Мультики Механика чуда: как устроена анимация
По случаю Международного дня анимации медиаархеолог Федор Михайлов разбирает устройство, с помощью которого 122 года назад Эмиль Рено показал зрителям первые мультфильмы.
28 октября отмечается Международный день анимации — именно в этот день 122 года назад впервые в истории зрители купили билеты на публичный показ сюжетной анимации. На большом экране в парижском музее Гревен ожили «световые пантомимы»: не дошедшие до нас «Клоун и его собаки» и «Хорошее пиво», а также «Бедный Пьеро», любовные злоключения которого можно и сегодня увидеть в современной реконструкции первого в мире мультфильма. За чудом оживления картинок стоял художник, преподаватель и изобретатель Эмиль Рено, крутивший барабаны своего оптического театра по другую сторону экрана.
Современная реконструкция «световой пантомимы» «Бедный Пьеро» — первого в мире мультфильма. 1892 год
Разберемся в механике чуда. Сотни последовательных кадров анимационной ленты (Л) отражаются в гранях зеркальной призмы (П) и сливаются (С), создавая иллюзию движения (И); получившийся мультфильм совмещается со статичными декорациями (Д) и проецируется на экран при помощи фонаря (Ф). За каждым элементом сконструированного Рено оптического театра стоят научные идеи и технологии, развивавшиеся на протяжении всего XIX века. Проследим их от конца к началу.
Оптический театр Эмиля Рено. Иллюстрация из книги «Magic: Stage Illusions and Scientific Diversions, Including Trick Photography», Albert Hopkins, 1897
П.
Зеркальная призма и праксиноскоп
Праксиноскоп-театр. Англия, 1880-е годы. Коллекция Федора Михайлова
В 1877 году Эмиль Рено изобретает и запускает в массовое производство праксиноскоп — вращающийся цилиндр с короткой анимационной лентой внутри, рисунки которой оживают в гранях зеркальной призмы. Мастерски нарисованные кадры освещаются лампой, анимация в зеркалах получается яркой и плавной. Для своего оптического театра Рено увеличивает количество зеркал в призме и кадров на ленте с дюжины до нескольких десятков и сотен соответственно.
Анимационная лента праксиноскоп-театра. Англия, 1880-е годы. Коллекция Федора Михайлова
Д.
Совмещение анимации и статичного фона
Призрак Пеппера. Иллюстрация из книги «Popular Scientific Recreations in Natural Philosophy, Astronomy, Geology, Chemistry», Gaston Tissandier, 1883
В 1863 году в Лондоне организатор научных лекций и зрелищ, популяризатор науки Джон Пеппер патентует способ демонстрации самых настоящих призраков. На сцене с живыми актерами взаимодействуют нематериальные сущности — проекции, созданные благодаря эффекту частичного отражения в установленном перед сценой стекле. Рено использует принцип призрака Пеппера для совмещения анимации и статичного фона в своем праксиноскоп-театре 1878 года, а затем и в оптическом театре.
Принцип «призрака Пеппера» в праксиноскоп-театре Эмиля Рено. Анимация помещается внутрь театральных декораций благодаря частичному отражению в стекле
Л.
Анимационная лента
Зоотроп Милтона Бредли. США, 1860-е годы. Коллекция Федора Михайлова
В 1834 году английский математик и преподаватель Уилльям Горнер изобретает вращающийся барабан с вертикальными прорезями в стенках, сквозь которые можно наблюдать оживающие на бумажной ленте картинки. Переизобретенная в 1867 году в США и названная зоотропом оптическая игрушка распространяется по всему миру, развлекает зрителей анимационными лентами и помогает преподавателям демонстрировать физические эффекты. Рено позаимствовал популярный носитель для собственного ленточного механизма, а желание исправить несовершенства зоотропа привело его к использованию зеркал.
Анимационная лента для зоотропа. Англия, вторая половина XIX века. Коллекция Федора Михайлова
И.
Иллюзия движения
Стробоскоп. Франция, 1990-e годы. Коллекция Федора Михайлова
В 1832 году впервые в истории продемонстрирована иллюзия движения — последовательные кадры на крутящемся диске стробоскопа оживают, если смотреть на них через пробегающие перед глазом прорези. Устройство одновременно и независимо изобрели австрийский профессор геометрии Симон фон Штампфер и бельгийский ученый Жозеф Плато. Их опыт показал миру, что отдельные картинки могут соединяться в анимацию, и открыл дорогу последующим творческим и научным экспериментам, в том числе зоотропу Горнера и устройствам Рено.
Фенакистископ. Англия (?), середина XIX века. Коллекция Федора Михайлова
С.
Слияние кадров
Набор тауматропов. Франция, около 1910 года. Коллекция Федора Михайлова
В 1825 году крутящийся диск с картинками на разных сторонах — тауматроп — впервые наглядно продемонстрировал, что два совершенно разных изображения могут сливаться в одно благодаря эффекту инертности зрительного восприятия. Птичка чудом попадала в клетку с помощью оптической игрушки, которую крутили в руках в научных аудиториях, частных гостиных и детских комнатах благодаря ученому и популяризатору науки доктору Джону Пэрису. Этот наглядный эффект позволил задуматься о соединении большего количества кадров, а успех изделия заложил традицию превращать научные и инженерные находки в популярные устройства, игрушки и зрелища.
Тауматроп. Франция, около 1910 года. Коллекция Федора Михайлова
Ф.
«Волшебный фонарь»
Волшебный фонарь. Германия, 1866–1934 годы. Коллекция Федора Михайлова
Последний элемент оптического театра Рено, позволяющий спроецировать плоды творческого воображения в плоскость реального — на экран перед зрителями, к XIX веку уже был широко известен. История «волшебного фонаря» — старинного проектора слайдов — теряется в глубине времен: на страницах книг по магии, среди полупрозрачных марионеток театров теней. Описание оптической конструкции, создающей четкую увеличенную проекцию слайда, найдено в письмах великого голландского ученого Христиана Гюйгенса 1659 года, а широкую известность устройство получило в 1671-м благодаря популярному научному труду немецкого монаха-иезуита Афанасия Кирхера.
«Красная шапочка». Слайды для «волшебного фонаря». Германия, 1866–1934 годы. Коллекция Федора Михайлова
Обратная историческая последовательность здесь неслучайна. Появлению мультфильмов предшествовали десятки, даже сотни разрозненных открытий и изобретений разной степени значимости и успешности, которые то и дело извлекают на свет медиаархеологи в процессе своих раскопок. Но только после того, как 28 октября 1892 года Эмиль Рено впервые продемонстрировал зрителям анимацию в своем оптическом театре, стало возможно ретроспективно выстроить из предшествующих устройств осмысленную цепочку, замыкающуюся его изобретением.
Кстати, анимация сразу после рождения оказалась
на краю гибели: в 1895-м братья Люмьер подарили миру дешевый и быстрый способ
производства и демонстрации движущихся картинок — кинокамеру и кинопроектор.
Эмиль Рено, медленно рисовавший тысячи кадров для своих мультфильмов вручную, не
смог конкурировать с нарождающейся индустрией, разорился, уничтожил свой оптический
театр и утопил обломки в Сене. Только спустя пять-десять лет анимация стала
заново делать первые робкие шаги, уже на кинопленке люмьеровских камер. Благодаря
этому замысловатые старинные устройства выстраиваются в красивую историю, а зрители
по всему миру наслаждаются оживающими на экранах картинками.
Подробнее о том, как устроено кино и анимация, можно будет узнать 5 ноября на первом в России публичном показе фильма «Предыстория кино: Что осталось за кадром» 1986 года — немецкий режиссер и коллекционер Вернер Некес перед камерой осуществляет ретроспективный анализ составляющих элементов кино, в том числе анимационного, демонстрируя десятки старинных устройств и рассказывая об их истории и принципах.