перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь с детьми

Как игры и волшебство могут изменить русские школы

Перемены

«Город» разбирается в феномене Classcraft — системы, превращающей школьный урок в увлекательную ролевую игру. Мы поговорили с одним из российских учителей, который ее практикует — а также нашли еще один способ геймификации школы, который Минобр должен взять на заметку прямо сейчас.

Что такое Classcraft

Эту образовательную игру в прошлом году запустил канадский учитель физики Шон Янг. Classcraft позволяет школьникам на уроках существовать как бы в параллельной, волшебной реальности. 

В начале урока и учитель, и дети выбирают роли: учитель — наставник игры, дети же могут выбрать себе воина, лекаря или мага. Урок идет своим чередом: ученики выходят к доске или пишут тесты, но кроме оценок получают очки опыта или очки урона. За проявленную активность, успешные ответы и примерное поведение баллы накапливаются, а за опоздание, несделанную домашку или нарушение дисциплины — снимаются. Чем больше у школьника очков, тем круче можно прокачать своего героя: получить новое оружие, одежду или завести виртуального питомца. Набрав определенное количество баллов, ученик может заработать бонусы и лично для себя: получить разрешение уйти с урока пораньше, несколько дней не делать домашнее задание, подсмотреть на контрольной в учебник или даже поесть во время занятия. 

Создатель Classcraft Шон Янг в разговоре с «Городом» признал, что сегодня существует много образовательных игр, но именно Classcraft можно использовать вне зависимости от возраста школьников и изучаемого предмета: «Classcraft фокусируется не на содержании занятия, а на поведении игроков, на развитии навыков, которые помогают им лучше учиться». Шон занимался разработкой игры в течение четырех лет. «Я понял, что современным детям нужно больше, чем традиционные занятия по принципу «учитель рассказывает — дети слушают», — говорит он. — В эпоху интернета дети имеют доступ ко всему мировому знанию прямо в своей комнате, поэтому школа должна предлагать не просто знания, а уникальный опыт, который позволит им приобрести такие сложные компетенции, как умение сотрудничать, решать проблемы или анализировать».

Играть в Classcraft на русском языке можно уже сейчас. Доступны три версии: бесплатная, условно-бесплатная (оплачивается не доступ, а дополнительные опции) и премиальная (10 долларов с класса + 1 доллар с каждого ученика в год). По словам Шона Янга, в ближайшее время игра будет русифицирована полностью. Она подходит для классов с разной технической оснащенностью: если нет возможности предоставить компьютер каждому ученику, достаточно только учительского компьютера и проектора для школьников, также ученики могут подключаться к игре и со своих смартфонов.

Сейчас около 75 тысяч человек (учителя и ученики от 10 до 20 лет) из более чем 50 стран мира подключены к Classcraft. «Это совсем неплохо, принимая во внимания то, что мы официально запустили свой сайт только в августе», — хвастается Шон. По опросам, проведенным на сайте Classcraft, 97% пользователей указали, что игра положительно сказалась на результатах учеников, и абсолютно все респонденты отметили, что атмосфера в классе стала лучше, а школьники начали получать от учебы неподдельное удовольствие.

Шон Янг, создатель системы Classcraft

Шон Янг, создатель системы Classcraft

Фотография: www.classcraft.com

Как это уже работает в России

«В силу неопытности школьники чаще становятся магами и воинами», — рассказывает Марат Ахметшин, учитель информатики башкирскоого лицея-интерната в Уфе. Он — один из 25 российских учителей, которые используют Classcraft. «Город» задал ему несколько вопросов.

  • Чем вас привлек Classcraft?
  • Тем, что урок информатики из достаточно скучного предмета (особенно когда мы начинаем затрагивать теоретические вопросы) вдруг превращается в приключение. В наш лицей ребята поступают по результатам олимпиад, которые мы сами и проводим. В остальном мы также поддерживаем инновационные решения в образовании. До появления Classcraft мы использовали разные методики: и проектную организацию урока, и раздавали «беджи» в Edmodo (образовательная социальная сеть. — Прим. ред.), а в летней школе мы ввели отдельную валюту, которая называлась СМС, — в последний день дети на аукционе могли выкупить подарки, игрушки и всякие полезные штучки на заработанные «деньги». Геймификация — это новый термин, не сильно распространенный в наших краях, но по факту мы внедряем ее уже давно. 
  • Сколько вы уже используете Classcraft на своих занятиях? 
  • Мы работаем с Classcraft c начала учебного года. Детям нравится получать очки опыта, и они живо реагируют, когда изменения в игре происходят быстро, и все задействованы в этом процессе. Очень здорово развивается командный дух: за помощь другу ребята могут получить больше очков, нежели за решенную задачу. Мой коллега рассказывает, что его ученики начали решать больше задач на программирование, а учебный процесс фактически перешел на самообразование. Ребенок начинает решать задачки на уроке, а потом продолжает дома, только ради очков опыта. До Classcraft этого трудно было добиться — мотивация была не такой высокой.
  • Расскажите, как проходят уроки?
  • Игра не зависит от того, на каком предмете ее используют: это может быть физика, математика или даже физкультура. В принципе, даже необязательно, чтобы в классе были компьютеры, главное — чтобы у учителя был хотя бы айпэд. Роль учителя в игре — Gamemaster, «хозяин игры». Он подстраивает ее под условия класса. Каждый класс — это отдельная деревня и, соответственно, совершенно разные правила. У учителя в игре есть несколько инструментов: Силы (Powers), Мана (AP), Здоровье (HP), События (Events), Наказания (Sentences). Урок начинается с того, что мы генерируем случайное событие для этого занятия. Программа показывает какую-либо новость: например, «Рог изобилия. Все ученики могут поесть во время урока». Конечно, не все эти события идеально подходят под российский менталитет или возраст всех школьников, зато появляется эффект неожиданности. Представим ситуацию: учитель дает задание, дети начинают работу, кто-то выходит к доске. Ученик выполняет задание, мы ему добавляем очки опыта (XP), у его героя автоматически повышается уровень, а потом, когда он достигнет, например, 1000 XP, то можно будет прокачать Силы, или навыки (Powers), которые дают ученику право на определенное действие: например, выйти пораньше с урока, музыку в кабинете слушать или списывать во время экзамена (эти действия прописываются в игре заранее). Чтобы перейти на следующий уровень, школьнику придется тратить ману, а иногда и здоровье своего героя. На наших уроках, когда ученик достигает, скажем, третьего уровня, он может получить полное решение какой-либо задачи на контрольной. Только за это ему придется потратить 10 очков маны (AP), но зато он получит очки опыта — 175 XP. Теперь представим другую ситуацию. Ученик опоздал больше чем на пять минут, или балуется с одноклассниками, или достал гаджет и играет, или сидит в социальных сетях. В стандартной ситуации, без Classcraft, мы бы отобрали телефон, отвели к директору, позвонили родителям — список можно продолжать. А сейчас мы просто начинаем уменьшать очки здоровья (HP) героя, скажем, на минус 5. Многие сразу перестают паясничать.
  • За что школьники получают больше всего очков?
  • Поощрять можно за что угодно. Единственным ограничителем здесь является только наставник игры и его фантазия. Главное, прописать правила в самой игре, чтобы дети их видели. Мир игр настраиваем под любые условия. Если вы, например, классный руководитель, то почему бы и не добавить уровень или XP за то, что ученик выиграл олимпиаду или сделал доброе дело? Поначалу они будут делать это за бонусы, но потом привыкнут, и дальше дело пойдет уже на добровольной основе. В этом году на информатике мы добавили «Coca-Cola Party», которую должен устроить учитель (достичь этого школьники смогут только весной, поэтому ничего страшного для учителя нет), или «Game Champ на три урока» — ученики смогут три урока подряд играть в любую сетевую игру. Представьте себе! Прямо на уроке! Никто не запретит тебе играть во что хочешь, но сначала поработай для этого. Но это про пряники, а есть и кнут — это минусование здоровья и смерть героя, например, за плохое поведение. Чтобы восстановить здоровье, ученику придется отработать «наказание» — сделать дополнительные задания.
Так выглядят персонажи школьников

Так выглядят персонажи школьников

Фотография: www.classcraft.com

  • Каких персонажей чаще выбирают: воинов, лекарей или магов?
  • В силу неопытности дети в первую очередь выбирают магов и воинов. Но в тех классах, где ребята сразу понимают логику игры, набор сбалансирован. Создатели игры рекомендуют делить классы на команды по 5–6 человек, иначе игра получается слишком легкой. Правильно сбалансированная игра — когда в командах по 6 человек, где всех персонажей по двое или хотя бы больше одного целителя. У каждого из персонажей есть свои преимущества: маг может увеличивать ману своих одногрупников, а лекарь, соответственно, лечить.
  • Как отнеслись к новшеству администрация школы и родители?
  • Проблем пока не было. Администрация нас поддерживает. Другие учителя тоже не видят в этом ничего плохого, ведь вопрос мотивации детей остро стоит у многих. Когда один учитель что-то находит в этом направлении, то все остальные рады перенять опыт и использовать на своих занятиях. Когда на оперативке один из моих коллег рассказывал про Classcraft, всем очень понравилось — даже посыпались предложения переложить опыт в целом на всю школу. 
  • Противники игры настаивают на том, что Classcraft пробуждает в детях «нездоровую соревновательность» и «отвлекает от предмета». Вы заметили какие-либо минусы?
  • Особых минусов пока не увидел. Наоборот, у игры огромный потенциал при правильном использовании. Она дает детям возможность посмотреть на, казалось бы, скучные вещи под новым углом — их это захватывает. Атмосфера в классе становится только дружественнее и сплоченнее. Мы — школа, мы передаем знания, а игра — просто форма и инструмент передачи и мотивации.  
  • Как вы узнали про Classcraft? 
  • Прочитали в интернете. Сначала просто зашли на сайт и понажимали кнопочки, а уже в этом учебном году зарегистрировали на сайте все свои классы, и начался повсеместный квест.
  • Сложно ли было подключиться к Classcraft?
  • Вообще несложно. На сайте (classcraft.com) есть куча необходимых материалов. Дети английский язык знают (изучают с 7 класса, первый год по 15 часов в неделю), так что проблем не было.
  • В современной школе необходимо искать новый подход к ученикам?
  • Когда вокруг происходят такие мощные изменения, нельзя оставаться таким же и применять все те же методы, которыми пользовались бабушки с дедушками. Есть мнение, что наша система образования неидеальна. Если кому-то из детей хорошо дается программирование, физика или какой-либо другой предмет, то почему бы не позволить ему углубляться в этом направлении? Скажем, составить ему индивидуальную образовательную траекторию? В США, например, пробуют различные методы. У них есть огромное количество школ с разными образовательными системами и своей философией — Монтессори, Дьюи. У нас же зациклились на поурочной системе с ее планами и часами, а о том, что можно и по-другому, мало кто думает.
  • Много ли ваших коллег разделяет вашу точку зрения?
  • В нашей школе очень много молодых учителей, но инструменты, подобные Classcraft, используют в основном учителя информатики. Наверное, потому что мы больше сидим за компьютерами.
  • Как вы оцениваете перспективы Classcraft в России? Может ли такой или аналогичный инструмент стать распространенной практикой?
  • Не думаю, что в России у Classcraft будет ошеломительный успех. С другой стороны, незамеченным он тоже не пройдет. Скорее всего, им будут пользоваться молодые учителя и те, кто постоянно находится в поиске чего-то нового. Надо понимать, что Classcraft — это инструмент, а не избавление от всех проблем. Во многом все зависит от учителя. Не всем эта игра может понравиться — все-таки в России люди более холодные, чем в других странах. Не все учителя хотят, чтобы на их уроках было весело. Многим хочется, чтобы была дисциплина и никто не двигался, чтобы все слушали только учителя, и не дай бог заговорить с соседом.
И так тоже школьники могут выглядеть

И так тоже школьники могут выглядеть

Фотография: www.classcraft.com

Что еще можно придумать: дневник встречается с World of Warcraft

Андрей Подшибякин Андрей Подшибякин Генеральный директор компании Social Insight, эксперт по играм

«Дневники у детей сейчас онлайновые — то есть существует единая база оценок (и даже домашних заданий) для всех школьников по всем предметам. Мы пишем парсер этой базы и забираем статистику оценок, которую, напомню, можно проследить к каждому конкретному школьнику. Делаем приложение, структурно похожее на WOW Armory (приложение, которое позволяет смотреть, увеличивать или продавать свой инвентарь в World of Warcraft. — Прим. ред.) — то есть для каждого ученика создается персонаж, которого можно кастомизировать визуально. А теперь внимание, самая бомба: характеристики персонажа меняются в зависимости от полученных школьником оценок по предметам!

Допустим, пятерка по русскому означает +5 to speech, двойка по физике означает -2 to alchemy, четверка по физре — +4 to agility и так далее, и тому подобное.

Большие достижения вроде сдачи экзаменов повышают все характеристики на определенный период реального времени. Ну и на эту структуру дальше нанизывается вообще все что угодно — от PvP до рейдов на домашку по химии. Но самое главное, а) дорогие дети мотивированы получать хорошие оценки (потому что если у твоего персонажа низкие статы, то ты по-любому лох); б) понятным для детей образом визуализируется процесс обучения и в) все играют в игры с семи лет и счастливы — родители довольны, потому что это приносит пользу, а дети довольны, потому что это же игры и там будут наплечники 58 уровня самоуважения, и меч Достоевского, и что только не.

Рассказываю об этом так спокойно потому, что у нас сейчас экономика знаний, и распространение информации в перспективе приносит больше денег и радости, чем коммерческие тайны и прочие штуки (нулевые закончились). Осталось только как-то донести это до Минобра».

Ошибка в тексте
Отправить