Что случилось с музыкой Скриптонит, Tesla Boy, Coldplay, M.I.A., Tame Impala и другие
6 главных музыкальных событий, новостей и материалов за прошедшую неделю. На этот раз: клипы с обезьянами как новый тренд, Адель ставит рекорд всех времен, Антон Севидов уничтожает альбом, а Скриптонит — конкурентов по жанру.
Скриптонит и один из самых впечатляющих альбомов этого года на русском языке
Вообще-то планировалось, что конец ноября будет проходить под знаком Бибера и Адель, но вместо них в чартах российского iTunes несколько другие люди. Примерно неделю на первом месте провел Оксимирон, потом его на второе сдвинул Скриптонит. Впору спрашивать, что происходит. Происходит вот что: рэп-сцена, на которую долгое время принято было посматривать свысока (и на то существовали причины), этой осенью выдает один сильный и непохожий на все, что было раньше, релиз за другим. Кажется, на наших глазах происходит перерождение жанра или типа того.
Еще один повод не относиться к этой сцене снисходительно — дебютный альбом Скриптонита «Дом с нормальными явлениями», одна из самых впечатляющих пластинок этого года на русском языке; ничего, что порой невозможно разобрать, о чем речь. Но угрюмый животный флоу и мощный нетривиальный саунд делают так, что альбом звучит абсолютно победоносно — объяснить метод Скриптонита затруднительно, так что лучше послушайте сами. Особое внимание — трекам «Танцуй сама» и «Притон».
Tesla Boy: уничтоженный альбом и новый сингл
«1 января 2015 года я проснулся около 8 утра, поскольку накануне впервые за много лет решил никуда не идти, а просто лечь спать. Я встал, зашел на кухню. Заварил крепкого черного чая. Посмотрел в припорошенное снегом окно. И потом сел в студийной комнате для того, чтобы прослушать уже готовый альбом Tesla Boy.
После прослушивания я понял несколько вещей:
1) Это хорошо, но меня это не вставляет.
2) Мир и так забит до отказа просто хорошей музыкой.
3) Я могу круче.
После этого я навел стрелочку мышки на папочку Tesla Boy album 3 и уволок ее в trash. Потом нажал «Empty trash» — «Are you sure?» — «Yes». В этом не было никакого жеста или позы, я просто понял, что для меня это «мертвая лошадь», которую я продолжаю тащить, а жизни в ней уже нет. И ее просто надо оставить.
После я сидел несколько дней и читал разные интервью своих кумиров — Стинга, Ника Кейва, Тиги, Феникса. Смотрел документальный фильм про Нуреева и парфеновскую «Историю Российской империи», листал детские альбомы с фотографиями.
Через неделю я написал первый набросок. Еще через неделю их было около пяти. В какой-то момент я вышел на скорость «одна песня в день». К маю этих набросков было уже около 40. В свой день рождения я был в Нью-Йорке и тогда, сидя в кафе, понял, что надо остановиться писать и надо начать записывать. Уже через неделю мы с ребятами сидели в студии и писали первые дорожки нового альбома.
Мои близкие, мои друзья, люди, чье мнение мне больше всего важно, поначалу разделились в своих ощущениях, насколько было правильным решением сделать все заново. Кто-то из них уже успел полюбить треки из уничтоженного альбома. Но все они сходились во мнении, что это что-то совершенно новое и по звуку, и по смыслу, и по настроению.
Первый сингл с нового альбома — это та самая первая песня, которую я сочинил в январе. В ней я попытался описать момент, который у каждого из нас в жизни был. Когда ты реально прощаешься со всем тем, чего уже давно нет, когда ты прощаешься со старыми обидами, привязанностями и полностью закрываешь историю. В такие мгновения испытываешь истинное чувство наслаждения, свободы и легкости бытия. Ты понимаешь, что все дурацкие мысли и переживания в прошлом, осталась только пара дурацких моментов, которые теперь кажутся просто смешными. А все остальное у тебя здесь и сейчас. И здесь и сейчас у тебя есть все, что тебе нужно. С тобой именно те, кто любит тебя и ценит тебя, кто поддерживает тебя и кого готов поддерживать ты. Вот обо всем этом я и хотел рассказать в этой песне. Это очень личное. Это из самой глубины души. «Лэт ми спик фром зэ ботом оф май харт» и «лучше, чем просто супер», как говорится, дорогие мои друзья».
Вы прочли небольшое эссе Антона Севидова, опубликованное в фейсбуке группы Tesla Boy в эту пятницу («Наша Граймс!» — отвечают в комментариях). Послушать сингл «Nothing» можно в Apple Music.
M.I.A. и мигранты
Новый клип M.I.A., срежиссированный ей самой, — про границы и людей, которые их пересекают, — хорош решительно всем: от человеческих пирамид в форме корабля до футболки парижского «ПСЖ», название спонсора которого с Fly Emirates поменяли на Fly Pirates. Трек «Borders» выйдет на альбоме «Matahdatah».
Coldplay и обезьяны
У Coldplay всего через несколько дней выйдет новый альбом «A Head Full of Dreams» — кажется, последний в этом году большой альбом для широких масс наряду с Рианной. Клип довольно легкомысленный, как и сама песня, которой не нужен никакой социальный контекст, чтобы завладеть твоим вниманием и заставить подпевать уже примерно со второго прослушивания. «That fucking guy can write a tune», как выразился о Крисе Мартине его приятель Ноэл Галлахер.
Адель и рекорды
Сюрприза не произошло: продажи альбома Адель «25» в США за первую неделю составили 3,38 млн копий — это самые большие цифры за всю историю музыкальной индустрии. Или, если точнее, самые большие цифры с того момента в 1991 году, когда компания Nielsen начала вести подсчеты проданных на территории Америки носителей. И этот рекорд рискует остаться вечным — учитывая хотя бы то, как меняются стереотипы музыкального потребления. Представляете, что вы будете рассказывать детям «Я застал те дни, когда Адель выпустила самый продаваемый альбом всех времен»? Или вы скажете «Альбом очень скучный, опять одно и то же, сколько можно»?
Tame Impala и натуральная красота
Не знаю как в истории музыки, а в итоговых списках за 2015 год без последнего альбома Tame Impala обойтись не получится. Клип «The Less I Know the Better» присутствует здесь не только чтобы напомнить об этом факте, но и потому что видео довольно-таки великое — и снова не без обезьян.