Daphni, Tame Impala, Calexico, Джейсон Литл и другие
Дайджест свежевышедших пластинок, которые имеет смысл послушать, — от австралийских психоделических виртуозов и сольного проекта лидера Caribou до японского поклонника эпохи 70-х и барселонского подвижника корневой латиноамериканской поп-музыки.
Tame Impala «Lonerism»
Есть что-то правильное в том, что один из лучших альбомов 2012 года (давайте сразу с этим разберемся, «Lonerism» — именно такой) в общем и целом посвящен теме ретроградства в современной музыке. Да, этот вопрос был поставлен ребром еще 7 лет назад (а то и раньше), но к 2012-му ситуация только усугубилась — мы живем в мире, где музыканты берут из прошлого больше, чем когда-либо. Tame Impala — группа из австралийского города Перта, играющая психоделический рок, который отталкивается от канонов
«Why Won’t They Talk to Me»
Daphni «Jiaolong»
Когда лидер Caribou Дэн Снейт запустил свой электронный проект Daphni, поначалу казалось, что это он просто немножко заигрался в электронику (жанр альбома «Swim», если помните, манифестировался им как «подводная танцевальная музыка»); побалуется — и перестанет. Ничего подобного: вот и целый альбом, и такой, который обоснованно претендует на многократное прослушивание. У Daphni, конечно, много общего с Four Tet (собственно, Снейт с Кираном Хебденом вполне приятельствуют), но тут речь ни в коем случае не идет о плагиате — скорее об общем жанре, которому, в принципе, можно было бы даже придумать отдельное название. Шуршащая перкуссия, ровный ритм, вокруг которого мерцает и юлит еле заметная мелодия, россыпь семплированной мелочевки и упругие синтетические линии, блистательная эрудиция, позволяющая автору одинаково уместно приплетать хоть этнические мотивы, хоть старое диско: «Jiaolong» — это, конечно, танцы от ума, но все-таки танцы, просто за их драматургией и грувом очень любопытно следить даже со стороны. Конечно, в определенном смысле поразительно, что вот это все сочинил и записал человек, некогда исполнивший песню «Melody Day». А с другой стороны, ничего странного. Методы-то те же (безупречный вкус, тонкая работа с полифонией и полиритмией, композиционные фокусы) — просто язык другой. Не зря все-таки Снейт по первому роду деятельности профессор. Он, как теперь выясняется, еще и полиглот. А.Г.
«Yes I Know»
Jason Lytle «Dept. of Disappearance»
В
Calexico «Algiers»
Шестеро человек из штата Аризона, составляющих группу Calexico, — уже в своем роде классики жанра «альтернативное кантри»: пятнадцать лет творческой деятельности, седьмой уже альбом, не считая саундтреков и концертников. В общем, зрелые, состоявшиеся люди — и на «Algiers», названном по району Нового Орлеана, где пластинка записывалась, они красиво и с удовольствием следуют давно приобретенным привычкам. Полуакустическая маета, горделивый оркестр при участии вибрафона и фортепиано, духовые выступления с намеками на Мексику, сочувственный бардовский вокал, Америка, которую мы (или они) потеряли, но которую еще можно услышать в этих нежных мужских песнях, — еще, наверное, Calexico можно было бы описать как таких размороженных Tindersticks. Никаких претензий с точки зрения цельности стиля и выдержанности архаистской патетики к «Algiers» не предъявишь, и в этом, пожалуй, главная проблема этого альбома. В ранних записях группы все-таки наличествовала какая-то грубость, некий порыв — но теперь Calexico, очевидно, повзрослели и успокоились, отчего их и так сонливая по природе своей музыка временами совсем уж заметно начинает дремать. Впрочем, сон этот все-таки сладок и прекрасен. А.Г.
P.O.S. «We Don’t Even Live Here»
Бывший панк-рокер, обернувшийся рэпером, Стефон Александер про творческую задачу «We Don’t Even Live Here» высказался очень конкретно: он хотел записать альбом про вечеринку анархистов. В общем, так и вышло: с самого первого вздоха, с самого первого бита «We Don’t Even Live Here» выходит из-под контроля слушателя и автора и начинает катиться невесть куда. Поверх резинового, прыгучего ритма Александер читает про то, что все, в принципе, не очень хорошо с какой-то панковской удалью и внутренним огнем — мол, раз все так плохо, давайте танцевать. При всем том музыка страшно качает, и мотивация, которой руководствовался Александер при смене формата, ясна: он просто заметил, от какой музыки задница двигается активнее. С каждым треком вечеринка становится только веселее. Страсти накаляются. Прибывают гости — в «We Don’t Even Live Here» участвуют самые замечательные люди: и Джастин Вернон, и рэпер Astronautalis, и кто только не. Финал — как последнее, что происходит перед тем, как просыпаешься невесть где на следующее утро, силясь вспомнить события прошедшей ночи. И все бы хорошо, но в конце приходится сообщить печальную новость: сейчас Александер заболел — и приятели-музыканты собирают средства ему на лечения всем миром. Хочется верить, что все обойдется — с таким-то количеством друзей, с таким-то внутренним жаром. Г.П.
Miguel «Kaleidoscope Dream»
Новый музыкальный жанр можно считать по-настоящему состоятельным не когда у него появляются пионеры и хедлайнеры, но когда у него появляются эпигоны, — и с этой точки зрения смазливый американский парень по имени Мигель закрепляет и без того очевидный в этом году триумф нового R'n'B. На «Kaleidoscope Dream» (это второй альбом Мигеля — надо, впрочем, учитывать, что первый провалился, даром что артист подписан на мейджор-лейбле) все сделано уже по лекалам свеженародившегося жанра: вкрадчивый ритм, цифровая нега, сведенная с акустической новой искренностью, сексуальная вокальная истома, театрализованные постельные страсти, лирика, возвращающая обсценной лексике ее исконный любовный смысл, песня с названием «How Many Drinks?» и песня с названием «Pussy Is Mine». Мигеля можно было бы справедливо заклеймить на том основании, что он пытается прийти к успеху на горбу Фрэнка Оушена и Абеля Тесфайе, и он, конечно, пытается — но штука в том, что это все еще работает: «Kaleidoscope Dream» — это правда крепко сочиненная, тонко спродюсированная и ярко исполненная пластинка, не предлагающая никаких новых интонаций и ситуаций, но достоверно отрабатывающая уже существующие. Другой вопрос, конечно, — каково будет, когда появится еще полсотни таких же крепких ремесленных высказываний в области нового R'n'B. Но пока он все-таки не стоит. А.Г.
«Pussy Is Mine»
Halls «Ark»
Все начинается с пронизывающих звуков органа и приглушенных людских голосов. Где-то через две минуты вступает тихое пианино, под него очень красиво начинает петь молодой человек. Впору хвататься за сердце — и не отпускать до самого конца пластинки. В последующие сорок минут будет еще больше пронзительных мелодий, много воздуха, шорохи, пианино, гитара, немного синтезатора, пустота и красота. Сэмуэля Говардса, молодого человека из Лондона, записывающегося под именем Halls, можно, не боясь ошибиться, причислить к волне новой интимной музыки — начатой Джеймсом Блейком и The xx. При желании в поиске источников можно откатиться еще дальше — отдельные вокальные ходы Говардс позаимстововал у Тома Йорка, а как бы немузыкальные звуки у него играют не меньшую роль, чем у Burial. Несмотря на все аналогии и на то, что чувствительная разреженная полуэлектроника потихоньку становится общим местом, у Halls есть своя собственная интонация. Его камерный поп тревожнее и душнее других, воздух не столько дает простор, сколько заполняет ограниченное пространство. Внутри ковчега (если уж альбом называется «Ark»), в общем, может, и спасаешься, но ты в нем — взаперти. Г.П.
Shintaro Sakamoto «How to Live with a Phantom»
Этот альбом вышел в Японии больше года назад, а летом был переиздан в Америке — впрочем, можно было бы с легкостью выдать ее за какой-нибудь потерянный японский шедевр года эдак из 1977-го, и многие бы наверняка поверили. Лидер важной (вроде бы) психоделической формации Yura Yura Teikoku, мультиинструменталист Синтаро Сакамото, сыгравший тут на всех инструментах, кроме ударных и духовых, на «How to Live with a Phantom» развернуто признается в любви западной музыке 70-х — прежде всего уютному и слегка театрализованному электрическому фолку, а также одомашненному психоделу и фанку. В японских записях обычно первым делом замечаешь какие-то странности, но в случае «How to Live with a Phantom» странность заключается в отсутствии оной: это именно что милый и обаятельный оммаж любимым жанрам и артистам, в котором, кажется, нет ни нарочитой стилизованности, ни какого-то специального трюка, а только любовь к старорежимному исповедальному мелодизму и теплокровному звуку (ну вот разве что поют по-японски — это, конечно, всегда забавно). Такая затея может оказаться успешной при одном важном условии — если этот самый мелодизм не проигрывает первоисточникам, и это как раз случай Сакамото: песни тут сплошь хорошие, трогательные и какие-то предельно достоверные. Короче говоря, на поставленный в заголовке альбома вопрос, как жить с призраком, импозантный японец отвечает просто: душа в душу. А.Г.
Cineplexx «Perfume»
Cineplexx — это бородатый человек по имени Себастиан Литманович; несмотря на польскую фамилию, он аргентинец, а сейчас живет в Барселоне. Где-то пятнадцать лет назад Литманович начал записывать музыку, которая никому за пределами родины, кажется, почти не нужна — да и там не то чтобы сильно востребована. «Perfume» — его восьмой альбом. Поначалу его творения могут показаться карикатурой на классический южноамериканский поп: беззаботные песенки с трубами, перкуссией, большим количеством реверберации и тропическими мелодиями — да еще и вокал на испанском. Но достаточно провести с этой музыкой немного времени, чтобы стало понятно: она нисколько не издевается. И не поймешь, в чем именно дело: то ли в силе традиции, которая за Литмановичем стоит, то ли в подходящем самбе и тропикалии языке, то ли в необходимой меланхолии, которая в этой беззаботности скрыта, но в итоге «Perfume» кажется очень хорошей — и современной — вариацией на вечную тему. В конце концов, этой музыке не нужны никакие дополнительные прелести: мелодия на месте, реверберация на месте, южные ритмы на месте — включись, настройся и улети. Хотя небольшой бонус имеется: тут еще засветились всякие хорошие люди вроде трубача Camera Obscura или прекрасной певицы Лупе Нуньес-Фернандес. Г.П.
Sylvain Chauveau and Stephan Mathieu «Palimpsest»
Сильвен Шово и Штефан Матье — француз и немец, два заметных, но не чтобы все-таки первого ряда деятелей современного минимализма и электроакустики — взялись переигрывать Билла Кэллахана, а вышел Дэвид Сильвиан. В принципе, предыдущее предложение исчерпывающе описывает акустическую ситуацию «Palimpsest», но для порядку все же сообщим подробности. Шово (он тут поет) и Матье помещают лирику мрачного американского барда — зачастую даже не песни, а отдельные строчки — в контекст абстрактного тихого эмбиента: музыка переливчато гудит и шуршит, будто явление природы, на этом фоне скорбно-мудрый голос красиво и торжественно выписывает в словах риторические фигуры. Получается и правда страшно похоже на поздние записи Дэвида Сильвиана (разве что без свойственных им атональных сломов) — но, во-первых, это само по себе ничем не плохо, а во-вторых, скорее всего, не нарочно: просто европейские композиторы-исследователи и английский анахорет смотрят на мир похожим образом, решительно вытравляя из него лишние звуки и оставляя только многозначительную и вечную тишину. Мы редко поем, но когда мы поем, поднимается ветер. Северный. Умеренный. А.Г.
«Wild Love»