перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Мультики «Дом»: мультфильм как идеальный учебник политкорректности

Антон Долин посмотрел новую картину DreamWorks Animations и счел, что мультфильм как нельзя лучше объясняет самым маленьким зрителям корни нетерпимости и учит только хорошему.

Кино
«Дом»: мультфильм как идеальный учебник политкорректности Фотография: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Новый мультфильм «Дом» — путаный и вторичный. Имейте это в виду, когда на каникулах поведете на него своих детей. Конечно, на его сеансе вы не испытаете того мучительного чувства стыда, которое нередко сопровождает просмотр отечественной полнометражной анимации (из милосердия воздержимся от примеров). Скорее уж ваши эмоции напомнят о том, каково находиться на протяжении полутора часов в одном помещении с чужим ребенком, шумным и невоспитанным: именно таковы большинство персонажей фильма. Однако поставленный Тимом Джонсоном («Муравей Антц», «Лесная братва») «Дом» — бодрый голливудский продукт, сделанный богато и тщательно, ни в коей мере не роняющий престиж ведущей мировой студии DreamWorksAnimation, хоть и не идущий в сравнение с главными ее хитами — «Шрэком», «Мадагаскаром» или «Кунг-фу Пандой». Так что детей все-таки сводите.

Им наверняка понравится. И вовсе не потому, что дети — зрители второго сорта, не способные уловить все нюансы художественного качества. Просто они вряд ли воспитаны на «Инопланетянине» Стивена Спилберга и не следили за эволюцией темы в последние тридцать лет, вплоть до «Района №9». Вероятно, даже «Лило и Стич» — мультфильм, где впервые была использована модель, взятая за основу в «Доме», дружба нелепого пришельца с хулиганистой земной девочкой, — вовсе не является краеугольным камнем в их системе ценностей. Каждому поколению — свои герои, свое кино. «Дом» — не только трехмерный аттракцион, скроенный по новейшим лекалам, но и результат современной голливудской эстетики, склонной к преувеличенно-кислотным цветам и абсурдистскому построению сюжета (см. недавних «Пингвинов Мадагаскара»).

Итак, о чем: Землю захватывают инопланетяне. Штука в том, что похожие на симпатичных осьминогов бувы, способные менять цвет и передвигающиеся по воздуху на прозрачных шарах, миролюбивы и даже трусоваты. Их завоевательная стратегия построена всего на двух постулатах. Первый: коренное население захваченной планеты само будет радо, когда с неба спустятся их новые друзья и выполнят все заветные желания (по этой части дедукция бувских мудрецов близка к истине — людям предоставляется новое комфортабельное жилье со всеми удобствами, а при переезде их всех кормят бесплатным мороженым). И второй: за бувами охотятся их смертельные враги — обладающие устрашающей военной техникой горги, от которых необходимо спрятаться в какой-нибудь укромной галактике. Например, в нашей.

Главные герои — був-нонконформист О, который все время нарушает исконное бувовское прайвеси попытками закатить вечеринку, и девочка-тинейджер с идиотским именем Благодарность (для друзей — Дар), которая разыскивает свою маму. Ее, кстати, озвучивала Рианна, написавшая для фильма несколько песен, что обеспечило ему внимание публики, невзирая на скепсис критиков. В компании флегматичного жирного кота Хрюни на летающем автомобиле Дар и О путешествуют из Штатов в Париж — также, заметим, на экране нередко показывают оккупированную бувами Красную площадь с Василием Блаженным, — по дороге становясь из непримиримых, дико раздражающих друг друга противников лучшими друзьями.

В общем, «Дом» дает столько поводов для политических актуальных аллюзий, что только предсказуемый гнев читателей, настроенных на мирную каникулярную рецензию, удержит от их перечисления. Скажем попросту: вот он — мультфильм о том, как перестать презирать и бояться существ «другого биологического вида», уже не в переносном, а в буквальном смысле. Научишься этому — и случится чудо: внутри самой устрашающей оболочки обнаружится такое мимими, что невольно увлажнятся глаза, а губы растянутся в невыносимо добрую улыбку.

«Дом» — идеальный современный учебник политкорректности, адресованный всем, но в первую очередь самым маленьким. Он о том, что «другие» всегда будут казаться враждебными, пока ты не попробуешь разобраться в их другизне и принять чужую систему ценностей, не считая свою выше. В игровой форме здесь наглядно показаны корни любой нетерпимости — прежде всего расовой, но и мировоззренческой, культурной, социальной, сексуальной (бувы асексуальны, и понятий «семья» или «мама» у них нет в принципе, однако в финале именно эти понятия неожиданно оказываются одинаково ценными для всех межпланетных народов). Известно, что в России принято ненавидеть политкорректность, видя в ней не элемент этикета, а особо изощренную форму лицемерия. Однако трудно избавиться от мысли, что многих бед, которые наше общество переживает сегодня, можно было бы избежать, если бы все мы в детстве смотрели подобные мультики. И, наоборот, из головы никак не лезут сверхпопулярные в нашем отечестве три богатыря — герои самых кассовых российских мультфильмов, — которые только тем и заняты, что неустанно бьют врага, внешнего и внутреннего.

В «Доме» никто не воюет и не дерется. Зато постоянно танцуют под совершенно дурацкую музыку. Что, честно говоря, вызывает больше симпатии. 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить