Мультики «Миньоны»: приключения желтого болванчика
Ознакомившись с предысторией забавных помощников «Гадкого я», Антон Долин так и не смог заставить себя хоть раз улыбнуться.
Удивляться не приходится. Если сюжеты для возможных продолжений иссякли, а исходный продукт (в данном случае мультфильм «Гадкий я») собрал много денег и зрителей, всегда можно придумать спин-офф, поставив в центр симпатичных персонажей второго плана. Рецепт работает безошибочно, особенно в анимации. Если с «Котом в сапогах», сбежавшим из «Шрэка», продюсеры еще старались — даже Гильермо дель Торо в продюсеры взяли, — то с «Пингвинами Мадагаскара» совсем расслабились, дав волю самым диким фантазиям. Публике опять понравилось. Что ж, теперь расхлебывайте «Миньонов».
Трейлер «Миньонов», в котором все объясняется
Режиссер Пьер Коффен, знаменитый на весь мир не столько режиссурой двух оригинальных «Гадких я», сколько озвученными им голосами миньонов, и его соавтор с говорящей фамилией Кайл Балда пошли по самому верному пути. Они решили поведать миру предысторию племени мелких желтых балбесов, с какого-то перепуга решивших служить самым страшным злодеям нашей планеты. Собственно, ничего более конкретного, чем смутный синопсис, исчерпывающе изложенный в трейлере, о сюжете сообщить невозможно. Остальную работу должна сделать химия — в смысле, неодолимая любовь публики к желтым миньонам. Чем бы те ни тешились, нам все любо.
Вынужденно признаюсь в специфической патологии: ничего, кроме раздражения, временами переходящего в ненависть, лично я к миньонам не испытываю. Объяснить это оказалось непросто. Сначала мне казалось, что миньоны — профанация любимых с детства хатифнаттов из сказок Туве Янссон. Судите сами: их так же много, они невысокие, большеглазые, имеют подозрительную вытянутую форму, но если бледные хатифнатты — независимые и молчаливые путешественники, то ярко-желтые миньоны неугомонно болтливы и неумны, к тому же страдают манией поклонения хоть кому-то. Прошло время, и я понял, что причина неприязни не только в этом: миньоны в мультфильмах серии «Гадкий я» лишь делают вид, что служат абсолютному злу, а на самом деле должны вызывать симпатию и воплощать стихию абсолютного добра. Эта откровенная подмена бесит.
Ревизионистского пафоса «Шрэка» хватило ненадолго. Здравая мысль о реабилитации болотных троллей, которые честнее и во многом симпатичнее постылых прекрасных принцев, была высказана более-менее отчетливо лишь в первом мультфильме серии. Дальше пошли семейные ценности, полностью соответствующие последним тенденциям борьбы за расовое равенство и соблюдение норм политкорректности. Прилично и скучно. DreamWorks Animation, впрочем, революций побаивались и сами предпочитали зарабатывать на проверенных идеях, позаимствованных из старых методичек (экспериментировал Pixar, но это совсем другая история). К 2010 году они выпустили «Мегамозг», очередную нравоучительную сказку о внутренней победе порядка над хаосом, закамуфлированную под жизнеописание суперзлодея. Одновременно, в том же году, вышел «Гадкий я», построенный по точно тому же принципу, но запомнившийся больше именно благодаря миньонам.
Слащавый, неправдоподобный сюжет о негодяе Грю, который задумал украсть Луну, но потом почему-то решил стать идеальным приемным отцом трем девочкам-сироткам, публика приняла на веру потому, что никаким мерзавцем Грю не был: он уже с изрядной нежностью заботился о своих малахольных желтых ассистентах, вечно инфантильных миньонах. Люди шли в кино именно для того, чтобы посмеяться над ними и растрогаться по поводу их бескорыстия. Вымученность продолжения, очевидная даже создателям мультфильма, и привела к идее вывести миньонов теперь уже на первый план. Почему? Да просто потому, что они прикольные.
Что ж, «Миньоны» — полный метр, который состоит из сплошной прикольности, больше ни из чего. Сцены предыстории, в которых желтые существа пытаются служить Тираннозавру, Дракуле и Наполеону (почему они хотят им служить, умалчивается), еще можно выносить: единственная цель кратких анекдотических скетчей — веселить зрителей. Но дальше начинается претензия на последовательный сюжет, в ходе которого трое миньонов — Боб, Кевин и Стюарт — приплывают со своего таинственного острова в Нью-Йорк 1960-х (следует череда заумных культурных аллюзий для начинающих скучать в зрительном зале мам и пап) и пытаются поступить на службу к злодейке Скарлетт Оверкилл. Та, несмотря на кровожадную фамилию, одержима дебильной идеей похитить корону Елизаветы II. Тестом для миньонов становится выполнение этой задачи. О ней те, в силу своих недалеких мозгов, по ходу дела начисто забывают и коронуют самого глупого из своей компании, идиотам-англичанам на радость.
Формально «Миньоны» — сказка, лишенная при этом всех атрибутов сказки. Здесь нет ни волшебства, ни архетипов, ни философии, ни парадокса, ни даже самой скучной (но важной) части — «добрым молодцам урока». Этот мультфильм — что-то наподобие веселой неразберихи, устроенной начинающими аниматорами на детском дне рождения. Или сеанса щекотки, когда смех вызывается механически, едва ли не рефлекторно (так действуют на большую часть публики голоса миньонов), и не имеет ни малейшего отношения к юмору. Это торжество развлекательности, лишенной смысла и цели, кроме зарабатывания денег продюсерами. Визуальный аналог такого лакомства, как разноцветная сладкая вата: детям нравится, но, вообще-то, сладкая, липкая, вредная дрянь. Только всепобеждающая «доброта», абсурдно контрастирующая с якобы хулиганским сюжетом, призвана компенсировать трату времени и денег. Российским кинематографистам с их манией «доброго кино» такое понравится.
Разумеется, за неимением лучшего (хотя в кинотеатрах еще идет «Головоломка») в пору летнего безделья сгодится даже такое. Если «Миньоны» способны кого-то осчастливить или хотя бы рассмешить, пусть живут. Умоляю, только не надо снимать полнометражный мультфильм о саблезубой белке из «Ледникового периода». Продюсеры, возьмите себя в руки и постарайтесь, наконец, уже придумать что-то новое. Дети — тоже люди, а не подопытные кролики. Тем более не миньоны.