перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги-2014 Обретение фресок XII века в Новгороде: самая вдохновляющая история года

В Новгороде нашли редчайшие фрески XII века. Никакая другая новость из мира искусства не порадовала арт-критика «Воздуха» Марию Семендяеву в этом году больше.

Искусство
Обретение фресок XII века в Новгороде: самая вдохновляющая история года

«Никто не знает, когда в его жизни настает вершинный период, <…> когда все складывается так, чтобы попасть в личную легенду» — так начинается статья профессора Владимира Седова, который этим летом обнаружил в Новгороде фрески начала XII века, более века считавшиеся уничтоженными. Открытие было совершено в Георгиевском соборе Юрьева монастыря силами волонтеров, студентов-историков и монастырской братии, которая, вопреки сложившемуся стереотипу, помогала ученым и полностью разделяла их мечту — найти осколки сбитой в 1820 году штукатурки.

Храм был закончен в 1119 году, тогда же и расписан — быстро, по сырой штукатурке, в легком, графичном, выразительном стиле, с яркими красками и живой композицией. Суровый и беленый снаружи, внутри он сиял цветами, его стены населяли ангелы, святые, исторические персонажи, у каждого из которых было свое лицо, своя манера, свое место в системе мира средневекового новгородца. Георгиевский собор, хоть и был задуман киевским князем Мстиславом, строился местным мастером Петром, и это первое достоверно известное из летописи имя древнерусского архитектора. Историки искусства любят говорить, что новгородская школа живописи всегда отличалась особым характером, ведь часто заказчиками местных храмов были не князья, а богатые купцы, которые во все времена ценили оригинальность. Новгород был вторым по богатству городом после Киева, и дочери здешних посадников становились женами князей, так что над новгородскими храмами трудились лучшие художники и архитекторы. Трудно описать, как важна для истории и археологии находка этого лета.

Фотография: Дарья Смирнова / news.novgorod.ru

Не было никакой детективной или мистической истории, открытие произошло в результате обычной и в общем рутинной работы. Раскопы в Новгороде оживают каждое лето, туда массово посылают студентов-историков копать берестяные грамоты и кожаные ошметки, которые в местном климате превосходно сохраняются. Отряд Владимира Седова занимается более точечной работой: вот уже десять лет они ищут забытые фундаменты древних церквей и других каменных строений, которые иногда даже не видны на поверхности. Эти призраки ученые ищут почти наугад — по старым описаниям города, по характеру грунта, и если что-то попадается, за лето раскапывают, изучают, документируют и закапывают обратно. Еще в 2013 году группа наудачу заложила в Георгиевском соборе два шурфа и обнаружила древний пол собора. Полы во всех старых храмах поднимали по несколько раз, потому что здание со временем обрастало землей, и уровень первоначального пола становился все ниже, туда затекала вода, и вообще это было неудобно. Чтобы поднять уровень, под новые плиты надо было что-то подложить, и в целях экономии использовали строительный мусор. Таким мусором в 1820-е годы были фрески XII века, сбитые со стен. Их-то археологи и нашли под алтарем собора этим летом, не веря своему счастью.

Фотография: Дарья Смирнова / news.novgorod.ru

Когда Владимир Седов взял в руки осколок штукатурки, на котором сохранился лик Богоматери, это было, по его собственным словам, «как удар молнии». Хочется вообще оставить жалкие попытки своими словами пересказывать историю этого удивительного открытия и дать слово автору: «Перед нами открылся огромный массив росписи, целый новый мир». Многочисленные носы, глаза, фрагменты лиц, отдельные буквы со временем, надо надеяться, позволят хотя бы частично сложить отдельные сценки и фигуры и увидеть росписи глазами древних новгородцев. Подобным образом, кстати, была восстановлена живопись из разрушенной в войну церкви Спаса Преображения на Ковалеве здесь же, на Новгородской земле. Во время войны многие храмы были полностью или частично уничтожены бомбами. Получается, те, кто сбил со стен Георгиевского собора древнюю роспись, как будто позаботились о ее сохранности. 

Все материальные предметы в археологии и в истории искусства называют памятниками. Так вот, памятники монументальной живописи русского XII века можно пересчитать буквально по пальцам. Домонгольский период — это вообще золотой век древнерусского искусства, если считать за эталон близость к Византии как источнику нашей культуры. Появление нового памятника этого периода — сенсация и неизбежное переписывание канонических учебников. Лик Богоматери из Георгиевского собора встанет в один ряд с образами Спаса Нерукотворного и Ангела Златые власы. Но если отвлечься от культурной ценности этой находки, какие выводы можно сделать из истории о новгородских раскопках?

Фотография: Дарья Смирнова / news.novgorod.ru

Во-первых, это очень духоподъемный и своевременный пример того, как личная инициатива двигает науку — да и любое другое дело. Огромная историческая библиотека содержит куда больше интересных сюжетов, чем приключенческий фильм об Индиане Джонсе, но люди больше любят истории о героях, чем параграфы в учебнике. Маленький археологический отряд — это так романтично. Чем не повод задуматься о том, что лично ты сделал для науки. Этой осенью я сама чуть не достала с полки резиновые сапоги, чтобы поехать помогать на раскопках Георгиевского собора, и до сих пор жалею, что этого не сделала.

Во-вторых, это почти мистическое переживание. Иррациональность сегодня уместнее в Общественной палате, а не в стенах университета, но обнаружение древних фресок археологами очень сильно напоминает обретение мощей. В смутные времена всегда тянет к чудесам, вот и сейчас не дает покоя мысль, что сохранившийся лик Богоматери из алтаря древней церкви — чудо, и от этого пробирает холодок.

В-третьих, это настоящее торжество истории над балаганной выставкой «Рюриковичи»: даже в государстве, которое веками сбивало со стен старое, чтобы разрисовать поярче, все же выживают настоящие исторические памятники, один осколок которых приводит исследователей в трепет.
Ошибка в тексте
Отправить