перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Мультики «Хороший динозавр» Питера Сона

Посмотрев новый мультфильм студии Pixar, Антон Долин пожалел, что не родился огромной рептилией.

Кино
«Хороший динозавр» Питера Сона Фотография: WDSSPR Disney

Задолго до премьеры «Хорошего динозавра» мне довелось побывать на нескольких презентациях студии Pixar. На каждой из них руководители студии (и продюсеры фильма) рассказывали о неожиданном: как потрясающе детально и правдоподобно в этой работе сделаны ландшафты. Такое впечатление, будто снимали живую — но несуществующую! — природу, тогда как ее рисовали на компьютере. Обратив на это внимание, в очередной раз понимаешь, как поверхностно мы смотрим анимацию, оценивая исключительно персонажей и сюжет. Нам невдомек, что прическа Мериды в «Храброй сердцем» или мех Салли в «Корпорации монстров» — настоящие революции, хоть и заметные ничтожному проценту зрителей.

Но Pixar — великая студия еще и потому, что любая техническая инновация здесь служит художественной цели. В частности, «Хороший динозавр» — картина о единении с природой, о возможности органической цивилизации, которая не уничтожает окружающий мир, а живет с ним в гармонии. Ну а природа платит взаимностью: например, динозавры в этой версии всемирной истории не вымерли, поскольку метеорит пролетел мимо Земли. Теперь разумные рептилии населяют планету, занимаясь земледелием и скотоводством, пока дикие люди рычат, лают, бегают на четвереньках и воруют еду у динозавров. Всем так, ясное дело, спокойнее, и сразу становится обидно, что ты не динозавр. Помните смешную картинку из интернета: в зарослях пасутся диплодоки — и подпись «Россия, которую мы потеряли»? Так вот, здесь именно об этом, и не в шутку. По жанру «Хороший динозавр» — то ли идиллия, то ли пастораль, то ли утопия.

Или другой вариант: вестерн. Где еще в американском кино так тщательно работали над пейзажами, как в фильмах о Диком Западе! Добрая половина из них — истории путешествий, как правило по направлению к родному дому, вдали от которого герои оказались по велению судьбы. Другая половина — истории дружбы. «Хороший динозавр» — и то и другое. Нежно-зеленый апатозавр Арло, младший ребенок в семье, свалился в бурную реку и потерял сознание, а очнулся в незнакомых краях. К счастью, рядом с ним оказался человеческий детеныш, которого миролюбивый Арло ухитрился приручить и назвал Дружком. «Это рассказ о мальчике и собаке, — уточняют авторы фильма. — Только мальчик — динозавр, а собака — мальчик». Теперь Арло и Дружок отправятся в путь через горы и прерии, реки и леса, встретят по дороге врагов и союзников, чтобы обрести долгожданный дом и семью.

Разумеется, вестерн, роуд-муви, бадди-муви — лишь оболочка, в которую заключено определенное содержание, делающее «Хорошего динозавра» отличным фильмом, достойным великой студии. Суть картины — в преодолении страха. Мамин любимчик, которого суровый отец пытается учить мужеству, оказывается в экстремальной ситуации, из которой ему без целой серии подвигов не выкарабкаться. Но это нечто большее, чем боязнь испытаний, которую не может не испытывать тепличный подросток, — прежде всего, страх Другого, любого чужака, которыми полон неуютный и бездонный мир. Ядовитая змея на четырех лапах и погруженный в медитацию трицератопс, в рогах которого живут птицы; безмозглые бизоны и смекалистые тираннозавры; жестокие прагматичные велоцирапторы и видящие в себе прирожденных буревестников хищники-птеродактили — каждый из них преподаст пацифисту и вегетарианцу Арло важный урок. Понятно, что дидактичность — неизбежное свойство любой голливудской семейной анимации, но в «Хорошем динозавре» она не раздражает. Ведь ксенофобия, преодоление которой может оказаться процессом одновременно целебным и отвратительным, главная болезнь наших дней. Прививать от нее надо с дошкольного возраста.

«Хороший динозавр» был задуман Бобом Петерсоном, сорежиссером шедеврального «Вверх», но до конца его доводил другой постановщик — дебютант в полнометражной анимационной режиссуре Питер Сон. Премьеру переносили дважды — и фильм был завершен на два года позже, чем задумывалось, вероятно изрядно переделанный. Из-за этого в прошлом году не вышло ни одного мультфильма Pixar, а в этом сразу два, «Головоломка» и этот. Безусловно, «Хороший динозавр» значительно слабее и проще «Головоломки». К тому же как минимум вторичен по отношению к одной из лучших картин студии-конкурента Dreamworks Animations «Как приручить дракона». Но знаете что? Все это имеет значение для истории анимации, но никак не для зрителя, которому нужно немногое: чуть-чуть согреться в канун неуютной зимы. С этой миссией «Хороший динозавр» справляется идеально. Он согревает. Кстати, и ученые в последнее время все больше склоняются к тому, что динозавры были теплокровными животными.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить