Falty DL, Алекс Тернер, Deaf Center, «Мох» и другие
Дайджест свежевышедших пластинок: восемь альбомов и EP, которые имеет смысл послушать.
Falty DL «You Stand Uncertain»
Второй альбом нью-йоркского электронщика Дрю Ластмэна, еще умнее и краше первого. «You Stand Uncertain» — сумрачная романтичная городская электроника с непростыми и дивными мелодиями. Falty DL в первую очередь из-за общего урбанистического настроения часто сравнивают с Burial, но это все-таки не очень верно. Ластмэн не чурается дабстепа и музыкально, но на нем не зацикливается — на «You Stand Uncertain» всплывают и ту-степ, и вообще британский гараж, и хаус, и IDM, и даже джаз; местами начинают петь, и получаются почти что песни. «You Stand Uncertain» с каждым треком поворачивает в какую-то новую сторону, но альбом при этом на части не разваливается — возможно, виной специфическая работа Ластмэна с битом: он никогда не закрепляется на одном месте, вечно сбивается, замирает в паузах, бежит и перетекает, и вот эта манера держит весь альбом. Вообще, Falty DL заметно растет; «You Stand Uncertain» до безумия тщательно сделан — настолько, что есть уже жалобы, будто альбом «перепродюсирован»: на самом деле это просто зрелая и мастерская работа. Г.П.
«Мох» «Камни приходят ко мне»
Короткая, но блестящая EP от белоруса Антона Кривули, члена объединения «Солнцецветы». От прошогоднего альбома «Мха» «Миллиард желтых птиц» EP отличается разительно: если на альбоме Кривуля пытался играть синтезаторный поп, то тут слово «поп» применять вообще не хочется, да и синтезаторов не то чтобы много. «Камни приходят ко мне» — это дремучая гипнотическая музыка, странная и красивая, завязанная в первую очередь на басу. В двадцать с лишним минут Кривуля умудрился впихнуть множество идей, которые друг c другом прекрасно уживаются: тут и песня с акустической гитарой, записанная в поезде, и пресловутый гипнагоджик-поп, и даже шестиминутный инструментал, сыгранный то ли на банджо, то ли на ситаре. Еще «Мху» исключительно удаются парадоксальные архетипические тексты, закапывающиеся куда-то в древние глубины; это даже по названиям видно: «Камни приходят ко мне», «Радость русла», «Упираясь в берег края», «Я потерял солнце», «У канала». Г.П.
«Радость русла»
Cult of Youth «Cult of Youth»
Death in June и Current 93 (о новой пластинке которых — в следующий раз) красиво и тихо состарились — однако, что удивительно, имеется новая смена. Удивительно — потому что при всем богатстве выбора в современной ситуации казалось, что вот этот торжественный патетический дарк-фолк так и остался в
«New West»
Baby Dee «Regifted Light»
Новый альбом кливлендского трансвестита Беби Ди; на этот раз — без бурлеска и цирка. Умиротворенная и скромная запись, выдержанная более-менее в одном стиле, — такое специфическое барокко, популярная музыка XVII века, перенесенная в наше время. Вокал появляется редко, большую часть получасового альбома занимают инструменталы; при невнимательном прослушивании «Regifted Light» имеет все шансы показаться пресным и бесхребетным. Музыка на альбоме почти целиком крутится возле величественного «Стейнвея», подаренного Ди продюсером и соратником по Current 93 Эндрю В.К.; фортепиано и голос Беби Ди сопровождают фагот, виолончель, металлофон, туба и прочие классические инструменты — в сумме получается удивительно изящно и живописно. Да, безумие, которое раньше на альбомах Беби Ди присутствовало, уже почти испарилось, ей в этом году 58, от «Regifted Light» веет лишь тихой мудростью — что по-своему даже замечательно. Г.П.
«Brother Slug and Sister Snail»
Deaf Center «Owl Splinters»
Норвежский дуэт Deaf Center почему-то хочется сравнить со страшным подмосковным индустриальным коллективом Reutoff — не потому что музыка похожа (не похожа), а потому что музыка эта зависит от окружающего пейзажа. Как музыка Reutoff растет из мрачного индустриального Реутова, так и Deaf Center, кажется, появились из фьордов и огромных снежных просторов Северной Норвегии. На предыдущем своем альбоме норвежцы смешивали классические инструменты (фортепиано и виолончель) с дарк-эмбиентным гулом, и получалось здорово; хотя дарк-эмбиент — сомнительный и опасный жанр, в том смысле, что каждый месяц под этим логотипом выходит масса пустой и бессмысленной музыки. «Owl Splinters» — разнообразная, совсем не монохромная запись. Гитарный шум ловко сменяется фортепианными пассажами а-ля Гарольд Бадд, виолончель переплетается с электронным рокотом; в отличие от диска «Pale Ravine» тут даже есть сольные номера — Скодвин на виолончели, Тотланд на фортепиано. Но секрет Deaf Center даже не в мастерстве, а в том, что этот звук явно идет изнутри, она сыграна людьми, а не роботами; это музыка про жизнь, про леса, про озера, про это небо, которое и давит, и гнет. Г.П.
«The Day I Would Never Have»
Alex Turner «Submarine»
Лидер Arctic Monkeys Алекс Тернер записал шесть песен для фильма Ричарда Эйоэйда; сразу признаюсь, что для меня в этой истории вторая фигура несравнимо важнее и приятнее первой — наверное, без него я эту музыку и не послушал бы никогда. Но «Submarine» оказалась на удивление симпатичной записью. Фильм, который в России пока никак не посмотреть, рассказывает о взрослении пятнадцатилетнего мальчика — то, что по-английски называется «coming of age». Песни, в общем, тоже про это — тихие, меланхоличные, с затаенным дыханием, скупо аранжированные и очень трогательные. Запоминающихся мелодий вроде как нет, по памяти не напоешь — но переслушивать тянет. Тернер вообще звучит очень уверенно, как в лучшие моменты Arctic Monkeys — его даже хочется щедро сравнить с Кэтом Стивенсом или Саймоном и Гарфанкелем, которые в свое время тоже отметились хорошими саундтреками. Все ждут новый альбом Arctic Monkeys — а мне кажется (еще и учитывая опыт The Last Shadow Puppets), будет намного интереснее, если Алекс Тернер примется за полноценную сольную запись. Г.П.
Typhoon «A New Kind of House»
По описанию эта группа может показаться ужасно скучной: портлендский инди-оркестр из 12 человек, похожий на Arcade Fire, Neutral Milk Hotel и даже Mumford & Sons, с вокалом, как у Bright Eyes времен «Cassadaga», и трубами, как у оркестров мариачи. Казалось бы — сколько можно уже? Но группа хорошая, ничего не поделаешь. Из родного Портленда Typhoon пока почти не выбрались, а там их любят в первую очередь за грандиозные концерты; в прошлом году у них вышел альбом «Hunger and Thirst» — хороший, но не располагающий к далеко идущим выводам; теперь же, с EP «A New Kind of House», уже кажется, что это серьезная история. Потому что, например, песня «Summer House» — одна из лучших, что я слышал в этом году. В остальном — да, все как заявлено: духоподъемный и отчаянный, отменно оркестрированный и сыгранный инди-рок, с трубами и скрипками, совсем не прилизанный и живой. Г.П.
Yelle «Safari Disco Club»
Еще одна запись, которая в теории должна вызывать как минимум скепсис. Француженка Жюли Бюде сочиняет под именем Yelle бесстыдный и топорный френч-поп, простой и прилипчивый. Все то же самое она играла в 2007 году на пластинке «Pop-up», уже тогда это была не то чтобы своевременная музыка — а сейчас и подавно. Тем не менее ничего не могу поделать, ровно полторы недели этот альбом не выключал — может быть, потому, что на велосипеде катался. В общем-то, единственный смысл этой музыки — танцевать под нее или поднять себе настроение, никаких откровений тут нет, но они и не требуются. «Safari Disco Club» работает, как некоторые хорроры: если в фильме ужасов нет ничего хорошего, но он все еще тебя пугает — что же, это все еще хороший фильм ужасов. Если вам такое не по душе — проходите мимо. Ну или раздобудьте велосипед. Г.П.