Wild Flag, Clap Your Hands Say Yeah, Balam Acab, CSS и другие
Дайджест свежевышедших пластинок, которые имеет смысл послушать: от певучего белого хип-хопа до новой готики из Брайтона.
Wild Flag «Wild Flag»
«Какой звук издаст лавина, пригласившая на свидание дельфина? Что получится, если скрестить хот-дог с гамбургером? Ответ прост: Wild Flag» — долгое время этот текст, размещенный на Myspace, был единственной информацией о Wild Flag. Теперь, когда группа оформилась, играет концерты и записала альбом, это все еще удачное описание: Wild Flag — очень нелогичный ансамбль, он существует вопреки всему. Вопреки тому, что затея сама по себе сомнительная: супергруппа из великовозрастных теток, числившихся в важных инди-роковых группах (Кэрри Браунстайн и Джанет Вайсс из великого девичьего бэнда Sleater-Kinney, Мэри Тимони из Helium, Ребекка Коул из группы The Minders) — жуть! Вопреки тому, что ностальгический гитарный рок — это последнее, что сейчас имеет смысл играть, а формально Wild Flag играют именно его. Дело в том, что возраст для таких убойных девушек ничего не значит (честное слово, я слушал альбом и не верил, что им всем не по двадцать), и собрались они не просто тряхнуть стариной. Дело в том, что мелодичный, сухой и цепкий гитарный рок, вытащенный будто из самого начала
Balam Acab «Wander / Wonder»
О
Roll the Dice «In Dust»
Вторая пластинка шведского дуэта, играющего при помощи аналоговых синтезаторов музыку, для описания которой лучше всего подходит слово «колоссальный». Из 11 композиций c «In Dust» всего четыре идут меньше шести минут; каждая при этом построена на каком-нибудь простом мелодическом ходе, который обрастает небольшим количеством подробностей; звуков мало, но ощущение масштабности не отпускает. Roll the Dice не хочется при этом обзывать дроуном или эмбиентом — хоть тут и много гудящих синтезаторов, ими дело не ограничивается; это, в общем, просто хорошая и многообразная инструментальная музыка, за неимением подходящих слов такую обычно принято называть «кинематографичной». Тут это слово даже к месту: Мальком Пардон, половина дуэта, в свободное от Roll the Dice время занимается тем, что пишет музыку для кино. Про колоссальность и масштабность, впрочем, тоже забывать не стоит — при всей легкости (слушается проще, чем, не знаю, какой-нибудь Sun Araw) записи, от «In Dust» довольно сложно скрыться: под него не помоешь посуду и даже, пожалуй, не поспишь. Г.П.
«Way Out»
Colin Stetson «New History Warfare vol. 2: Judges»
По правде говоря, этот альбом вышел аж полгода назад — но он настолько хорош, что лучше честно признать, что в свое время мы его пропустили, чем делать вид, что его не было вовсе. Колин Стетсон — канадский саксофонист, на постоянной основе состоящий в хорошей группе Bell Orchestre, ездящий на гастроли вместе с The Arcade Fire и в разное время оказывавший музыкальные услуги куче достойных людей в диапазоне от Тома Уэйтса и Энтони Брэкстона до The National и TV On the Radio. «Judges» — его сольный альбом в самом прямом смысле слова: большая часть вещей записывалась с одного дубля в легендарной монреальской студии Hotel2Tango, причем разом на 20 микрофонов, поэтому то, как Стетсон нажимает на металлические кнопки своих инструментов, слышно не хуже, чем то, что он собственно играет. «Judges» — не джаз, а уж скорее современная композиторская музыка, очень умная и при этом по-хорошему доступная; для одного человека, играющего на одном инструменте, Стетсон тут выдает совершенно невиданный диапазон жанров и техник — местами похоже на Ханса Райхеля с его даксофоном, местами на академический минимализм в его лучших проявлениях, есть и какой-то обледенелый блюз, и что-то вроде высокогорного госпела; в паре мест появляется Лори Андерсон со своими интеллигентными монологами — и они тут куда более кстати, чем на ее собственной последней пластинке; еще появляется и поет Шара Уорден из My Brightest Diamond — и она кстати всегда. На «Judges» совершенно выдающаяся внутренняя драматургия композиций — кое-где это почти песни, кое-где — зарисовки и опыты, но почти везде за все, от аранжировки до своего рода вокальных партий, отвечает саксофон и шелест и стук его металлических составляющих. Очень красивая, изобретательная и вообще блестящая пластинка; отрадно еще и то, что выпустил ее лейбл Constellation, за которым я было бросил следить — и, как выясняется, зря. А.Г.
«Home»
Astronautalis «This Is Our Science»
Astronautalis — это человек по имени Чарльз Эндрю Босвелл, умный и красноречивый белый рэпер из Миннесоты. Он делает заковыристый интеллектуальный хип-хоп с мелодиями — примерно такой, какой раньше было принято приписывать лейблу Anticon и каким теперь занимаются примерно все хорошие белые рэперы. «This Is Our Science» — четвертый и лучший альбом Astronautalis; тридцать семь минут кипучих, запутанных, красивых и, кажется, автобиографических песен. Именно что песен — Босвелл много и интенсивно читает, но с легкостью переключается на пение, припевы он выкрикивает, как Айзек Брок из Modest Mouse, но почти в каждой песне «This Is Our Science» прочитывается мелодия. Первое прослушивание альбома похоже на встречу с цунами: тут столько всего (сложная, каждый раз разная музыка, многослойные тексты, море разнообразных эмоций), что переварить с первого раза совершенно не удается. «This Is Our Science» наполнен странными, совсем не хип-хоповыми образами: здесь есть песня про Менделеева и Бога, есть пророчество о конце света, спетое от лица безумного проповедника, есть песня-посвящение ученому, который замораживал людей, чтобы отсрочить их смерть. Все тексты при этом так или иначе завязаны на жизненном опыте Босвелла — и он читает их проникновенно и отчаянно, но без присущей многим умным белым рэперам мизантропии, с совершенно другими чувствами — с надеждой, грустью и восхищением. Г.П.
«Lift The Curse»
Glen Campbell «Ghost on the Canvas»
Про Глена Кэмпбелла проще всего кратко рассказать в цифрах: 50 лет творческой деятельности, 70 с лишним альбомов, 12 золотых и 4 платиновых, 45 миллионов проданных пластинок, 8 «Грэмми», изрядная фильмография (в частности, он играл в оригинальной «Железной хватке»
Clap Your Hands Say Yeah «Hysterical»
Сразу к делу: Clap Your Hands Say Yeah записали хороший третий альбом. Честное слово. К сожалению, велика вероятность, что его постигнет (и уже постигает) учаcть предыдущей их пластинки — потому что группа опять сделала не то, чего от нее все хотели. Чем был хорош их дебютный альбом? Очень просто — несколькими гениальными песнями и одним из первых прецедентов, когда группа смогла стать популярной благодаря интернету. Но на самом деле, дело не только в этом — второе со временем потеряло свою ценность, а первое, то есть хорошие песни, были на «Some Loud Thunder» и есть на «Hysterical». Просто на первом альбоме Clap Your Hands все было гениально сбалансировано: он был достаточно экспериментальный и дико записанный, чтобы быть интересным, и достаточно простой, чтобы песни моментально застревали в голове. С «Some Loud Thunder» группа пошла по пути эксперимента, записала ужасно смелую и интересную штуку, и никто этого не оценил. С «Hysterical» обратная ситуация — это слишком простая, спокойная, беззащитная запись. С гладким, скользящим звуком, двенадцатью практически одинаковыми песнями, с немыслимо мягкими для Clap Your Hands Say Yeah гитарами и безмятежными клавишами; от оригинального звука группы тут остался, кажется, только вокал (да и то в нем меньше истеричных ноток) и вечно звенящая тарелка на установке. Тем не менее, это хороший альбом — со второго раза начинаешь различать отдельные песни и становится понятно, сколько в каждую из них вложено внимания и таланта; от Clap Your Hands все привыкли ждать чего-то фантасмагорического, динамичного — а тут нечто совсем другое. Г.П.
«Misspent Youth»
CSS «La Liberacion»
Третий альбом бразильцев Cansei de Ser Sexy сделан примерно по тем же лекалам, что и предыдущие два: беспечный, диковатый диско-поп, с некоторым количеством неприличных слов и задиристым настроем. На наше счастье старых приемов CSS вполне хватает, чтобы сделать весело и интересно; «La Liberacion», по-хорошему, даже лучше своего предшественника «Donkey» — звук, может быть, и не вернулся к тому безумию, которое творилось на первом альбоме группы, зато энергии хоть отбавляй; The Go! Team в этом году выступили как-то не очень — ну так вот им отличная замена. Музыка местами кажется очень необязательной, но, с другой стороны, обязательности от нее и не требуется — главное, чтобы было, подо что трясти головой. Тем более, CSS совершенно не отказывает вкус: на «La Liberacion», грубо говоря, не повторяется ни один звук, каждая песня звучит хоть чуть-чуть иначе; можно расслышать неожиданные нотки — помимо привычных постпанка и электропопа возникает, например, балеарик. Ну и Бобби Гиллеспи, опять же, с кем попало петь не станет. Г.П.
«Hits Me Like A Rock»
Gazelle Twin «The Entire City»
Первый концерт Gazelle Twin состоялся под аркой одного из лондонских мостов. Девушка по имени Элизабет Уоллинг, которая Gazelle Twin и есть, почти не показывает лица — фотографируется то в монашеском одеянии, то в каких-то синих одеждах; напоминает некую сюрреалистическую модель. Еще она говорит, что вдохновляется Максом Эрнстом и итальянским композитором 17 века Карло Джезуальдо — в общем, все очень непросто. И очень хорошо. Первый альбом Gazelle Twin — это такая британская версия новой готики, кибернетические Dead Can Dance, если угодно; тот же мрак, тот же заторможенный ритм, тот же мистицизм, та же ритуальная красота, но атмосфера куда более аристократическая, замковая (да и названия песен соответствующие — «Bell Tower», «Obelisk»); опера, в общем, тоже подразумевается. Грубо говоря, «The Entire City» — это нечто среднее между Zola Jesus и Fever Ray — и, как и в обоих этих случаях, важен не столько пустынный и грозный звуковой ландшафт, сколько голос, который летает над этим ландшафтом печальным демоном; голос какой-то роковой утопленницы. В общем, привет, монашки, читайте книжки. Ну и ко всему прочему, происходит Уоллинг из города Брайтона — а из города Брайтона также происходят Electrelane, Bat for Lashes и The Pipettes; то есть плохих музыкантов женского пола там попросту не делают. А.Г.
«Nest»
Laura Marling «A Creature I Don’t Know»
Лора Марлинг записала первый альбом в восемнадцать лет: воздушная девушка, почти еще ребенок, она пела под гитару тихие фолковые песни о девичьих бедах, красивые и наивные. В двадцать последовал второй: Лора играла примерно то же самое и пела примерно о том же, хоть и слегка помрачнела — альбом был записан по итогам разрыва. Теперь Марлинг исполнилось двадцать один, и она записала неожиданно зрелый и горький альбом, не девичий, но женский. Здесь есть песня от лица матери, потерявшей ребенка, есть песня от лица богини, здесь есть песни про страсть и гнев, про все что угодно. Марлинг поет с невесть откуда взявшейся мудростью, примеряет на себя разные истории, и каждую проживает удивительно достоверно; в каждом слове, в каждом звуке — невиданный вес. Поразительная трансформация, если вспомнить, что совсем недавно все выглядело, не знаю, вот так. Что же до музыки — теперь Марлинг сопровождает целая рок-группа: то и дело появляются барабаны, электрогитара, скрипка, другие инструменты; звучат они при этом не все время, а выплывают иногда из тишины, подчеркивая, оттеняя нужные моменты — весь композиционный талант Марлинг очевиден как никогда. Г.П.