Wilco, Class Actress, Эмика, Никита Прокопьев и другие
Дайджест свежевышедших альбомов, которые имеет смысл послушать: от одной из лучших электронных пластинок года до новых дисков корифеев антифолка; от очередного опуса самого удивительного молодого русского музыканта до очередного опуса бруклинских психокришнаитов.
Никита Прокопьев «Хуже не будет»
Сверхпродуктивность музыкантов, кажется, потихоньку становится нормой: без ущерба качеству по несколько альбомов в год записывают многие — возьмите хотя бы Padla Bear Outfit, или The Weeknd, или Джеймса Ферраро (см. ниже). Посему в том, что челябинский музыкант Иван Лужков опубликовал уже четвертый в этом году альбом, нет ничего шокирующего. Вопрос, что делать слушателю, тоже не встает — потому что Никита Прокопьев не сдает позиций. Про «Хуже не будет», честно говоря, сложно сказать что-то новое: если вы слушали предыдущие альбомы Никиты Прокопьева, вам будет несложно представить, что звучит на этом. Снова огромный хронометраж — альбом длится больше часа, снова собственные песни делят место с кавер-версиями (присутствует, например, пронизывающая перепевка «Отряд не заметил потери бойца» Летова), и это снова интуитивное искусство, ловящее красоту до того, как она обретет какую-либо привычную форму, и песни снова почти все до одной пугающе хороши. Музыка, конечно, претерпевает изменения, но не такие, на которых имеет смысл концентрироваться: например аранжировки, хоть и остались такими же как раньше (виртуальные инструменты пополам с живой гитарой), но стали какими-то более нервными, расхлябанными, в музыке появилась дополнительная расшатанность, которая только дополнительно дает этой музыке какую-то уникальность. В общем, если пытаться искать недостатки в творческом методе Ивана Лужкова, то единственное, что приходит в голову, — его музыку не успеваешь до конца осмыслить, переварить, как он вываливает на тебя очередную порцию. Но это ведь не проблема музыканта, правда? В любом случае ничего подобного в России, а то и во всем мире, никто не играл и не играет. Г.П.
Премьера клипа: Никита Прокопьев «Это, телочка, любовь»
Скачать альбом можно здесь. 30 октября, в это воскресенье, Никита Прокопьев впервые выступит с концертом в Москве — в клубе China Town
Emika «Emika»
Когда-то Эмика пришла в офис лейбла Ninja Tune в качестве интерна, теперь она является его самой многообещающей новой звездой. У девушки вообще интересная биография: она родилась в Чехии, росла в Бристоле, а теперь живет и делает музыку в Берлине; в юности у нее был эпизод, когда она тяжело болела, перенесла не одну операцию и несколько месяцев провела в постели, успокаивая боль морфином; она работала официанткой, чтобы скопить на свой первый макинтош и поставить туда программу Logic; при этом она закончила отделение музыкальных технологий в университете города Бата, а в качестве главных ориентиров называет Штокхаузена и Пьера Шаффера. В сущности, и болезнь, и Берлин, и Восточная Европа, и даже Шаффер в ее музыке угадываются (заканчивается альбом, в частности, двухминутным фортепианным сочинением) — и комбинация всех этих факторов дает на выходе одну из лучших электронных пластинок года. Если не вообще лучшую. Если вкратце, Эмика делает пост-дабстеп, мутировавший в песни, — то есть в каком-то смысле выступает в одном ряду с Джеймсом Блейком, Джейми Вуном и прочими; но методы у нее очень свои. Собственно, у этого самого постдабстепа (да и не пост-) сейчас есть очень разные варианты существования: от вполне массовой поп-музыки (см. Magnetic Man или грядущий альбом Джокера) до авангардной работы с акустическим пространством (см. того же Джеймса Блейка). Все это прекрасно, но почти во всем этом потерян тот характерный момент, благодаря которому я лично в свое время дабстепом и заинтересовался: чувство города, мрачная урбания, ощущение, что музыка переводит в звук все эти планиметрические пейзажи новостроек и фабрик. Так вот, у Эмики это чувство города есть в полный рост — это сухая, колючая, угловатая музыка, в которой масса мелких деталей и в которой мечется, трепещет, жмется хрупкий девичий голос (он не столько поет даже, сколько шепчет); это ритм, который предупреждает, и бас, который сковывает; это песни безразличного, неуютного мира; это альбом-триллер — все время кажется, что сейчас откуда-то из-за угла выйдет некто, с кем встречаться совсем не хочется. Все это притом исполнено на высшем уровне — и в плане внутреннего устройства звука, и в плане драматургии, и в плане песен; во всем этом притом есть какая-то странная, боязливая женственность. Возможно, музыка Эмики и правда лучше всего соответствует виду и духу окраин больших городов Восточной Европы; возможно, где-то внутри девушки сидит память обо всем об этом — как говорят в еще одной восточноевропейской стране по другому поводу, кто в армии служил, тот в цирке не смеется. А.Г.
Эмика выступит в Москве 25 ноября в клубе «16 тонн» и в Петербурге 26 ноября в Центре Курехина — в рамках фестиваля «Электромеханика»
Wilco «The Whole Love»
Объяснить, чем именно хороша группа Wilco, было сложно уже в середине
Class Actress «Rapprocher»
Очень простая поп-музыка из Бруклина — лучше которой в этом году еще поискать. На Class Actress, проект девушки несовременной внешности и завидных артистических данных Элизабер Харпер, мы возлагали надежды еще полтора года назад — теперь у нее наконец вышел полноценный альбом, и не знаю, у кого как, а наши надежды оправдались полностью. Харпер пишет тонкие, яркие, емкие и цепкие песни про любовь в большом городе (есть, например, прекрасная строчка «из-за тебя я опоздала на работу, из-за тебя я опоздала в церковь»); ее партнер аранжирует их в духе нового синтетического диско — вот и все, а больше ничего и не нужно, ну разве что адекватный визуальный ряд, который имеется и на обложке, и в клипах. Можно сказать, что суть и смысл Class Actress в обложку как раз и заложены — незнакомая красивая женщина смотрит на тебя так, что и самому глаз не оторвать. Еще можно сказать, что Class Actress звучат ровно так, как и должен звучать альянс бывшей актрисы (Харпер и правда на нее училась) и будущего психоаналитика (ее напарник Марк Ричардсон аккурат в прошлом году защитил диссертацию). При условии, конечно, что и актриса, и психоаналитик — хорошие. А.Г.
James Ferraro «Far Side Virtual»
Джеймс Ферраро — один из главных деятелей гипнагогического попа, обладатель огромного количества псевдонимов, музыкант, успевший за четыре года выпустить около тридцати пластинок, человек, для всякой новой ненормальной, психоделической и безумной музыки успевший за последнее время сделать больше, чем кто-либо другой. Мы упоминали про него несколько раз: например вот здесь или здесь (также компетентный анализ фигуры Ферраро можно прочитать здесь). Ограничивать музыку Ферраро одной гипнагогией не совсем верно — он не один раз радикально менял направление движения. В этом году он выпустил на удивление мало (для себя, конечно) записей — всего лишь одну EP и вот этот новый альбом. Тем не менее (а может, и благодаря этому) «Far Side Virtual» — один из самых волшебных моментов его дискографии, он стоит, скажем, чуть ли не всей дюжины пластинок, что он записал в
«Earth Minutes»
Big Blood «Big Blood and the Wicked Hex»
Лучшая, возможно, из малоизвестных психофолковых групп начала нулевых, свободомыслящий оркестр Cerberus Shoal из штата Мэн, давно уже распалась — собственно, произошло это, когда у ее основателя Калеба Малкерина и ее вокалистки Коллин Кинселлы родился ребенок и они решили от музыки отдохнуть. Теперь у них есть свое собственное музыкальное предприятие под названием Big Blood; уже, на самом деле, не первый год и не первый альбом — как многие энтузиасты психомузыки, Big Blood выпускают по долгоиграющей записи раз в несколько месяцев, и слушать их все неподготовленному человеку затруднительно. Но вот эту слушать надо. «Big Blood and the Wicked Hex» похожа на то, как если бы Jefferson Airplane заиграли краут-рок в японском стиле. Ну или, если не прибегать к мошенническим аналогиям, так — это распространенное до многоминутных сюит монотонное электрическое альт-кантри, главное в котором — собственно вокал Коллин Кинселлы: эта женщина и правда поет под стать Грейс Слик, зычно, мощно, профетически; ее голос как будто прорастает откуда-то из-под земли. В «Big Blood and the Wicked Hex» есть далеко не только гитарно-барабанный нажим — местами возникает и фисгармония, и вообще музыка начинает стремиться в тишину, но из нее всегда рвется этот голос; и иногда, согласно известной поговорке, и вправду практически волосы встают дыбом. А.Г.
Скачать альбом легально и бесплатно можно здесь.
Lee Noble «Horrorism»
Про Ли Ноубла я, честно говоря, узнал совсем недавно, и выяснить про него толком ничего не удалось — живет вроде бы в Лос-Анджелесе, не то чтобы аноним, но не самый публичный человек, ну и все. Начиная с прошлого года Ноубл успел записать десять пластинок; на каждой так или иначе звучит музыка дроун — протяжная, минималистичная и достаточно страшная. «Horrorism» примечателен двумя деталями — во-первых, это первый альбом Ноубла, выпущенный не на аудиокассете, а на виниловой пластинке (непонятно, правда, какой именно из этого следует вывод), во-вторых, здесь он отошел от канонов жанра и двинулся, так сказать, в сторону поп-музыки. «Horrorism» — это такой мостик между чиллвейвом и прочим новым минимализмом и их обратной стороной — дарк-эмбиентом, дроуном и прочими ужасами. С одной стороны, все звучит страшно, медленно и глухо, с другой стороны, тут есть ясные мелодии, это именно что песни, они и идут по большей части не дольше трех-четырех минут. Ближайшая аналогия — Grouper, только тут вместо женского голоса — мужской, и это сильно меняет дело. Самое ценное, что, несмотря на размеры дискографии, Ноубл ни секунды не халтурщик. Каждый звук у него взвешен, про каждый понятно, зачем он нужен, ничего не сыграно просто так, чтобы заполнить пустые места; расплывчатость и туманность в его музыке сочетаются с какой-то очень мощной и своеобычной интенсивностью. Г.П.
«Your Privilege»
Alcoholic Faith Mission «Ask Me This»
Про эту группу мы уже сообщали в прошлом году, и не сказать, что с тех пор много что изменилось, разве что она стала еще лучше. Alcoholic Faith Mission начали два датчанина в Бруклине (и до сих пор у группы, я так понимаю, две родины); когда они делали первый альбом, поставили себе за правило писаться только по ночам, при свечах, употреблять при этом алкоголь и ничего не менять, закончив песню; второй диск записывался в бывшем помещении фабрики, и группа решила использовать в музыке только те предметы, которые были в комнате, — в результате в качестве барабанов выступали, например, словари. «Ask Me This» — четвертая пластинка AFM, связаны ли с ней какие-нибудь увлекательные истории, непонятно, но это и неважно: музыка тут достаточно красива и зрелищна сама по себе. Alcoholic Faith Mission, давно уже разросшиеся в оркестр из шести человек, мяучат юными смешными голосами, перебирают клавиши фортепиано, бряцают по струнам гуслей, применяют духовые и струнные, привлекают аккордеон, ластятся, баюкают, нежничают, поют инфантильным хором — в общем, творят типичный коммунальный инди-поп скандинавского происхождения. Музыка эта вроде бы всем надоела уже лет 5 назад — но Alcoholic Faith Mission то ли не в курсе, то ли плевать на это хотели и пишут песни настолько красивые, торжественно-наивные и трогательные, что отказать им невозможно. Почему-то легко представляю себе, как Alcoholic Faith Mission становятся концертным хитом в России; правда, с трудом представляю, чтобы их кто-нибудь решился сюда привезти. А.Г.
«Running With Insanity»
Kimya Dawson «Thunder Thighs» / Jeffrey Lewis «A Turn in the Dream-Songs»
В начале
«All I Could Do» (Доусон)
«Cult Boyfriend» (Льюис)
Prince Rama «Trust Now»
Две сестрички со странными именами Тарака и Нимай и их друг Майкл Коллинз некогда познакомились в кришнаитской деревне в штате Флорида — и поначалу играли, как ни странно, поп-панк. Теперь они не практикуют кришнаитские дела. И поп-панк тоже не практикуют. И еще они не принимают наркотики — чего по музыке, в общем, не скажешь. Prince Rama — это, грубо говоря, радикализированные Gang Gang Dance (правда, и более примитивные тоже); синтетический психофолк, сведенный с этническими напевами и мантрами на санскрите. Как и многие подобные ансамбли, Prince Rama весьма продуктивны, «Trust Now» — их пятый альбом за три года; в отличие от многих, они еще и творчески растут: эта пластинка у них, кажется, лучшая. При этом методы, в общем, не изменились — барабаны бьют, синтезаторы гудят, девушки поют восточными духами; но грув тут очень мощный, да и песенные структуры куда более уловимы. К тому же Prince Rama научились как следует работать с драматургией — начало самого первого трека вообще похоже на какую-то оперу по мотивам игры Mortal Kombat. В общем, заслуженное харе. А.Г.