перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Архив

«Архстояние-2015»: чего ждать от фестиваля в Никола-Ленивце

Развлечения

В эти выходные под Калугой — десятое «Архстояние». Год для фестиваля оказался непростым: главный инвестор отказался от финансирования, а вся команда осталась без работы. Однако «Архстояние» все же состоится — в соседней с Никола-Ленивцем деревне Звизжи. «Афиша» выяснила подробности.

Краткая история Никола-Ленивца

В конце 1980-х два московских архитектора, Василий Щетинин и Юрий Григорян, приехали в Никола-Ленивец и загорелись идеей возродить деревню, где на тот момент оставалось всего три жителя. Чуть позже к ним присоединился художник Николай Полисский. Первые десять лет новостей в деревне было мало. Щетинин и Григорян приноравливались к сельской жизни, Полисский писал пейзажи. Зимой 2000 года Полисский посмотрел на заснеженный склон и представил, как по нему брела бы толпа снеговиков. Привлек к делу местных крестьян, заплатил денег.

Фотографии снеговиков Полисский показал уже на «Арт-Москве». А на территории Никола-Ленивца стали появляться первые арт-объекты. В 2005 году один из объектов проекта «Байконур» оказался в Третьяковской галерее, другие поехали в Венецию, в Цюрих — и Полисский с соавторами тоже.

Здесь и далее – фотографии объектов «Архстояния» в Никола-Ленивце. «Полумост надежды», Тимур Башкаев, 2006 г.

Здесь и далее – фотографии объектов «Архстояния» в Никола-Ленивце. «Полумост надежды», Тимур Башкаев, 2006 г.

Фотография: Дмитрий Ветров / flickr.com

Всему, что Полисский ни делает в следующие годы, сопутствует удача, и одним из главных успехов будет фестиваль «Архстояние», на который он шутки ради пригласил своих друзей-архитекторов, чтобы отдохнуть вместе в деревне и построить объекты, существовавшие до этого лишь на бумаге. В фестивале участвуют настоящие архитектурные звезды — не ниже Бродского и Григоряна. Причем строят они все за собственные средства.

Дальше «Архстояние» выигрывает грант Потанина, предназначающийся для музеев, а Владислав Сурков пишет о Полисском благосклонную журнальную статью в «Артхронику»: «Для приготовления Америки обязательны джинса и силикон (в хорошем смысле). Русская жизнь снаружи, для отвода глаз — любая, переимчивая, подражательная, бойкая. Внутри, для себя — своя, древнедеревенская, травяная, древесная». На фестиваль 2009 года грант дает уже Евросоюз — и кроме денег высылает в парк 15 французских ландшафтных дизайнеров, которые здесь задержатся надолго.

Людей на «Архстояние» начинает приезжать все больше и больше, фестиваль перестает быть индустриальным пикником архитекторов, в то время как сам Полисский начинает жаловаться на возрастающую «попсовость фестиваля». В 2010 году «Архстоянием» руководит первый приглашенный куратор — Олег Кулик. Он становится самым посещаемым за всю историю Никола-Ленивца. 

«Сарай», «Проект Меганом» (Юрий Григорян), 2006 г.

«Сарай», «Проект Меганом» (Юрий Григорян), 2006 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Деревню покупает владелец «Связного»

Президент группы компаний «Связной» Максим Ноготков, который с 2007 года регулярно посещал арт-парк, в 2011 году узнает, что земли в Никола-Ленивце выставили на продажи. Бизнесмен полностью выкупает территорию и начинает вкладывать средства в развитие Никола-Ленивца. 

«Сейчас у нас появился личный миллионер, Максим Ноготков. И это очень важно. Я думаю, это молодой, продвинутый интеллектуал, миллионер с двадцатилетнего возраста, и он отлично понимает, что это не совсем его дело», — так рассказывает об этих переменах в интервью 2011 года Николай Полисский. «Я там только закапываю деньги», — обозначил свой альтруизм сам Ноготков в разговоре с «Афишей»

Ноготков создает управляющую компанию, «Архполис», которая в перспективе должна вывести проект на самоокупаемость: привести малый бизнес, обустроить гостиницы и другую инфраструктуру, поддерживать все существующие культурные проекты и формировать новые.

Первое время задачу покрывать расходы даже не ставят. Попытки сделать «Архстояние» прибыльным фестивалем приводят к тому, что сама организация события сильно дорожает: бесплатный энтузиазм уходит, а чтобы продать несколько тысяч билетов, нужно нанять несколько десятков менеджеров. Благоустройство деревни, которую посещают уже не только друзья архитекторов, и управление оказываются неожиданно дорогими. 

«Границы империи», Николай Полисский, 2007 г.

«Границы империи», Николай Полисский, 2007 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Здесь собирается сильная команда мечтателей, которая придумывает невероятные проекты: те самые французы занимаются регулярным парком «Версаль», а проект «Мехдвор» пытается возродить отечественный предметный дизайн. Количество проектов растет, и в какой-то момент их становится так много, что перечислить все из них не может ни один из сотрудников. Команде не хватает сильного управленца, который бы время от времени возвращал ее к реальности, в деревне-утопии появляются утопические же проекты. Так, например, однажды появилось небольшое стадо породистых яков стоимостью предположительно в миллион рублей за голову. Они едят траву с невероятной скоростью и обещают работать как супергазонокосилка, а также служить в качестве контактного зоопарка. Удача по-прежнему сопутствует проекту: Никола-Ленивец включают в программу развития туризма до 2018 года, которая обещает за счет бюджета обеспечить парк дорогами, электричеством и газом. 

Летом 2014 года в Никола-Ленивце проходит «Архстояние» небывалых масштабов: на сам фестиваль подают заявку участники из 35 стран, а курировать его зовут мировую звезду, Ричарда Кастелли. Штат «Архполиса» тем временем насчитывает уже порядка 100 специалистов. Помимо «Архстояния» в Никола-Ленивце успевают провести и масштабную «Ночь новых медиа». Здесь играют авангардные музыканты, Антон Маскелиаде открывает свою студию, в арт-резиденции живет артистка лейбла Warp Мира Каликс, снимает видео Хаушка. Все это очень культурно, однако гостиницы и даже палатки на территории арт-парка стоят слишком дорого для высоколобых знатоков музыки и искусства, которым это все адресовано.

Осенью 2014 года Никола-Ленивцу приходится столкнуться с реальностью: в стране наступает кризис — и бизнес Ноготкова теряет обороты. «Архполис» вязнет в долгах, сотрудники компании первое время надеются на лучшее и работают по несколько месяцев бесплатно, но чуда не происходит — финансирование арт-парка приостановили. 

«Павильон шишек», Адриан Гезе и West8, 2007 г.

«Павильон шишек», Адриан Гезе и West8, 2007 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Как Никола-Ленивец пытается выжить без финансирования

Новый год парк встречает без инвестора, команды и планов на будущее. Отдельные проекты находят себе экономическую поддержку в лице партнера или спонсора, другие — зарабатывают на стороне или просят поддержки у государства. 

Ферма в Никола-Ленивце официально становится собственным учредителем и продолжает работать. К новым условиям также приспосабливаются лаборатория органической косметики и детский лагерь. Правда, последнему приходится переехать и сменить название на «Кавардак». Гостиницей занимается бывший директор «Архполиса», у ресторана появляется новый оператор, а часть инфраструктуры продолжает существовать в том числе и за счет поддержки области.

Несмотря на все риски, Николай Полисский и два бессменных куратора «Архстояния» решают продолжать фестиваль и устраивают его без спонсора, вкладывая, как в старые добрые времена, собственные деньги. Ландшафтный парк формально остается землей Ноготкова, которой по инерции управляет бывший главный директор «Архполиса» Олег Гончаров, и в том числе поэтому фестиваль перемещается в деревню Звизжи, куда посетители «Архстояния» раньше гоняли разве что за мороженым да в кафе «Картошкино».

В Звизжах появляются сразу три серьезных объекта: «Сельпо» Николая Полисского, земляная колонна «Музей сельского труда» Сергея Чобана и перестроенная остановка по проекту Алексея Козыря «Бельведер Звизжский». Сотрудники объясняют это тем, что финансовый кризис принес фестивалю новый смысл и заставил «более трепетно относиться к происходящему».

Насколько будет интересна небольшая деревня Звизжи посетителям, привыкшим к размаху фестивалей прошлых лет, — вопрос открытый. Также пока непонятно, удастся ли покрыть все расходы продажей билетов: сотрудники фестиваля не делают секрета из того, что вкладывали в строительство объектов собственные деньги, а среди других источников финансирования указывают «поддержку местных властей, корпораций и просто неравнодушных людей».

Дальнейших планов пока никто не строит, и по единогласному прогнозу всех заинтересованных сторон на следующий год фестиваль, скорее всего, возьмет паузу. Что касается развития территории, то вся инфраструктура заморожена — и ее дальнейшее строительство приостановлено. Нового финансирования на инфраструктурные потребности пока не нашли, а все деньги, полученные сверх того, что отобьют билеты, планируется потратить на культуру и образование в Никола-Ленивце.

«Геомантика и уранография (Как и зачем целовать жабу)», Сергей де Рокамболь и Анна Беляева, 2010 г.

«Геомантика и уранография (Как и зачем целовать жабу)», Сергей де Рокамболь и Анна Беляева, 2010 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Полисский о том, зачем ехать в этом году

Николай Полисский Николай Полисский художник, один из основателей арт-парка

«Я уже давно присматривался к руине, которая когда-то была магазином «Сельпо». Это было центральное место встречи больше двадцати лет назад. Я решил превратить это здание из руины в скульптуру без функции, ведь функция не нужна и даже вредна. Без привязки к религии я делаю такой храм культуры, главное здание этой местности. В этом году было очень мало времени, очень мало ресурсов. Что-то мы сделали благодаря тому, что накопили старые материалы, какие-то маленькие детали, которые не использовали в свое время. Конечно, этого не хватило, пришлось ремонтировать крышу, реконструировать стены, потому что здание было признано аварийным.

Мне всегда хотелось сделать жителей деревни главными участниками процесса, потому что мне не нравится, как московские энергичные и часто не очень талантливые люди захватывают здесь власть, а тем людям, которые здесь живут, по скромности ничего не достается. В этом году я делаю их главными, а остальные пусть приезжают к ним в гости.

В этой концепции участвуют еще два объекта  — вокзал Алексея Козыря, такая убогая остановочка, где собирается молодежь и сидит, пока жизнь проходит. Теперь они будут сидеть на авторской остановке известного московского архитектора. Третья вещь — Сергея Чобана, он строит нам музей сельскохозяйственного труда. Я его называю «Агрокультура», этот музей сделан из земли и вырастает из поля, где я посадил полтора гектара картошки. Эти три вещи для меня являются искусством на этом фестивале. Также через деревню будет стоять огромный стол, на котором все жители будут потчевать гостей и предлагать все, чем они хотят поделиться с приехавшими гражданами».

Перформанс «Воздушный поцелуй деревьев», Андрей Бартенев, 2012 г.

Перформанс «Воздушный поцелуй деревьев», Андрей Бартенев, 2012 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Мария Павловна о народной воле

Мария Павловна Мария Павловна продавец в магазине «У Марии Павловны»

«Большой плюс, что всех жителей приглашают к сотрудничеству, нам представляли все проекты и учитывали наше мнение при работе с Домом культуры. Жители сидели и комментировали проекты. На этой встрече были Аня Щетинина, Юля Бычкова, другие архитекторы. У нас было три таких схода в деревне, и тот вариант, на котором все остановились, — именно наше пожелание. Я вечером ходила посмотреть, как все сделали: оказалось очень интересно, особенно с подсветочкой. На фоне нашего старенького Дома культуры получилось очень хорошо, мы довольны. Остальные объекты пока не видела. 

Я очень рада тому, что нашу деревню заметили творческие люди, которые хотят что-то для нее сделать, привлекают средства и внимание. В прошлом году мы ходили на «Ночь новых медиа» — это было мероприятие на пять с плюсом. Я даже подошла к Полисскому и сказала, что это был мировой уровень».

«Штурм неба», бюро Manipulazione Internazionale, 2012 г.

«Штурм неба», бюро Manipulazione Internazionale, 2012 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Куратор «Архстояния» о новом социальном смысле

Антон Кочуркин Антон Кочуркин куратор фестиваля «Архстояние»
«Мы занялись урбанистической задачей — общественными пространствами, где живут реальные люди. Все предыдущие годы мы занимались развитием парка, который находится между деревнями Звизжи и Кольцово, он имел свои артикулированные зоны, но выглядел все же как экспо, где каждый приглашенный архитектор выставлял те объекты, которые не мог реализовать в городе. Сейчас мы возвращаемся в деревенский контекст, и помимо творческих амбиций перед нами стоят функциональные и социальные задачи».
«Вавилонский водопровод», _VTOL_, 2013 г.

«Вавилонский водопровод», _VTOL_, 2013 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Директор арт-парка о том, что там будет в этом году, если не «Архстояние» Николая Полисского

Олег Гончаров Олег Гончаров директор «Архполиса»

«Мы планируем сохранять текущий парк, архитектурные и художественные объекты. На его территории мы запустим образовательные программы по проектированию ландшафта. Заниматься этим будет проект «Зеленая кафедра» под руководством первооткрывателя Никола-Ленивца — архитектора Василия Щетинина.

В эти выходные мы запускаем новый проект Soundscape, постоянно действующую площадку на поляне лабиринтов для экспериментов с объемным звуком и световыми инсталляциями, где будем делать саунд-резиденции с российскими и международными музыкантами авангардной, классической и электронной сцены, такими как Хаушка, Jan Amit, Ксения Башмет.

В следующем году планируем перезапустить фестиваль «Ночь новых медиа», и сейчас над этим работает один из кураторов прошлых фестивалей Иван Полисский — сын Николая.

Что касается инфраструктуры, мы неплохо научились делать кемпинги и летние форматы пребывания, теперь дело за всесезонной инфраструктурой. Мы планируем привлекать инвестиции в создание рекреационной инфраструктуры, строить всесезонные гостевые дома по проекту Федора Дубинникова (студия Mel), создать творческий поселок в деревне Кольцово для участников и друзей проекта, реконструировать дороги в Никола-Ленивец совместно с Калужской областью».

2014 г.

2014 г.

Фотография: пресс-служба фестиваля «Архстояние»

Зачем ехать и где жить на «Архстоянии» в этом году

Несмотря на кризис, в Звизжах ожидается довольно богатая программа. 

В ночь с субботы на воскресенье выступят шведский дуэт JJ, американец Том Хоук и француз High Wolf. 

Днем же в воскресенье обещают экспериментальную российскую музыку в лице проектов «Тихие камни» (это дуэт Феди Переверзева, более известного под псевдонимом Moa Pillar, и Насти Толчневой, сочиняющей музыку под именем Lovozero), Dadaisme (продюсер с лейбла Oblast) и других молодых музыкантов. 

Кроме того, в этот раз к «Архстоянию» присоединилась cтудия экспериментального звука и мультимедиатехнологий Soundartist.ru, которая готовит инсталляции и ночной концерт на специальной квадрофонической сцене, — правда, кто будет выступать, не говорят. 

Билет на все три дня обойдется в 1900 р., если покупать заранее, на месте — уже в 2500 р. Жить предлагают в палатках: за установку собственной просят 1500 р. за две ночи. Можно снять номер в хостеле «Казарма», в гостевых домиках в соседней деревне Кольцово или в домиках «Клевер» на территории самого Никола-Ленивца. Подробная информация о трансфере и стоимости ночлега — на сайте фестиваля

  • Когда с 31 июля по 2 августа
  • Где д. Звизжи, Калужская обл.
  • Сайт arch.stoyanie.ru
Ошибка в тексте
Отправить