Что случилось с музыкой ФСБ против фестиваля «Матьземля», Хук против New Order, СРО против урагана
12 главных музыкальных событий, новостей и материалов за прошедшую неделю. На этот раз: абсурдные детали отмены одного инди-фестиваля, законопроект, который создаст проблемы для проведения таких инди-фестивалей впредь и прочие приятные новости.
Самая дикая история недели: ФСБ против фестиваля «Матьземля»
Вкратце история выглядела так: в пятницу собственникам клуба «Конструктор», где должен был пройти музыкальный фестиваль под названием «Матьземля», позвонил человек, представившийся сотрудником ФСБ, и настоятельно рекомендовал не допустить проведения концерта, на который может «прийти нежелательная публика», которая «будет разжигать». По всей видимости, точно такой же звонок получила администрация «Электрозавода», где изначально планировалось проведение «Матьземли». Потому что за два дня до концерта без объяснения причин «Электрозавод» отказался принимать его у себя.
Отмену обсуждали, как правило, под углом «а из-за кого же отменили», потому что участники фестиваля, как на подбор, безобидные и аполитичные. И чтобы отыскать в их репертуаре ну хоть какой-нибудь экстремизм в том смысле, который в это слово вкладывает центр «Э» и другие подобные организации, нужно обзавестись какой-то совсем кривой оптикой. Даже версию «причина в том, что в Super Besse играет сын Михалка,» всерьез воспринимать трудно, потому что ну что за ерунда.
Впрочем, правильный, по всей видимости, ответ оказался еще более абсурден. В тот же день, 5 декабря, в заведении Rebel Pub (где, судя по расписанию концертов, дефицита разжигающей публики не предвидится) на окраине Зеленограда должен был состояться концерт коллектива «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля». Мероприятие в «ВКонтакте», анонсирующее это событие, сейчас переименовано в «Концерт запрещен произволом властей», а доступ к нему закрыт.
«АХСиМСЗ» известны не только издевательски точными и чудовищно смешными сочинениями о текущем моменте, но еще и тем, что с недавнего времени несколько их треков помещены в злополучный Федеральный список экстремистских материалов. И, естественно, никаких доказательств у меня нет и быть не может, но очень похоже, что человек в погонах не стал разбираться, где «Матьземля», а где «Мать Сыра Земля», и на всякий случай запретил их все. Потому что наши иконы самые красивые, пам-пам-пам, пам-пам-парам.
Законопроект недели: сможет ли СРО защитить организаторов концерта от человека в погонах с телефоном?
Полтора месяца назад мы писали, как группа крупных игроков концертного рынка помогает составить неприятный законопроект, который отрегулирует как раз этот концертный рынок. На прошлой неделе законопроект внесли на рассмотрение Госдумы. Тем временем они уже зарегистрировали саморегулируемую организацию — СРО, картельное объединение крупных промоутеров. Борис Барабанов взял интервью у одного из организаторов СРО Андрея Матвеева, где впервые появляются конкретные цифры: взнос для участника 150 000 рублей в год, минимальная площадь клуба, который подпадает под действие закона, — 400 квадратных метров.
Это очень плохая новость для небольших независимых промоутеров, потому что новый закон предлагает им фактически прекратить что-либо устраивать или переключиться на квартирники. Ну и доводы в пользу законопроекта типа «был случай на Урале во время одного из опен-эйров: там палатки стояли в лесу, и во время урагана дерево упало на палатку, погибли люди; когда будет принят закон о СРО, будет возможность анализировать риски, связанные с проведением мероприятия на такой площадке» тоже вполне красноречивы.
Судебный иск недели: Питер Хук против New Order
Бывший басист New Order Питер Хук все-таки подал в суд на остальных участников группы. По словам Хука, бывшие коллеги ограбили его, учредив в 2011 году новую компанию, распоряжающуюся роялти и бэк-каталогом группы и не включив туда его. Хук подсчитал, что его потери составили более двух миллионов фунтов стерлингов. Бывшие коллеги тем временем объясняют, что они продолжают выплачивать Хуку его роялти: в настоящий момент тот получает 1,25% от выручки коллектива, но рассчитывает на 12,5%. Так или иначе Высокий суд Лондона принял дело к рассмотрению, к удовольствию Хука и неудовольствию его бывших коллег — которые, как стало известно на прошлой неделе, в 2016-м станут хедлайнерами фестиваля Sónar.
Рождение недели: Канье Уэст релизит сына, но не альбом
У Канье Уэста родился сын — и все наперегонки шутят, что в отличие от дочери Норт Уэст он, ура, не получил анекдотического имени, вызывающего ассоциации с компасом (впрочем, рано радоваться — не надо недооценивать фантазию его родителей). Удивительно, конечно, что человек, который так сильно повлиял на популярную музыку последних десяти лет, в первую очередь воспринимается не как великий музыкант, а как транслятор глупостей, источник мемов и прикол ходячий.
Клип недели: Бьорк
Новая визуальность в клипе Бьорк не такая, конечно, смелая, как в клипе «Front Load», созданном тем же самым тандемом Jesse Kanda и Arca (осторожно, not safe for work), — но тоже вполне себе.
Перевоспитание недели: Ten Walls
Несколько месяцев назад литовский электронный музыкант Ten Walls, чья карьера шла в гору после выпуска клубного хита «Walking with Elephants», опубликовал в фейсбуке пост гомофобного содержания и вызвал страшный скандал. Вскоре Ten Walls удалил публикацию и извинился, но было поздно: коллеги по европейской клубной сцене резко осудили его поступок и закрыли перед Ten Walls все двери. Так, компания, организовывавшая его гастроли, отказалась с ним работать, а все выступления оказались отменены.
Попытка, тем не менее, вернуться на сцену состоялась сегодня: Ten Walls впервые после скандала выпустил новый трек. Премьера состоялась на сайте LGL, литовской организации по защите прав ЛГБТ, а исполнитель вокальной части песни Алекс Рэдфорд является трансгендером.
Итоговые списки недели
Западные издания, начиная с 1 декабря, как по команде, выкатывают списки лучших альбомов года, словно точно знают — пластинок Рианны и Канье Уэста в 2015-м ждать не надо. На первое место в большинстве случаев ставят релиз Кендрика Ламара «To Pimp a Butterfly» — эпичный альбом, содержание которого при желании можно свести к хэштегу #BlackLivesMatter. То есть мало того что работа талантливая, так еще и в инфополе попадает безошибочно.
Complex, который любит рэп и пересекающиеся с ним жанры, отдал высокие места релизам Future и Rae Sremmurd, Биг Шону и Эйсэп Роки, Дрейку — а заодно Адель, Джастину Биберу и непонятно каким образом затесавшемуся в этот ряд Father John Misty.
Rolling Stone в десятке видит Blur и The Arcs, австралийскую инди-исполнительницу Кортни Барнетт (чей дебютный альбом в этом году во всех топах), The Weeknd, Дрейка, Адель, выпустившего альбом в последний день 2014-го D’Angelo — на вершине Кендрик.
Spin считает, что в десятке должны быть Шамир и Deerhunter, автор угрюмого рэп-альбома, больше похожего на держащий в напряжении триллер, Винс Стэплс, Tame Impala с во всех отношениях замечательным «Currents», Джейми хх, Кортни Барнетт и господин Ламар сверху.
У NME в десятке нашлось место для Foals, Chvrches, Unknown Mortal Orchestra, Ланы Дель Рей, Tame Impala и Джеми хх. Кендрик Ламар второй, на первом — Граймс.
The Guardian пока определился с местами с 11-го по 40-е, а верхнюю десятку будут публиковать по капле в день. У них пока получается топ здорового человека, так что интересно дождаться, что там окажется на верхнем этаже.
Noisey, музыкальное подразделение медиаимперии Vice, постаралось составить наиболее оторванный от реальности топ, где на шестом месте может быть грайм-чел JME, а на втором — Future. Впрочем, и у них на вершине безальтернативный Ламар.
В списке Stereogum в десятке есть Deafheaven (ура!), Hop Along, Коллин Грин, опять же Кортни Барнетт, Суфьян Стивенс, Винс Стэплс, Карли Рэй Джепсен, Кендрик Ламар на втором месте и для разнообразия Граймс на первом.
Хроники русской рэп-революции-2015
Еще один сильный отечественный рэп-релиз с обновленческим саундом — «VSOP» от Нела. Его автор во времена былые был партнером нынешней суперзвезды жанра L’One по дуэту Marselle, самым популярным сочинением которого остается трек «Москва». Nel в группе единолично отвечал за инструменталы, но в сольной работе значительно отошел от трускульных битов в сторону чего-то ощутимо напоминающего творчество Дрейка или Эйсэпа Роки.
Новый Сироткин
Далее — галопом. В начале прошлой недели выпустил клип Sirotkin, у которого в багаже есть один EP с отличным русскоязычным инди-фолком. Это видео, судя по всему, привет из прошлого, не слишком релевантное новому материалу Сергея. Так что удостоверьтесь, что вы не прошли мимо EP «Challenger».
Новый Weird Radio
Тагир Вагапов опубликовал новый выпуск подкаста Weird Radio под названием «Interlunation 6» с неизвестными жемчужинами музыкального подполья времен распада СССР, ставшего в последние пару лет источником вдохновения так называемой «новой русской волны». Как положено настоящему меломанскому подкасту, треклист оставлен в секрете.
Новый «Электрофорез»
Группа из Петербурга записала EP с романтичными названиями треков и карамельными текстами. Только у этой сказки нет счастливого конца — собравшимся на Новый год друзьям несдобровать.
Новый Идов
Вероятно, самый неожиданный фигурант этой рубрики на этой неделе — Михаил Идов, о музыкальной деятельности которого (группа Friends of the Oval) знают, надо полагать, меньше людей, чем о журналистской, литературной или кинематографической. В общем, у Михаила вышел EP его нового проекта Zilberman (Зильберман — его настоящая фамилия) — три песни довольно эклектичного электронного попа, иногда с дискотечным битом, иногда со взбесившейся гитарой, героями которых неожиданно оказываются советские спортсменки сестры Пресс, а то и Ефим Шифрин. Спродюсировал запись (и подпел) Daniel Shake (группы «Обе две», OQJAV и La Vtornik), его же можно будет обнаружить в живом составе Zilberman на первом концерте, который случится 12 декабря в «Мумий Тролль Music Bar».