перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь с детьми

Как устроен Университет детей

Люди

В Москве существует Университет детей, где лекции читают ученые, а экскурсии проводят не только в хороших музеях, но и, например, в офисе «Яндекса». «Город» побывал в Университете и поговорил со студентами.

Университет детей — образовательный проект Политехнического музея, организованный по принципу польской системы обучения, которая практикуется уже 7 лет. Главная идея в том, что дети сами выбирают классы и воркшопы, на которые им интересно ходить, лекции им читают первые люди из мира науки, а сам образовательный процесс подразумевает гораздо больше опытов, экспериментов и вообще соприкосновений с реальной жизнью, чем это принято в обычной школе. В России университет помогли запустить поляки в сентябре 2013-го на базе Высшей школы экономики.

В новом семестре, поступить на который можно вплоть до 16 февраля, обучение проводится по двум направлениям: «Динамика» для детей 10–11 лет и «Импульс» — для детей 8–9 лет. Студенты «Динамики» будут сначала изучать «Здоровье и медицину» — и узнают, как выжить в экстремальных условиях, как оказывать первую помощь, почему люди болеют и боятся и многое другое. Второй блок будет называться «Современный мир» — в нем лекции и занятия будут посвящены толерантности, людям с особенностями и всему многообразию культур большого города. Студенты «Импульса» будут заниматься и философией, и математикой, и геологией, и множеством других наук — выбирать будут сами дети. Им рассказывают, к примеру, почему плесень такая живучая, что общего у скрепки и граненого стакана — и о множестве других интересных вещей из разных областей. 

Занятия проходят по воскресеньям утром или днем в Высшей школе экономики на Шаболовке, МГУ и Культурном центре ЗИЛ. А также в зоопарке, всевозможных музеях и других — зачастую совсем неожиданных —местах. 

Чтобы стать студентом, нужно купить абонемент на семестр (2000 р.), получить расписание занятий, бедж с именем и зачетку, в которой будут фиксироваться посещения.

Варя, 10 лет 

Фотография: Зарина Кодзаева

«Никто меня не заставляет сюда ходить, я сама хочу. Первый воркшоп, на который я попала, был про карьеру дождевого червя. Мне очень понравилось, поэтому я и стала ходить. Мы сидели по группам: тайга, джунгли, подводный мир — и были разными животными. Если кто-то на ком-то паразитирует — они привязывались красными ленточками, если ест кого-то из своей группы — зелеными, если между ними симбиоз — синими. Получилась в итоге очень запутанная система — все переплелись между собой. И потом мы делали выводы, что все в природе взаимосвязано. В школе нам так не рассказывают. Еще вот был очень интересный воркшоп — как меняется тело человека. Мы обсуждали, откуда появляются легенды про хоббитов и вампиров. И угадывали, у людей каких профессий развита или изуродована какая-то часть тела — то нога стирается, то рука».

Миша, 9 лет

Фотография: Зарина Кодзаева

«Меня очень впечатлила лекция про Марс. Оказалось, что американских марсоходов больше, чем русских. Картинки показывали — один робот даже сам себя сфотографировал. Но больше всего мне запомнилась лекция «Как библиотека может победить пробки». Нам рассказывали, что без книг светофоры нельзя починить. Чтобы пробок стало поменьше, нужны деньги.  А чинить дороги нужно летом, чтобы людей было поменьше, иначе тоже пробки возникают. И вот мы решали задачи, куда сколько денег отдавать, чтобы городской бюджет правильно распределялся».

Петя, 10 лет

Фотография: Зарина Кодзаева

«Я не пропускаю занятия не потому, что всегда интересно. Бывает и скучновато. Но никогда не знаешь, как будет в этот раз. 

Мне нравятся занятия, на которых ты можешь и слушать, и делать одновременно. Больше всего меня впечатлил воркшоп про совместную работу. Два человека сели отдельно, остальные разделились на две группы. Мы должны были придумать такую конструкцию, чтобы яйцо упало с двух метров и не разбилось. Нам выдали пластиковые стаканчики, 5 листов бумаги, скотч и сырое яйцо. Мне нравилось смотреть, как делают другие. Оказалось, что разницы нет, в смысле, что у каждого подхода есть свои плюсы и минусы. На совместной работе много идей, а на одиночной никто тебе не мешает. Вот мне лично удобнее в одиночку работать».

Надя, 9 лет

Фотография: Зарина Кодзаева

«Мне здесь интересно, а дома ты можешь каждый день после уроков тупить. Здесь все время рассказывают что-то новое, ты все время что-то узнаешь. Конечно, дома можно читать книжки, но книги надоедают. Больше всего мне понравилась тема «Как растут деньги». Ты должен вложить деньги в банк под какие-нибудь проценты, и тогда эти проценты будут каждый год тебе отдавать. Свои накопления я, правда, в банк пока не положила. Сложно выбрать — везде разные проценты и условия».

Андрей, 11 лет 

Фотография: Зарина Кодзаева

«Мне все тут нравится. В школе у нас сейчас мало предметов, а тут интереснее. Сходить в «Яндекс» было любопытно: нам рассказали про компанию, про то, как изнутри устроена поисковая система. А потом нас поделили на две группы и дали задание — какому-то герою из книжки нужно было помочь что-то найти, используя «Яндекс», и каждый из нас должен был придумать запрос, чтобы ему помочь».

Аркадий, 10 лет

Фотография: Зарина Кодзаева

«Я ходил и буду продолжать ходить на «Динамику». Очень понравилась лекция про динозавров, я их люблю очень и книги про них читаю, но послушать было интересно. Еще было здорово на воркшопе «Как найти клад». Мы поделились на две команды, зарывали клад с магнитом и намагниченными иголками и искали, где он находится. Еще мы ходили в какой-то музей на занятие «Как может выжить рыба на суше». Сам вопрос неправильный — никак не может. Но нам подробно разъясняли, почему так происходит. Мы смотрели на разных рыб и изучали их дыхательную систему».

Ошибка в тексте
Отправить