перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги-2014 5 театров, которых больше нет

Самый печальный из итоговых материалов «Воздуха»: 5 московских театров, которых не стало в 2014 году

Искусство

Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина

Фотография: Владимир Майоров / mayorovphoto.livejournal.com

Само по себе учреждение с названием «Центр драматургии и режиссуры» пока еще существует и даже выпускает премьеры. Однако в этом году отсюда окончательно разбежались все, кто имел прямое или идейное отношение к первому и некогда единственному независимому театру актуальной драматургии. Из бурной деятельности Центра Алексея Казанцева и Михаила Рощина выросли и «Театр.doc», и «Практика», и по большому счету собственно «новая драма». Здесь играли свои первые значительные роли Владимир Скворцов и Анатолий Белый, а Кирилл Серебренников дебютировал в качестве театрального режиссера. Последней заметной активностью ЦДР, уже после ухода из жизни обоих драматургов-основателей, стала режиссерская лаборатория «Мастерская на Беговой» под руководством Марата Гацалова, который теперь возглавляет Новую сцену Александринки. Закончилась история очень стремительно и просто: бессменного директора Центра драматургии и режиссуры Людмилу Цишковскую выжили из театра творчески не состоявшиеся ревнители (по всей видимости, дождавшиеся окончания ремонта второй площадки театра на станции метро «Сокол» и страстно ее возжелавшие), а Департамент по культуре незамедлительно назначил вместо нее некоего Дмитрия Палагуту. С тех пор из театра хороших новостей не поступало (за исключением спектаклей Клима, который в общем-то сам по себе). Вот последние: в целях оптимизации Департамент принял решение слить ЦДР c экспериментальным театром «АРТО», проектом «Открытая сцена» и Театром «Киноспектакль» (о существовании последнего до этого момента не знал, кажется, никто). Руководить этим винегретом назначен, разумеется, все тот же Палагута.

Читайте также: рецензия Алексея Киселева на спектакль Клима «Возмездие 12»

«Платформа»

Фотография: www.facebook.com/platformaua

Проект Кирилла Серебренникова на «Винзаводе», ангароподобный цех, где проходили первые публичные показы «Седьмой студии». В течение пяти лет здесь проводили мультимедийные, пластические, музыкальные эксперименты чуть ли не все главные герои жанров от Сергея Невского и Юрия Муравицкого до Максима Диденко и Dialogue Dance. Из самого последнего останутся в памяти мокьюментари-опера Александра Маноцкова «Страсти по Матфею», трогательный «Август» Алексея Паперного и оголтелый «100% неистовый» итальянцев Ricci/Forte. Но главным образом «Платформа» все это время представляла собой, конечно, филиал «Седьмой студии», именно тут родились высококлассные, мощные и нахальные «Отморозки», «Метаморфозы» и «Сон в летнюю ночь», переехавшие теперь в «Гоголь-центр». Отдельная печаль — музыкальная программа «Платформы»: это было едва ли не единственное место в Москве, не просто поддерживавшее современную академическую музыку, но и имевшее возможность заказывать новые вещи и платить композиторам. Что будет на этом месте в новом году — никому пока не известно. Остается ностальгировать.

Читайте также: рецензии Алексея Киселева на спектакли «Август» Алексея Паперного и «Метаморфозы» Давида Бобе и Кирилла Серебренникова; рецензию Вадима Рутковского на спектакль Кирилла Серебренникова «Отморозки»

«Театр.doc» в Трехпрудном переулке

Фотография: www.facebook.com/teatrdoc

Сам Театр.doc никуда не делся, но новое помещение только готовится к открытию, а старого больше нет — город лишился намоленного подвала в Трехпрудном переулке, без которого жизнь современной драматургии на русском языке была бы совсем иной (непонятно какой, если честно). 

В далеком 2002 году, когда театр только образовался в теперь уже культовом подвале, в обустройстве этого совершенно не приспособленного для театральных целей места принимали участие все нынешние хедлайнеры театра актуальной драматургии — от Ивана Вырыпаева и Максима Курочкина до Руслана Маликова и Виктора Рыжакова. Тогда этих людей в театральном контексте всерьез толком не воспринимали, а подвал воспринимался как некая данность — за неимением альтернатив. Через 10 лет строители «Театра.doc» стали худруками, именитыми режиссерами и востребованными драматургами, на фестиваль «Любимовка» стали съезжаться театральные деятели со всей страны, а само место перешло в ранг исторически значимых. Однако в этом году руководители самого знаменитого российского независимого «театра, в котором не играют» бескомпромиссностью своей гражданской позиции, своими спектаклями про Путина, про Магнитского, отказом подчиняться антиконституционному запрету на ненормативную лексику, по всей видимости, слишком кому-то надоели. Похоже, тем же людям, что и телеканал «Дождь». История про «непродление аренды» за несанкционированную перепланировку, произведенную по требованию пожарных, уже превратилась в политический анекдот. Хорошие новости заключаются в том, что создатели и команда «Театра.doc» — люди очень упрямые и этот театр так просто не убить. С нового года «Театр.doc» заселяется в заброшенный особнячок неподалеку от площади Разгуляй, друзья театра помогают разгребать место от строительного мусора, уже создается архитектурный проект. И все же легендарный подвал будут вспоминать, конечно, еще долго.

Читайте также: интервью с Еленой Греминой о запрете мата

Помочь Театру.doc деньгами можно на сайте Planeta.ru, где открыта краудфандинговая компания поддержки театра.

«Политеатр»

Фотография: www.facebook.com/Polytheatre

Последний большой проект Эдуарда Боякова в Москве перед отъездом в Воронеж — новый московский театр в Большой аудитории лектория Политехнического музея, в том самом, где толпилась молодежь на чтениях Евтушенко, Ахмадулиной и Вознесенского, а еще раньше — на последнем выступлении Маяковского. Если «Практика» Бояковым создавалась как место встречи новой интеллигенции с новой драматургией, то в «Политеатр» приходила новая бизнес-элита знакомиться с дизайнерско-поэтическими образцами современного театра. Здесь звучали стихи Андрея Родионова и Веры Полозковой, блистала сценография Гали Солодовниковой, а режиссер Юрий Муравицкий исполнял монологи Артемия Лебедева. Самым масштабным событием обещал стать спектакль «Полоний» с Владиславом Мамышевым-Монро в главной роли, однако его внезапный уход из жизни постановку приостановил. Амбициозный проект вспыхнул в позапрошлом сезоне, вместе с ремонтом Политехнического ушел на каникулы, и похоже, навсегда. Во всяком случае о «Политеатре» с тех пор, увы, не напоминает ничего, кроме выцветших афиш на Лубянской площади.

Читайте также: интервью с Эдуардом Бояковым о готовящемся к открытию «Политеатре»

Театр на Таганке

Фотография: www.facebook.com/624498390920226

Бренд Театра на Таганке с логотипом Давида Боровского переживет, разумеется, нас всех, как и спектакль «Добрый человек из Сезуана». Речь не о фактическом закрытии ведомственного учреждения культуры; оно будет жить, по всей видимости, еще долго. Но в этом году не стало основателя Театра на Таганке, великого Юрия Любимова. И в довесок театр, уже третий год функционирующий без худрука, закрылся на первый за долгое время ремонт. Через какое-то время под старым названием откроется новый театр, у руля, возможно, встанет достойная личность и культовые стены увидят начало новой истории. В прошлом сезоне здесь появилось сразу несколько сильных вещей, переосмысляющих полувековую историю любимовской Таганки — спектакли «Группы юбилейного года», в которую вошли ключевые фигуры постдрамы Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, художник Ксения Перетрухина и драматург Андрей Стадников. Это все случилось настолько убедительнее всех текущих плановых премьер умирающего театра, что казалось, вот оно, начало новой истории. Но нет: у директора Владимира Флейшера, очевидно, свои, пока крайне таинственные, представления о будущем Таганки. Например, недавно он направил специальное письмо в дирекцию «Золотой маски» с требованием не номинировать на премию спектакль Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир».

Читайте также: рецензия Алексея Киселева на спектакль Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир», некролог Юрия Любимова

Ошибка в тексте
Отправить