы — это твое дело. И я тогда это четко усвоила. А сейчас поняла, что окружающие будут воспринимать тебя с детьми так, как ты сама себя воспринимаешь: если ты постоянно напрягаешься, тебе неловко и ты дергаешься сама и дергаешь ребенка, то и остальных это раздражает. Я научилась выкручиваться: на встречи хожу, когда младший ребенок спит, и для встреч выбираю место, где есть парк или площадка — чтобы старшая побегала. Когда дети есть у всех троих, работать становится проще — потому что, если одна из­-за детских проблем не может в чем-то поучаствовать, она чувствует себя обязанной двум другим и потом с лихвой это отрабатывает. Этакая круговая порука.

К окупаемости мы уже очень близки — заказы есть, и все хорошо. Кайф наших киосков в том, что они быстро собираются и хорошо выглядят. В аренду такого красивого оборудования больше никто не делает. Вот недавно одна девочка сказала, что устроила фуд­-корт на своем фестивале только из­-за наших киосков. А еще нас очень любят еврейские общины — ­ постоянно зовут на разные праздники и дни рождения раввинов».

Анастасия Саморукова Анастасия Саморукова совладелица интернет-­магазина Jupon-Pantalon

«С моим партнером Катей мы познакомились 4 года назад — мы тогда обе работали в Пушкинском музее, занимались организацией международных выставок. Потом я ушла в декрет, а затем и Катя — и мы продолжили общаться на всякие материнские темы. В какой­-то момент я подала идею детского интернет­-магазина, Катя загорелась. Мысли у нас были такие: в Москве за последние лет пять появилось огромное количество женских шоу­румов — интересные европейские марки, необычные скандинавы. Спрос на эту одежду огромный, среди покупательниц — множество мам, которые и детям хотели бы покупать менее банальную одежду, чем Next или H&M. 

Мы с самого начала не собирались открывать офис: мы хотели видеть, как растут наши дети, проводить с ними много времени, поэтому и сейчас обе работаем из дома. Начинали практически с нуля — обе сидели в декрете и первоначальный капитал вынимали, так скажем, из семейного бюджета. Маркетингом и пиаром занимаемся тоже вдвоем, недавно у нас появились сотрудники на аутсорсе, но мы по-прежнему очень многое делаем сами. Если нужно срочно отвезти клиенту заказ — мы можем это сделать сами, и это абсолютно нормально. 

У нас обеих нет нянь, поэтому, если дети не в саду, мы берем их с собой на встречи. На сайте магазина мы ведем блог и часто делаем так: берем одежду из своего магазина, выезжаем куда­-нибудь вместе с детьми и устраиваем фотосессию. А потом публикуем это все — с рекомендациями, впечатлениями, описанием места. А иногда бывает так: я сижу работаю, дочка Зоя играет у себя в комнате. Я захожу и вижу, что она взяла игрушки, которые продаются у нас в магазине, и чемодан, который тоже там продается. Я думаю — о, классная идея, фотографирую и выкладываю в инстаграм».

Мария Анисимова-Карасик Мария Анисимова-Карасик сооснователь марки детской мебели Playply

«Нашей дочке Марфе был год, когда пришло время покупать детскую мебель — необходим был стол, чтобы рисовать и лепить. Мы стали смотреть вокруг: IKEA, какие-то столы, раскрашенные под хохлому, или совсем уж дорогие варианты. Все, что привозят из Европы, — это очень красиво, но мы не готовы были платить 8000 р. за простой детский стол. И тут оказалось, что друг моего мужа уже спроектировал для своего ребенка подобную вещь, прислал нам чертежи. Тогда Андрей — мой муж — сказал: «Хорошо, буду думать сам». Думал он долго, сделал 8 разных вариантов стульев, проект долго лежал в компьютере, пока моя мама не сказала: «Либо вы уже делаете ребенку стол, либо я завтра еду в IKEA». 

Мы быстро нашли одну мастерскую, приехали туда ночью — днем за пробный образец никто бы не взялся, все хотят либо крупные заказы, либо берут за один заказ кучу денег. Нам пять раз подряд вырезали разные образцы, в итоге получился идеальный стул. Друзья начали просить подарить им такой же, стульев становилось все больше, нас пригласили участвовать прошлой осенью в Московской неделе дизайна. Мы тогда получили много хороших отзывов, но ни одного заказа. Все так и осталось на уровне симпатичного проекта, но времени заниматься им всерьез не было. Андрей потихоньку делал нам сайт и работал в издательстве, а я сидела с ребенком и параллельно выполняла свои архитектурные заказы. В общем, все немного завяло — и тут нас вдруг заметил журнал Kids Review. Про нас написали на сайте, нам внезапно дали премию «Инновация года». На вручении нас захвалили и сказали, мол, ребята, вы должны заняться этим всерьез, все хотят, вы чего! Мы вдохновились и немедленно выпустили первую партию — она моментально разошлась. Тогда мы обзавелись складом и курьером и начали разрабатывать еще разные виды мебели — скоро появится этажерка, кровать, идей очень много.

Важная наша проблема — это производство. Мы уже сменили четырех разных исполнителей и до сих пор не нашли того, кто может делать это качественно и в срок. Сейчас ищем кого-то нового, надеемся, хорошего — сами мы с производством связываться не хотим, лучше сосредоточиться на дизайне и развитии бренда. Заработком это все пока назвать нельзя — это стартап, и весь первый год мы продолжали вкладывать собственные деньги и ничего не зарабатывали, но вот недавно начали отбиваться и теперь выходим на новый уровень».

 Катя Розеноер Катя Розеноер сооснователь туристического проекта LocalEyes.TLV

«Мы с семьей недавно переехали в Тель-Авив из Питера, бабушек у нас тут нет, тусовки тоже, иврита не знаем, а на русском и на английском никакой толковой информации про окрестности не находится. Нет актуального, хорошо написанного онлайн-гида по Израилю, который я, эмигрантка, могла бы использовать так, как, например, использую сайты «Афиши», — а стало быть, нужно его сделать. Тем более я журналист, и мои шансы на то, что я найду тут интересную работу, позволяющую интегрироваться в местное общество, равны примерно нулю.

Так совпало, что две мои подруги тоже вынашивали идею гида, ну и на почве грудного вскармливания, беременностей, родов и любви к путешествиям у нас все очень быстро стало придумываться. Мы сделали комьюнити LocalEyes.TLV в фейсбуке, которое стало стремительно расти и подсказало бизнес-модель: качественный контент плюс сервисы. На днях мы потратили первую прибыль на совещание в кафе. Денег нам на четыре завтрака и детские соки не хватило, но все равно приятно, что мы их сами заработали совсем с нуля.  

Сейчас мы — без всяких инвестиций — поднимаем сайт, это будет одновременно продвинутый путеводитель по городу, а также сеть тщательно отобранных бизнесов, которые предлагают нашим читателям разные скидки. Мы не берем партнеров по принципу «кто денег дает, тот и классный», а наоборот, пишем, к примеру, про крутого местного дизайнера, а потом договариваемся с ним, что тем, кто через нас к нему попал, он делает скидку.

На четверых основателей у нас в проекте восемь детей, скоро будет девятый. И эти дети присутствуют на всех наших совещаниях: кто ползет, кто бежит, кто грудь требует, кто картошку фри, кому жарко, кому скучно, кто сок на компьютер пролил. Вот недавно я встречалась с одной девушкой-дизайнером, чтобы договориться о партнерстве, и взяла с собой трехлетнего сына, ровесника ее дочери. Планировали поговорить о деле, но сначала пошли на детский спектакль, потом за мороженым, потом только раскрыли рты, но тут дети хором захотели в туалет, потом наконец наступило затишье, я даже успела что-то сказать — но тут мой сын как треснет ее девочку, и сразу слезы и т.п. В общем, бывают дети между делом, а бывают дела между детьми.

Когда строишь бизнес при маленьких детях, есть два ключевых нюанса: мужья и дисциплина. С первым нам всем пока везет, а со вторым пунктом сложнее, но мы нашли свой способ выруливать из постоянных сбоев на «зубы», «температуры» и «мигрени» — это технологичность и грамотный консалтинг. То есть, например, работая на телевидении еще до детей, я могла себе позволить записывать дела на разных бумажках и терять их (деньги-то я от этого не теряла), а теперь мы установили себе систему проджект-менеджмента и ничего не забываем. Ну или я прочитала, что какие-то программисты из Силиконовой долины выпустили манифест, в котором ратуют за то, что необязательно тратить время на постоянные совещания в реале, а можно просто регулярно синхронизироваться. Оказалось, что это очень годное руководство для бизнес-мам. Или же сейчас мы понимаем, что начинаем зависать в принятии решений, поэтому переносим все споры в кабинет к коучу, который помогает договориться. В общем, используем по максимуму все доступные ресурсы. Но и все свободное время, конечно. Понятно, что делать бизнес и быть идеальной мамой просто невозможно, можно только good enough. К счастью, психологи говорят, что большего ребенку и не нужно».

Любовь Гурарий Любовь Гурарий совладелица бюро по устройству праздников Baldu Kids

«Я достаточно много работала по найму — занималась маркетингом, рекламой, журналами, спортклубом. А потом вышла замуж. Когда старшей дочери было 8, родила Федю и села дома. И тут меня раскрыло мощно. Я начала анализировать весь этот рынок детских мероприятий и поняла, что ничего же этого в Москве нет. Я сразу напридумывала кучу всего, нашла людей, готовых работать на энтузиазме. Все наши затеи были совсем не коммерческими. Например, обучающий проект «Алфавит», для которого несколько выдающихся художников и дизайнеров нарисовали свои детские плакаты с буквами, совершенно бесплатно доступен в сети. 

Премьера Baldu Kids случилась три года назад — мы делали детский городок на уличном фестивале. Там же познакомились с командой «Микрогорода в лесу», начали работать вместе, построили детскую площадку, сделали несколько мероприятий. А потом случился очередной декрет, и к этому времени команда Baldu развалилась — пришлось начинать все с нуля. Целый год команда сидела и изучала, что в мире делается для детей, мы зацепили все тренды и направления и по мотивам изученного сделали приключенческую поп-ап-площадку и провели две елки, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Сейчас в штате Baldu Kids два человека: я и директор, плюс команда актеров, каскадеров, музыкантов и преподавателей, которые собираются под конкретную задачу. Наши проекты — образовательный цикл по естествознанию «Конструктор Вселенная», детские дискотеки, игровые площадки и интерактивные спектакли-сказки. Плюс делаем корпоративы и дни рождения на заказ. 

Сейчас мне помогает бабушка и старшая дочка. В самом начале у меня была няня и я 100% времени занималась проектом, потом приходила домой, шла на минуту в уборную, и мои дети хором начинали кричать, потому что боялись, что я опять уйду. И я подумала: почему же я трачу так много времени на подготовку досуга для чужих детей, а про своих забываю? Не так давно у меня родилась Маша — это мой четвертый ребенок, и в приоритете у меня сейчас исключительно семья. Если надо дома что-то поделать срочно, а дети окружают — запираюсь в ванной. А так они частенько находятся со мной на работе. Вот недавно ставили «Мойдодыр» — и средние, Вася и Федя, играли Кляксу и Ваксу. Старшая дочь, Женя, уже работает настоящим аниматором, ей это жутко нравится, и для 15 лет это классный опыт. Она сначала работала на наших праздниках, а сейчас пошла в пионерский лагерь вожатой. Вообще, могу сказать, чем больше детей, тем больше успеваешь».

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить