Жизнь с детьми
Чем занимаются в детском городе профессий «Мастерславль»
В московском Сити запустился тематический парк, где детям объясняют, какие бывают профессии и зачем они нужны. Корреспондент «Города» Елена Ванина отправилась в «Мастерславль» с двумя своими племянниками, чтобы выяснить, как выглядит вероятно лучшее на данный момент детское развлечение в Москве.
«Я люблю животных! Жуков. И всех птиц. Больше всего птиц. Нет, больше жуков. Нет, я люблю всех животных», — рассудительно вещает мой пятилетний племянник, пока мы кружим по галерее «Метро» в поисках детского города «Мастерславль». «Да у него даже золотая банка есть, куда он всех своих жуков складывает», — смеется его девятилетний брат. С Даней, который любит животных, давно все стало понятно: он знал названия, кажется, всех жуков на свете. При виде какого-нибудь богомола он не падал в обморок, как все члены нашей семьи, а ласково брал чудовище в руки и начинал гладить. Отдыхая в Греции, Даня создал «Клуб любителей насекомых» и принимал туда местных мальчиков и девочек, требуя отчитаться, за что конкретно они любят божью коровку или, например, стрекозу. Уже в три года Даня отлично знал, что значит слово «энтомолог». Старший брат Иван, глядя на брата, тихо посмеивался. А на вопрос «Кем же хочешь стать ты?» не без гордости отвечал: «Я буду всеологом». Ну хорошо, малыш, всеологом так всеологом.
А что такое налоги?
Пройдя через рамку металлоискателя, мы покупаем билеты и садимся в поезд. Там при погашенном свете детям объясняют, куда они попали и что их, собственно, ждет на выходе. Правила очень простые: в «Мастерславль» пускают детей от 5 до 14 лет. Здесь есть собственные законы и собственная валюта. Пока в городе работают 20 мастерских-лабораторий, но уже к сентябрю должны заработать еще 50.
«В городе «Мастерславль» действует жесткая табель о рангах — чем больше мастерских вы посетите, тем дальше продвинетесь и тем больше будут прибавки к зарплате. Не забывайте о том, что участие в благотворительности уменьшает ваши налоги», — доносится из динамиков голос, который идеально подошел бы для озвучки сказок. «Мама, — осторожно спрашивает маленькая девочка, — а что такое налоги?» «Ну-у-у это…» — выдыхает та громко. «Поезд прибыл на конечную остановку», — объявляет голос, и мама радостно подталкивает дочку к выходу.
Несмотря на то что «Мастерславль» занимает два этажа башни «Эволюция» в Москва-Сити, это место и правда похоже на город. Здесь есть площадь, пара улиц, дома с мастерскими, больница, проезжая часть и полицейский участок. Первое, во что упирается взгляд, — до боли знакомая зелено-белая вывеска «Сбербанк». Племянники нерешительно встают в очередь. «А что думаешь, правда, за билеты нам дадут деньги?» — аккуратно интересуются они. Через пару секунд кассир выдает каждому из них по 80 талантов (так называется местная валюта). Старший аккуратно пересчитывает купюры и тут же прячет их в карман. Младший делает из денег веер и восхищенно восклицает: «Вот это да! Мама бы точно обрадовалась, если бы увидела, что у меня столько денег!» Через пару секунд оба поворачиваются ко мне: «А что мы будем с ними делать?»
Как отличить след волка от следа медведя?
Для таких случаев здесь есть бюро трудоустройства, там детям объясняют, где можно заработать деньги, где потратить и вообще — как с пользой провести 4 часа, которые длится сеанс. Племянники робко смотрят на улыбающуюся девушку. «Наверное, как все мальчики, вы хотите скорее научиться водить машину?» — спрашивает она. По лицам племянников понятно, что девушка не угадала. «Или, может быть, хотите в театр?» Снова молчание. «Ладно, — наконец говорит старший. — Мы пойдем сами походим». «У нас есть деньги!» — радостно добавляет младший.
Через секунду они зависают у небольшого деревянного ящика с землей. Молодой человек с кисточкой аккуратно расчищает следы птиц. «Занятие на биостанции стоит 20 талантов», — поясняет он. «Но у нас есть деньги! Мы заплатим!» — трясет своим веером Даня. Дальше молодой человек объясняет им, как отличить след волка от следа медведя. И они начинают делать гипсовый раствор, чтобы получить слепок следа. Взрослым по местным правилам присутствовать на занятиях нельзя, поэтому я иду дальше.
Дай лучше мне свои деньги
Напротив улыбчивая девушка учит мальчика и девочку собирать палатку. В галерее еще несколько мальчиков учатся разным способам развески картин, но самая большая активность, естественно, у автодрома. Здесь есть ремонтная мастерская, где учат, чем карбюратор отличается от смесителя, автошкола, где проводят краткий курс теории, проводят медосмотр и выдают права, и, собственно, небольшая дорога, по которой можно прокатиться на электромобиле. У нее толпятся несколько детей лет 7–8. «Ну, блин, сто талантов-то у меня нет!» — девочка грустно пересчитывает свои деньги. «Иди заработай», — чуть высокомерно советует ей друг. «Сам и зарабатывай. Я не хочу, — отвечает она. — Я просто возьму кучу денег, буду ничего не делать, только тратить». «Ага, — ехидно улыбается мальчик, — где ты их возьмешь?» «А где надо!» — «Ничего ты не возьмешь. Не будет у тебя прав. Иди букеты делай. Ты девочка. Вот и делай букеты». — «Сам делай букеты. Сам девочка». — «Я заработал. Мне хватает». — «Ну и дурак». Девочка надувает губы, обижается, но через секунду ее осеняет: «Дай лучше мне свои деньги. А я не скажу папе, что это ты стер его игру с телефона». «Ты что, псих?» — удивляется брат. Но через секунду, со словами: «Да и пожалуйста, мне в больнице интересней», — действительно дает ей денег.
Идея парка, где ребенок может попробовать себя в разных профессиях, совсем не нова. По всему миру работают десятки подобных. Принцип один и тот же: дети попадают в замкнутое, хорошо охраняемое и продуманное пространство, которое устроено как город в миниатюре, с кучей мастерских, где им предлагают за 15–20 минут пройти короткий спецкурс, дающий представление о том, что из себя представляет та или иная профессия. Мексиканский проект KidZania за 15 лет существования открыл 15 филиалов по всему миру — от Токио до Кувейта. Задача у всех более-менее одна и та же — попытаться через игру выявить детские интересы. Поэтому и мастерские в таких местах совсем разные — от театра до стройки.
Что плохого в том, чтобы быть дворником
Когда мне было пять лет, мы с бабушкой обошли, кажется, все кружки в домах пионеров поблизости, включая кружок по авиамоделированию. Так что я прекрасно представляю, что такое для ребенка даже не определиться с будущей профессией, а просто понять, что именно тебе интересно, кроме книг, мультиков и компьютерных игр. Модные в детском социуме профессии типа банкира, милиционера или космонавта в 90 процентах случаев навязаны взрослыми. Взрослые ведь всегда знают, «как надо». Даже в самых образованных семьях родители всегда советуют и чаще всего — одно и тоже. Часто ли вы слышали, чтобы ваши знакомые предлагали детям стать пекарем, авиаконструктором или, например, научиться делать хорошие кирпичи? «Нам хотелось показать, с чем сталкиваются их родители, когда уходят из дома на работу, — рассказывает руководитель творческих программ «Мастерславля» Ксения Гусева. — Есть очень много стереотипов у детей неправильных о разных профессиях. Например, родители говорят: «Не будешь учиться, будешь дворником». А что плохого в том, чтобы быть дворником? Когда мы говорим о мусоре с детьми, мы говорим еще и об экологии, о раздельном сборе мусора, о том, откуда мусор берется и как с ним дальше быть».
«Мастерславль» придумала и сделала девелоперская компании «Эспро». Начинали с банального поиска сотрудников. «Мы столкнулись с тем, что менеджеров много, экономистов много, а вот специалистов — почти нет. Руками никто ничего не делает. Тогда мы и подумали, что специалистов нужно выращивать», — рассказывает руководитель проекта Роман Климов. Сначала компания собиралась купить франшизу мексиканского проекта KidZаnia, но потом решили, что лучше сделать свою программу. «Там все гораздо больше нацелено на игру, мы хотели сделать чуть больший уклон в знания. Поэтому кроме базовых занятий сделали еще и мастер-классы, которые длятся не 15 минут, а уже около часа».
Местный «Следственный комитет»
Одно из главных и, безусловно, верных местных правил — минимизировать присутствие взрослых. В идеале этот город должен был бы обходиться вообще без них, но на такие резкие меры создатели не решились, так что в сам парк взрослых пускают, но на занятия просят не заходить. «У нас сейчас пропала дворовая культура, которая была еще десять лет назад. Дети живут в мире своих родителей, кружков и интенсивных занятий; у них довольно ограниченный социум и почти нет мест, где они могут быть одни — совершать ошибки, делать что-то, что, может, не понравится их родителям. Но зато они могут и принимать решения. Мы даже сейчас видим, что приходят мама, папа, бабушка, один ребенок. Все родственники рассредотачиваются по очередям, занимают за него места, говорят, куда ему идти. А нам хотелось бы, чтобы решения принимал сам ребенок», — объясняет Ксения. Мы сидим прямо напротив местного «Следственного комитета», где детей учат брать отпечатки пальцев. Для людей, хоть чуть-чуть интересующихся политикой, словосочетание «следственный комитет» звучит как минимум неприятно. Но это как раз тот случай, когда мы становимся заложниками собственных страхов. «Следственный комитет» в «Мастерславле» — это выездное отделение полиции, где занимаются расследованием преступлений. От политики здесь намеренно не дистанцируются — пока в городе есть мэрия (которая, правда, состоит из руководителей проекта, а не из детей) и полиция, а когда парк заработает в полную силу, появятся паспортный стол, избирательный участок и центр исследования общественного мнения. Обещают, что дети сами будут проводить опросы среди посетителей и влиять на решения мэрии города.
«Мы думаем о том, как адаптировать детей к реальной жизни. Нам хочется, чтобы они поняли, как функционирует город или общество», — рассказывает Роман Климов. «А что если дети увидят, что реальность, в которой они живут, сильно отличается от той, которую демонстрируете им вы?» — спрашиваю я. «А если они увидят, что реальность отличается в худшую сторону, они задумаются, возможно, о том, как это исправить. Все в их силах», — отвечает Климов.
Что за специальная ответственность?
Пока до таких глобальных вопросов детям явно далеко. Но вот о насущных проблемах приходится задуматься довольно быстро. «У нас уже кончаются деньги», — говорит старший. «Надо подкопить! Надо подкопить!» — тараторит младший. «Идите зарабатывайте», — говорю я. «Но куда?» Помня о местных принципах, я решаю не помогать: «Куда хотите». Они удивленно смотрят на меня, но потом отправляются бродить по городу. Через несколько минут вижу, как они криво развешивают в галерее фотографии. Фотографии падают, приходится начинать все снова и снова. Но в конце концов племянники выходят со словами: «Заработали еще по 15!» «А на что вы копите?» — спрашиваю я. «Не знаем», — отвечают они. «Но это же странно — копить деньги просто так. Может, пойдете потратите все?» — «Нет! Подкопить! Подкопить! Подкопить!» — «О’кей, копите». — «Мы пошли в больницу!» Чем дальше, тем меньше их интересую и я сама, и мои дурацкие советы.
В конце концов мальчиков все-таки осеняет: «Мы хотим научиться водить!» «Хорошо, но почему вы сразу туда не пошли? Это же самое дорогое развлечение тут!» — «Мы хотели к животным! Мы хотели в больницу». — «Достаточно накопили?» Они достают деньги из карманов и кидают их в кучу на пол. Разноцветные бумажки разлетаются по полу, племянники быстро собирают их, а потом долго считают: «Всего девяносто! Не хватает». «И что будете делать?» — спрашиваю я их. Они снова на секунду задумываются, и потом старший произносит тихим голосом: «Ладно, Даня, делать нечего, пойдем в службу уборки». Через несколько секунд я вижу сквозь стекло, как две маленькие фигурки сортируют мусор в резиновых перчатках. «50! Нам дали целых 50 денег!» — радостно выбегают они назад. «Если бы я знал, что за это дают столько денег, — говорит Ваня, — я бы уже три раза туда сходил! Или даже четыре». «Или даже пять», — добавляет Даня. И довольно сует купюры в карман. «Это, — поясняю, — в вас так зарождается социальная ответственность». «Что за специальная ответственность?» — спрашивают племянники. Но чтобы не прослыть демагогом, я предлагаю отложить этот разговор до киоска с мороженым.
- Адрес Пресненская наб., 4, стр. 1, м.«Выставочная»
- Телефон (495) 637 57 50
- Сайт www.masterslavl.ru
- Режим работы до июня «Мастерславь» работает в тестовом режиме, детей приглашают на два сеанса — 10.00–14.00 и 15.00–19.00, для детей с 5 лет