Ступни-лотосы, забинтованная грудь, маленькие губы — прежние стандарты красоты по-китайски остались в прошлом. К XXI веку Китай раскрепостился, и современные его жители улучшают и украшают себя кто во что горазд. Китаист Зинаида Кунаковская рассказывает, как именно.

Лицо

Глаза, кожа и овал лица — три зоны, которые чаще всего подвергаются бьюти-манипуляциям со стороны китаянок. Большие глаза — мечта каждой второй представительницы нации. На пути к ее осуществлению в помощь идут накладные ресницы, цветные линзы, электрощипцы для завивки, приспособления для аккуратного нанесения туши и волшебная палочка — мини-наклейки, призванные временно создать «второе веко» и эффект европейских глаз. Не менее трепетно китаянки относятся и к форме лица. Квадратное считается некрасивым, так как ассоциируется с мужественностью. Эталонный овал — в форме дынной семечки или гусиного яйца. Если нижняя челюсть не предел мечтаний, можно воспользоваться специальными гаджетами: например, купить нефритовый массажер и ежедневно растирать щеки в надежде на чудо. Или обзавестись еще более странным тренажером, призванным уменьшить нижнюю часть лица. Реалистки же не теряют времени и сразу идут под нож хирурга, стоят операции в среднем $1000–1500 долларов, что вполне доступно.

Еще один китайский бьюти-фетиш — белая кожа. В отличие от Запада, где загар считается привлекательным, в Китае темный цвет кожи никогда не вызывал восхищения. Исторически сложилось, что шоколадный оттенок лица ассоциируется с работой в поле, крестьянской жизнью и бедностью. Девушкам аристократических кровей полагалось быть белее снега. Сегодня в Китае тоже можно услышать выражение «белизна важнее красоты». Летом по пляжу китаянки гуляют с головы до ног укутанные в одежду и под зонтом (доходит до крайностей), а чтобы найти здесь хотя бы один солярий или крем без отбеливающего эффекта, придется заморочиться. С уходом все привычно: кожу тщательно очищают от излишнего жира, потом увлажняют, затем наносят крем любимой марки, корейской или китайской, — все как у нас.

Тело

Один из самых популярных китайских бьюти-челленджей «дотянись до пупка через спину». Что делать, если не дотянулся, не сообщается

1 / 5

Еще один челлендж на тему худобы: мол, если можешь удержать на ключицах грузик, все в порядке

2 / 5

Пару лет назад Китай занял второе место после США по количеству людей, страдающих ожирением. Пока власти ищут способы борьбы с угрозой здоровью нации на государственном уровне, молодые китаянки заботятся о себе сами. Помешанные на худобе, они постоянно затевают в социальных сетях бьюти-челленджи: дотянуться рукой до пупка, обогнув ее через поясницу, спрятать живот за листом А4, положить какие-то предметы на ключицы, чтобы продемонстрировать, у кого больше «торчат кости». Удивительно, что извечная борьба с внешними данными и бесконечные попытки улучшить себя уживаются с таким проявлением бодипозитива, как естественно заросшие подмышки и ноги. Волосатость в Китае не считается зазорной: хочешь удаляй, не хочешь — ходи так. В Поднебесной ехать в общественном транспорте и лицезреть естество чужой подмышки — нормально.

Одежда

Мода на ношение пижамы в общественных местах наверняка пришла из Китая. В плане одежды люди тут очень расслабленные и даже смелые. Китайская молодежь обожает одеваться ярко и необычно. Принты, наклейки, стразы, помпоны, одежда и аксессуары попугайских цветов — здесь все это круто. Отдельное модное течение — милота: оверсайз-одежда, аппликации в виде кошечек, пикачу и всяких местных пушистиков, розовые бантики и плюшевые ушки — все это популярно не только среди школьников и подростков, но и среди людей постарше. Гольфы под туфли и белые носки под брюки — нормально. Треники в цветочек — тоже. Красные волосы — да. Дикие головные уборы, очки без стекол, джинсы с начесом, тапки-чебурашки, леопардовые колготки — в Китае возможно все.

Шопинг

TaoBao — самый большой интернет-магазин всего в Китае

Китайцы обожают шопинг. Не дадут соврать лучшие универмаги планеты, где все чаще можно встретить промонадписи на китайском языке. В самом Китае полно моллов на любой вкус и кошелек: в каких-то закупаются паленкой европейцы, где-то продаются вещи местных дизайнеров высочайшего качества. Невероятно популярен в Китае онлайн-шопинг. Самая знаменитая интернет-площадка — «Таобао». В студенческих городках или у станций метро периодически встречаются развалы с посылками: это курьеры привезли покупки, о месте раздачи которых предупреждают с помощью СМС. Тратить деньги любят на всякое: прищепки на нос, призванные уменьшить размах крыльев носа, или, наоборот, приспособления, которые создают эффект вздернутого кверху носа, или точилки для огурцов, аккуратно снимающие с овоща шкурку, чтобы сделать маску и освежить лицо.

ЗОЖ

Китайцы — нация спортивная. По утрам тайцзи в парках, по вечерам — танцы. Уличные тренажеры, велосипеды, спортивные площадки в университетах — всем этим люди активно пользуются. Общие принципы здорового питания стандартные: дробное питание, много воды, никакого переедания на ночь и контролируемый прием алкоголя. Продуктовая корзина приверженца ЗОЖ тоже вполне стандартная: овощи, фрукты, рыба, постное мясо, бобовые, яйца. Разве что отношения с молочными продуктами здесь другие из-за лактозной непереносимости. Любимые суперфуды в Китае — тыква, зеленый чай, ягода годжи, женьшень, имбирь, печеный батат и горькие огурцы.

Идолы

Корейский певец G-Dragon

1 / 5

Музыканты TFBoys

2 / 5

Представления китайцев о красоте находят отражение в облике поп-звезд, возведенных в ранг кумиров. Музыканты, певцы, актеры — все очень разные: сексуальные, милые, странные, нормальные. Например, Чжан Цзэтянь, прославившаяся благодаря кавайной фотографии со стаканом молочного чая в руке, а потом ставшая девушкой основателя JD.com, который старше ее на 19 лет; Aikelili, ставший известным смешными фотографиями плохо накрашенных женщин; популярная видеоблогер Папи Цзян, топовый певец ЛуХан, мимимишная мальчиковая группа TFBoys, отчаянные Chopstick Brothers, чья песня «Маленькое яблочко» взорвала интернет; красивые топ-модель Лю Вэнь, корейский певец G-Dragon, «танцующая королева» Джолин Цай, один из самых продаваемых певцов Джей Чоу, актрисы Фань Бинбин и Виктория Сун. Но, как и у нас, прославиться могут и обычные люди.

Для многих Китай до сих пор представляется заводом, на котором трудится полмиллиарда безликих людей, дабы обеспечить мировые бутики бесконечным барахлом. На самом деле сегодня Китай — мировая фабрика трендов, которые, может быть, подходят не всем, но однозначно стоят внимания. Говорить о том, что на наш рынок стремительно ворвется мода на светлую кожу, пока не приходится, однако вполне возможно, что кто-то начнет закупаться нефритовыми массажерами или гаджетами для уменьшения щек. А самое главное, чему мы можем поучиться у китайцев, — умение бесстрашно идти на бьюти-эксперименты.