Жизнь с детьми
Почему инклюзивное образование в России не работает
«Афиша» выяснила, как благородная идея совместного обучения обычных и особенных детей столкнулась с российской реальностью, и почему родители двух миллионов детей счастливее не стали.
Что происходит с инклюзивным образованием
По оценкам ЮНЕСКО, в России около 2 миллионов детей нуждаются в специальном образовательном подходе, а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4–5%. И уже пятый год инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу. Идея заключается в том, что дети с инвалидностью учатся вместе со здоровыми детьми. Это помогает обычным детям стать гуманнее и шире смотреть на мир и социализирует особенных. Во всем цивилизованном мире этой практике уже около 40 лет.
В России действует программа «Доступная среда», в рамках которой для адаптации обычных школ под нужды инвалидов было выделено в общей сложности 7 миллиардов рублей. Школы с переменным успехом оборудуются пандусами, направляющими плитками для слабовидящих и иногда даже лифтами. Министр образования Дмитрий Ливанов делает громкие заявления: «Только за последние три года число детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%». По его словам выходит, что особенные дети становятся равноправными членами российского общества и государство не жалеет на это денег и сил. На практике же прекрасная идея инклюзивного образования в России работает совершенно иначе.
По всей стране несколько лет подряд закрываются коррекционные школы — несмотря на то что Министерство образования в принципе не одобряет этот процесс. Может быть, это логично? Коррекционные школы закроют, и особенные дети будут учиться вместе с обычными. Но, во-первых, далеко не все особенные дети могут учиться в обычном классе, а во-вторых, треть детей, числящихся на инклюзивном образовании, в итоге отправлены на домашнее обучение (такую статистику привела в интервью ректор Института проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете). Домашнее обучение подразумевает, что ребенок не ходит в школу и не общается со сверстниками, к нему домой приходит учитель и занимается с ним в лучшем случае 8 часов в неделю. Он вроде как числится в школе, и она считается инклюзивной. А на самом деле попадет в полную социальную изоляцию, заперт дома. И такое происходит с каждым третьим ребенком, записанным в инклюзивные проценты.
Светлана Островская, мама Миши, Москва: Наша школа №371 была последней школой надомного обучения в Москве. Ей 20 лет. До недавнего времени такие существовали в каждом округе. Школа надомного обучения не значит, что дети учатся дома. Это значит, что к каждому здесь индивидуальный подход, дети занимаются сколько могут, в классах не больше пяти человек. Заняты три первые парты. Каждому ученику учитель объясняет задание пошагово. Все программы адаптированы к особенностям ребенка. И для тех семей, которые сюда водили детей, это было спасением.
Дети здесь — хрупкие цветы. Аутисты, дети с ДЦП, эпилепсией, тяжелыми формами диабета… Всего у нас было 75 человек. Каждому, чтобы учиться и достигать результатов, нужно предельное внимание учителя, который умеет работать с такими детьми. Все мы были одной семьей, пока в начале года вместо директора не появилась исполняющая обязанности, которая сообщила учителям и родителям, что у школы нет денег, она перестает существовать и необходимо написать заявление о переходе в образовательный комплекс №2095. Все преподаватели получили сообщение о сокращении. Им тоже предложили перейти в комплекс 2095. Родителей ловили в коридорах и пугали, что если они не напишут заявление, то останутся вообще без школы или отправятся в школу для умственно отсталых. Большая часть родителей заявление написали, но некоторые сопротивлялись.
Мой сын — семиклассник, у него хрупкие кости. Малейший удар,
толчок — и перелом, и потом долгие месяцы в больнице. Как он будет учиться в
массовой школе? Как он пройдет по коридору в столовую, чтобы его никто не
толкнул? Укрупненные классы для нас — погибель. Даже темп
речи учителя, то, как он объясняет материал, играет роль. Ребенок с нарушениями
мозга, если кисты были внутри или какой-нибудь шунт стоит после операции, не
может воспринимать материал так же адекватно, как обычные дети. Для наших детей
имеет большое значение, 4 или 5 человек в классе, не говоря уже о 15. Мы писали
петиции, митинговали. И к нам в школу с комиссией приезжал заместитель
министра образования Вениамин Каганов. Он просил объяснить ему, почему особенным детям станет хуже в
новой школе. Ведь им выделят отдельные классы, они будут учиться в отдельном
флигеле, правда, он 1914 года постройки и признан аварийным, но там делают
ремонт. Теперь наши особенные дети учатся
в этом флигеле. Да, в отдельных от обычных детей классах,
но они укрупнены. В обычную школу перешла только незначительная часть учителей,
а новые никогда не работали с такими детьми. Об облегченной учебной нагрузке никто
не вспоминает, теперь у наших детей по 6–7 уроков в день, как у всех. Я столько
боролась, а сейчас я просто в шоке и не знаю, что будет дальше.
Татьяна Усенко, мама Ани, Москва: Наша школа надомного обучения №381 была объединена с гимназией №1748. Директор комплекса, в который мы влились, говорила: я вам кружков понаделаю,
ваши дети будут на флейте играть и продленка будет, тут сделаю тренажерный зал,
я вам гарантирую, что вы будете учиться в тех же классах, в тех же кабинетах, с
теми же учителями, в том же составе.
В итоге из 200 человек школы надомного обучения сейчас осталось менее половины. Детей пересаживают в массовые классы, половину учителей сократили. А это люди с огромным опытом работы именно с особенными детьми. Сокращают коррекционных педагогов, логопедов, дефектологов, социальных специалистов, всех тех, кто помогает реабилитации детей. Обычные учителя из массовых классов даже не знают, как подступиться к нашим детям. Как, например, научить аутиста, который не говорит, писать. Ну представьте, вы всю жизнь учили обычных детей — и тут вам дали ребенка с нарушением функции моторики, он весь скрюченный сидит, ручку держать не может, как вы его будете учить? И вы представляете, какой это стресс для детей? Как они школу закончат?
Почему и как закрывают школы
Все
начиналось очень хорошо и обещало, что к детям-инвалидам у нас будет новый
подход, они будут включены в общество. Россия наконец-то ратифицировала конвенцию о правах инвалидов,
причем в конвенции содержится такая
позиция — коррекционное образование необходимо там, где невозможна инклюзия.
Кроме того, с 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон об образовании, в
нем появились статьи об инклюзивном образовании,
но исчезло понятие коррекционных учебных заведений как особого типа. Мы предупреждали, что это будет воспринято как
сигнал к закрытию. В общем, так оно и
получилось. Самое главное — так называемая оптимизация, большинство
коррекционных школ — интернаты, и, естественно, у региональных властей, которые
сейчас имеют порядка нескольких триллионов рублей долгов, возникает соблазн
сэкономить на интернатных расходах. Как это сделать? Поместить ребенка в
обычную школу под лозунгом «Даешь инклюзию, долой проклятые резервации».
Но если на самом деле создавать доступную среду в каждой школе, это будет
намного дороже, чем содержать коррекционные школы. А у нас под инклюзивной
средой зачастую понимается пандус на первый этаж. А как ребенок заберется на
второй этаж? И самое главное: готовы ли педагоги его учить? С этим большие
проблемы.
Ключевым моментом всей этой истории стало введение подушевого финансирования. Оно также впервые появилось в новом законе «Об образовании» 2 года назад. Базовая ставка на любого ребенка теперь 63 тысячи в год. С таким подходом школы, где мало детей в классах и, соответственно, учителей требуется больше, просто не могут выжить. Конечно, на инвалидов выделяется больше денег, есть специальные коэффициенты. Для тех, у кого нарушение опорно-двигательного аппарата, для слепых и слабовидящих базовая ставка, например, умножается на три. Но этого совершенно недостаточно, чтобы спасти коррекционную школу. В Москве некоторое время город доплачивал так, чтобы все школы (и коррекционные в том числе) получали нужное финансирование. Сейчас эта практика прекращена.
Елена Багарадникова, Член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов, мама Тимура: Наша школа «Кашенкин Луг» сейчас получает финансирование в 13
раз меньше, чем до принятия нового закона «Об образовании». Закрытия и слияния школ проходят беспощадно и
с нарушениями. Делается это по
стандартной схеме. Родителей убеждают, что теперь станет только
лучше. Если вам директор говорит: с вашим
ребенком будет все замечательно, мы с вами сейчас разовьем инклюзию — и
ваши дети вольются в общество. Он говорит красивые слова, но механизмы,
которыми это будет обеспечено, никак не проговариваются. В результате этих реорганизаций
и ликвидаций педагоги, работающие с особенными детьми, лишаются льгот. Существовавшая
ранее надбавка учителю «за трудность» работы с инвалидами, отменена.
Раньше в детских садах проводилась реабилитация, там были медсестры и врачи. Теперь по новому закону «Об образовании» они как медицинские работники должны быть оформлены в медучреждение. Поликлиники часто заявляют, что у них нет дополнительных ставок. Оборудование, которое приобретали для физической реабилитации детей, простаивает. Происходят просто вопиющие истории — например, попытки «убрать» услуги медицинской реабилитации у детей с проблемами зрения. Без этого лечения некоторые дети могут ослепнуть. В Зеленограде в детском саду №3 проходят реабилитацию 116 детей с различными диагнозами, с ними занимаются на аппаратах в специально оборудованном кабинете. На основании нового закона «Об образовании» садик перестал считаться коррекционным и стал общеобразовательными, где не предусмотрено лечение детей. Только борьба родителей помогла оставить возможность лечения. И это не частный случай, это происходит систематически.
Ева, мама Кати, Москва: Во многих школах восьмого вида (школы для
детей с нарушениями интеллекта) в Москве сократили воспитателей и укрупнили
классы. У нас, например, теперь нет воспитателей и детям некому помочь переодеться,
спуститься в столовую, некому отвести в туалет. Это все не может
делать один учитель. Для этого были воспитатели. Раньше у нас было 5–6 детей в
классе и учитель каждому мог объяснить программу, теперь их 13, и они очень плохо
усваивают материал.
Наталья, мама Сережи, Череповец: В Череповце нашу единственную школу-сад для слабовидящих детей №58 слили со школой-интернатом для глухих детей. Группы, спальни и классы здесь меньше, чем указано в санитарных нормах. Первоклашки раньше могли днем спать в школе, у них повышенная утомляемость, и им очень важен этот сон. У моего ребенка внутричерепное и внутриглазное давление, у него носом кровь идет, когда он переутомляется. В перестроенном здании спален для первоклашек не предусмотрено. Группы для детского сада очень маленькие, в них практически нет игровой зоны, душно, тесно. К нам приезжала чиновник Министерства образования, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ирина Терехина. Она сказала, что санитарные нормы — это, вообще-то, всего лишь рекомендации. И ничего страшного. В новом здании не соблюдены правила пожарной безопасности. Со второго этажа нет пожарных выходов для каждой группы детского сада. Юрист Управления образования Череповца сообщила, что у них есть все документы, разрешающие открыть это здание с небольшими пожарными нарушениями. То есть риск того, что при пожаре слабовидящие дети будут прыгать из окон второго этажа считается «небольшим нарушением».
Ситуацию с нашей школой Диана Гурцкая — член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства — донесла до президента. Президент сказал, что здесь какая-то управленческая ошибка и ее надо исправлять. Тем не менее в Управлении образования Череповца пришли к выводу, что президент все не так понял, и продолжают в том же ключе, только на всякий случай сохранили нашу школу-сад № 58 как юридическое лицо.
Что бывает, если учителя в обычной школе не готовы к особенному ребенку
Елена, мама Егора, Краснодарский край: Все началось, когда мой сын Егор пошел учиться
в третий класс обычной школы. Неудобность моего ребенка заключается в том, что
иногда он на уроках разговаривает сам с собой вслух, на переменах открывает и
закрывает краны, бегает по школе, прыгает по ступенькам, один раз в голос рассмеялся на уроке. Директор и учителя почти с самого начала стали давить на
меня — требовать перевести его на домашнее обучение. Я боялась этого. Он хотя и не дружит с детьми,
но держится рядом, если все идут на перемену, он тоже идет, все на урок
побежали, и он за ними, а дома где это взять? Я живу одна с ним, в гости к нам
никто не ходит, кроме меня в 4 стенах и школы, он никого не видит. В итоге я была
вынуждена перевести сына на индивидуальное обучение. Он по-прежнему ходил в
школу, но занимался отдельно от других ребят с учителями, а на каких-то уроках
он мог присутствовать вместе со всеми. Занятия назначали в перерывах между
уроками, например, когда у детей физкультура. Все
эти индивидуальные уроки проводились кое-как, спустя рукава. В итоге сейчас я
учу ребенка дома сама. В школу он иногда приходит просто посидеть.
Жанна, мама Александра: У моего сына синдром дефицита внимания и гиперактивности. У нас нет в районе коррекционной
школы. Мы учимся в общеобразовательной, и нас выгоняют на домашнее обучение. Мне было сказано, что если мы не откажемся от обучения в массовой школе, то
ребенка прикрепят к детской комнате полиции и поставят на учет в психоневрологический
диспансер. Нужно понимать, что такого ребенка ни в коем случае нельзя
изолировать от общества. Со своей стороны я делаю все возможное, чтобы помочь.
Я пыталась разговаривать с родителями, рассказывать, что синдром СДВГ со
временем сглаживается. Давала рекомендации педагогам, предоставляла печатный
материал, как взаимодействовать с такими детьми, но все мои попытки оказались
тщетны.
Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) смогут вписаться в общий образовательный процесс в
обычных школах и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике
же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного
образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей с
ОВЗ легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно
работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали
закрывать.
Почему детям с особенностями развития необходимо учиться
Инклюзивное образование необходимо. У обычных
детей, которые учатся рядом с особенными, появляется больше
сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными
и терпимыми. И это единственный путь к инклюзивному обществу, в котором люди с инвалидностью не воспринимаются как изгои. Но подготовленные педагоги и доступная
среда для полноценного развития инклюзии должны быть общей, а не точечной
реальностью.
«Есть такое понятие — отложенные обязательства, — говорит Татьяна Усенко, мама особенной девочки из реорганизованной школы надомного обучения 381, — наши дети сейчас требуют много денег, а потом на выходе, когда им восемнадцать и они поступают куда-то, вот тут-то эти инвестиции срабатывают. Речь сейчас идет о том, будут ли дети иждивенцами или смогут работать. Многим не удастся найти работу, если они сейчас не получат образования.
Вот представьте, 10 лет обучения в школе и 50–60 лет жизни человека, затраты на обучение наших детей — это вот эти десять лет, но это сделано, для того чтобы остальные 50–60 лет его жизни такой человек был полностью социализирован и приносил пользу обществу, в том числе и как налогоплательщик. Сокращая сейчас эти затраты, мы перечеркиваем полностью эту будущую экономию. А еще есть, конечно, морально-нравственный аспект: это сломанные судьбы, искалеченные жизни детей и их родителей».