перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Мультики Механика чуда: как устроена анимация

По случаю Международного дня анимации медиаархеолог Федор Михайлов разбирает устройство, с помощью которого 122 года назад Эмиль Рено показал зрителям первые мультфильмы.

Кино

Фотография: Федор Михайлов

28 октября отмечается Международный день анимации — именно в этот день 122 года назад впервые в истории зрители купили билеты на публичный показ сюжетной анимации. На большом экране в парижском музее Гревен ожили «световые пантомимы»: не дошедшие до нас «Клоун и его собаки» и «Хорошее пиво», а также «Бедный Пьеро», любовные злоключения которого можно и сегодня увидеть в современной реконструкции первого в мире мультфильма. За чудом оживления картинок стоял художник, преподаватель и изобретатель Эмиль Рено, крутивший барабаны своего оптического театра по другую сторону экрана.

Современная реконструкция «световой пантомимы» «Бедный Пьеро» — первого в мире мультфильма. 1892 год

Разберемся в механике чуда. Сотни последовательных кадров анимационной ленты (Л) отражаются в гранях зеркальной призмы (П) и сливаются (С), создавая иллюзию движения (И); получившийся мультфильм совмещается со статичными декорациями (Д) и проецируется на экран при помощи фонаря (Ф). За каждым элементом сконструированного Рено оптического театра стоят научные идеи и технологии, развивавшиеся на протяжении всего XIX века. Проследим их от конца к началу.

Оптический театр Эмиля Рено. Иллюстрация из книги «Magic: Stage Illusions and Scientific Diversions, Including Trick Photography», Albert Hopkins, 1897

Оптический театр Эмиля Рено. Иллюстрация из книги «Magic: Stage Illusions and Scientific Diversions, Including Trick Photography», Albert Hopkins, 1897

Фотография: archive.org

П.

Зеркальная призма и праксиноскоп
Праксиноскоп-театр. Англия, 1880-е годы. Коллекция Федора Михайлова

Праксиноскоп-театр. Англия, 1880-е годы. Коллекция Федора Михайлова

Фотография: Федор Михайлов

В 1877 году Эмиль Рено изобретает и запускает в массовое производство праксиноскоп — вращающийся цилиндр с короткой анимационной лентой внутри, рисунки которой оживают в гранях зеркальной призмы. Мастерски нарисованные кадры освещаются лампой, анимация в зеркалах получается яркой и плавной. Для своего оптического театра Рено увеличивает количество зеркал в призме и кадров на ленте с дюжины до нескольких десятков и сотен соответственно.

Анимационная лента праксиноскоп-театра. Англия, 1880-е годы. Коллекция Федора Михайлова

Анимационная лента праксиноскоп-театра. Англия, 1880-е годы. Коллекция Федора Михайлова

Анимация: Федор Михайлов

Д.

Совмещение анимации и статичного фона
Призрак Пеппера. Иллюстрация из книги «Popular Scientific Recreations in Natural Philosophy, Astronomy, Geology, Chemistry», Gaston Tissandier, 1883

Призрак Пеппера. Иллюстрация из книги «Popular Scientific Recreations in Natural Philosophy, Astronomy, Geology, Chemistry», Gaston Tissandier, 1883

Фотография: archive.org

В 1863 году в Лондоне организатор научных лекций и зрелищ, популяризатор науки Джон Пеппер патентует способ демонстрации самых настоящих призраков. На сцене с живыми актерами взаимодействуют нематериальные сущности — проекции, созданные благодаря эффекту частичного отражения в установленном перед сценой стекле. Рено использует принцип призрака Пеппера для совмещения анимации и статичного фона в своем праксиноскоп-театре 1878 года, а затем и в оптическом театре.

Принцип «призрака Пеппера» в праксиноскоп-театре Эмиля Рено. Анимация помещается внутрь театральных декораций благодаря частичному отражению в стекле

Принцип «призрака Пеппера» в праксиноскоп-театре Эмиля Рено. Анимация помещается внутрь театральных декораций благодаря частичному отражению в стекле

Фотография: Федор Михайлов

Л. 

Анимационная лента
Зоотроп Милтона Бредли. США, 1860-е годы. Коллекция Федора Михайлова

Зоотроп Милтона Бредли. США, 1860-е годы. Коллекция Федора Михайлова

Фотография: Федор Михайлов

В 1834 году английский математик и преподаватель Уилльям Горнер изобретает вращающийся барабан с вертикальными прорезями в стенках, сквозь которые можно наблюдать оживающие на бумажной ленте картинки. Переизобретенная в 1867 году в США и названная зоотропом оптическая игрушка распространяется по всему миру, развлекает зрителей анимационными лентами и помогает преподавателям демонстрировать физические эффекты. Рено позаимствовал популярный носитель для собственного ленточного механизма, а желание исправить несовершенства зоотропа привело его к использованию зеркал.

Анимационная лента для зоотропа. Англия, вторая половина XIX века. Коллекция Федора Михайлова

Анимационная лента для зоотропа. Англия, вторая половина XIX века. Коллекция Федора Михайлова

Анимация: Федор Михайлов

И.

Иллюзия движения
Стробоскоп. Франция, 1990-e годы. Коллекция Федора Михайлова

Стробоскоп. Франция, 1990-e годы. Коллекция Федора Михайлова

Фотография: Федор Михайлов

В 1832 году впервые в истории продемонстрирована иллюзия движения — последовательные кадры на крутящемся диске стробоскопа оживают, если смотреть на них через пробегающие перед глазом прорези. Устройство одновременно и независимо изобрели австрийский профессор геометрии Симон фон Штампфер и бельгийский ученый Жозеф Плато. Их опыт показал миру, что отдельные картинки могут соединяться в анимацию, и открыл дорогу последующим творческим и научным экспериментам, в том числе зоотропу Горнера и устройствам Рено.

Фенакистископ. Англия (?), середина XIX века. Коллекция Федора Михайлова

Фенакистископ. Англия (?), середина XIX века. Коллекция Федора Михайлова

Анимация: Федор Михайлов

С.

Слияние кадров
Набор тауматропов. Франция, около 1910 года. Коллекция Федора Михайлова

Набор тауматропов. Франция, около 1910 года. Коллекция Федора Михайлова

Фотография: Федор Михайлов

В 1825 году крутящийся диск с картинками на разных сторонах — тауматроп — впервые наглядно продемонстрировал, что два совершенно разных изображения могут сливаться в одно благодаря эффекту инертности зрительного восприятия. Птичка чудом попадала в клетку с помощью оптической игрушки, которую крутили в руках в научных аудиториях, частных гостиных и детских комнатах благодаря ученому и популяризатору науки доктору Джону Пэрису. Этот наглядный эффект позволил задуматься о соединении большего количества кадров, а успех изделия заложил традицию превращать научные и инженерные находки в популярные устройства, игрушки и зрелища.

Тауматроп. Франция, около 1910 года. Коллекция Федора Михайлова

Тауматроп. Франция, около 1910 года. Коллекция Федора Михайлова

Анимация: Федор Михайлов

Ф.

«Волшебный фонарь»
Волшебный фонарь. Германия, 1866–1934 годы. Коллекция Федора Михайлова

Волшебный фонарь. Германия, 1866–1934 годы. Коллекция Федора Михайлова

Фотография: Федор Михайлов

Последний элемент оптического театра Рено, позволяющий спроецировать плоды творческого воображения в плоскость реального — на экран перед зрителями, к XIX веку уже был широко известен. История «волшебного фонаря» — старинного проектора слайдов — теряется в глубине времен: на страницах книг по магии, среди полупрозрачных марионеток театров теней. Описание оптической конструкции, создающей четкую увеличенную проекцию слайда, найдено в письмах великого голландского ученого Христиана Гюйгенса 1659 года, а широкую известность устройство получило в 1671-м благодаря популярному научному труду немецкого монаха-иезуита Афанасия Кирхера.

«Красная шапочка». Слайды для «волшебного фонаря». Германия, 1866–1934 годы. Коллекция Федора Михайлова

«Красная шапочка». Слайды для «волшебного фонаря». Германия, 1866–1934 годы. Коллекция Федора Михайлова

Фотография: Федор Михайлов

Обратная историческая последовательность здесь неслучайна. Появлению мультфильмов предшествовали десятки, даже сотни разрозненных открытий и изобретений разной степени значимости и успешности, которые то и дело извлекают на свет медиаархеологи в процессе своих раскопок. Но только после того, как 28 октября 1892 года Эмиль Рено впервые продемонстрировал зрителям анимацию в своем оптическом театре, стало возможно ретроспективно выстроить из предшествующих устройств осмысленную цепочку, замыкающуюся его изобретением.

Кстати, анимация сразу после рождения оказалась на краю гибели: в 1895-м братья Люмьер подарили миру дешевый и быстрый способ производства и демонстрации движущихся картинок — кинокамеру и кинопроектор. Эмиль Рено, медленно рисовавший тысячи кадров для своих мультфильмов вручную, не смог конкурировать с нарождающейся индустрией, разорился, уничтожил свой оптический театр и утопил обломки в Сене. Только спустя пять-десять лет анимация стала заново делать первые робкие шаги, уже на кинопленке люмьеровских камер. Благодаря этому замысловатые старинные устройства выстраиваются в красивую историю, а зрители по всему миру наслаждаются оживающими на экранах картинками.

Подробнее о том, как устроено кино и анимация, можно будет узнать 5 ноября на первом в России публичном показе фильма «Предыстория кино: Что осталось за кадром» 1986 года — немецкий режиссер и коллекционер Вернер Некес перед камерой осуществляет ретроспективный анализ составляющих элементов кино, в том числе анимационного, демонстрируя десятки старинных устройств и рассказывая об их истории и принципах.

Ошибка в тексте
Отправить