Опыты
Что на самом деле содержится в составе органических продуктов
Дорогие супермаркеты с гордостью подписывают полки словами «органик» и «био». О том, что они действительно значат, а также какие ингредиенты биопродуктов из московских магазинов можно считать натуральными, «Городу» анонимно рассказал пищевой технолог одной крупной международной компании.
«Такого понятия, как биопродукт, на самом деле нет — это то, что называется по-английски self-proclaimed. В каждой стране есть организации, которые наделены правами что-то считать органическим, а что-то не считать. А компания-производитель должна убедить эту организацию, что ее продукты действительно являются органическими. Она должна сказать: вот это спецификации наших ингредиентов, а это наш состав. Наши ингредиенты на 90, скажем, процентов являются органическими, как и положено по законодательству данной страны. В России, с моей точки зрения, на рынке есть несколько игроков, которые установили свои правила и заставляют всех по ним играть.
Ради интереса я посмотрел в «Википедии», чем отличаются англоязычная и русскоязычная статья по теме: на английской мы видим действительно толковую информацию с разделением по странам, сертифицирующим организациям и критериям отбора, с описанием возможностей по использованию удобрений, методов выращивания и переработки ингредиентов — все конкретно. В русскоязычной статье все объясняет такая фраза: «В России до сих пор на государственном уровне не закреплены понятия «экологически чистый», «биологически чистый» и «органический». ГОСТ официально запрещает использование обозначения «экологически чистый». Тут же пишут, что некое некоммерческое партнерство — мы с вами тоже можем такое сделать — в 2003 году разработало стратегию построения законодательно-нормативной базы. Еще в 2013-м как НКО зарегистрирован «Национальный органический союз». Это все. То есть мы с вами тоже можем договориться, придумать стикер и клеить его на любые местные продукты.
Что касается того, что производится за пределами России, — тут все заклеено российскими этикетками, а на самом деле нужно их отклеивать и смотреть иностранные значки, ведь там органическая сертификация регулируется гораздо сильнее. Но надо понимать, что даже с европейской маркировкой не каждый ингредиент будет органическим, хотя ожидать, что определенный процент ингредиентов получен в результате органического земледелия, можно».
Безглютеновый малиновый биобатончик Lubs (85 р.), конфитюр из розового грейпфрута Fior di Frutta (198 р.), биоорганические чипсы Hand Cooked Chips (154 р.) со вкусом сладкого чили — куплено в «Азбуке вкуса»
Растительное масло
«Надпись «растительное масло» означает, что источников для него может быть куча. Это общее название многих масел — и жидких, и твердых. Подсолнечник, соя, рапс — что угодно. Или так называемые тропические масла: пальмовое, пальмоядерное, кокосовое; экзотические масла, используемые в индустрии шоколада (аналоги какао-масла). То есть написали в составе «растительное масло» — и ни один эксперт не скажет, пальма это или подсолнечник. Кстати, в Европе с конца 2014 года вводится норма, по которой производитель будет обязан указывать источник получения масла. Пока же логика такая: если на этикетке активно продвигается тот факт, что в продукте содержится некий ингредиент (например, на упаковке майонеза изображена оливка), то вы не можете засунуть оливковое масло в конец списка ингредиентов — вдруг вы положили чайную ложку на сорок тонн продукции. Нужно написать, сколько именно оливкового масла содержится в продукте».
Эмульгаторы
«Вот, скажем, вам для продукта нужен лецитин. Вы можете взять коммерческий лецитин, который на рынке стоит копейки, а можете, допустим, сделать экстракт каких-то лецитиносодержащих растений — и сказать, что это, например, «овсяный экстракт». На самом деле же это будет по большей части лецитин, но такая формулировка правомерна, если вы не выделяете чистый лецитин. Так из состава исчезает лецитин и появляется безобидный экстракт».
Белая биофасоль Priméal (157,9 р.), сухофрукты из яблока и груши Urban Fruit (341,6 р.), детское пюре Babybio (109,9 р.) — куплено в «Бахетле»
Пальмовое масло
«На одном из паштетов ряд ингредиентов маркирован как «произведенные в экологических хозяйствах Германии». Я вам могу сказать с 99-процентной вероятностью, что пальмоядровое масло из экологических хозяйств Германии происходить не может. Может быть, в Германии можно вырастить пальмы для пальмового масла. Но, скорее всего, им из Малайзии или Индонезии привозят ядра пальмового дерева, из которых уже в Германии делают это масло. Но здесь получается очень много возможностей для разночтений: «из хозяйств Германии» — значит ли это, что оно там выращено? Что такое «экологическое хозяйство»? И опять — проверить сложно, поэтому и понять что-то очень трудно».
Ароматизаторы
«Надпись «натуральный ароматизатор» — это совершенно честно. Можно синтезировать химикаты со вкусом масла, а можно экстрагировать вкусовые компоненты из обычного масла. Если вы экстрагируете компоненты из, скажем, фруктов, то это у вас натуральный ароматизатор. А если у вас «ароматизатор, идентичный натуральному», то это значит, что в какой-то лаборатории химического синтеза, расположенной в Китае, синтезируется вещество, имеющее такой же вкус, как и у клубники».
Чипсы из джекфрута Greenday (144 р.), черничный биойогурт L.Friullane (239 р.), биоснэк ванильный с миндалем Eco (56 р.), морковный сок Biotta (259 р.) — куплено в «Зеленом перекрестке»
Концентраты
«Фраза «концентрат томата 40%» означает, скорее всего, что кетчуп приготовлен из томатной пасты, приготовленной путем выпаривания воды, — в нее перерабатывается большое число томатов для того, чтобы уменьшить расходы при транспортировке и увеличить стабильность продуктов».
Пектин
«Органический пектин обычно получен из яблок: вы просто выжимаете из них сок. Это огромный бизнес — производство яблочного сока. Потом у вас остаются вот эти вот выжимки. Их можно обработать горячей водой, и вы тогда получите из них водорастворимые волокна, в которых содержание пектина будет достаточно высоким. Можете даже дома попробовать это сделать, выпарив все потом».
Разрыхлители
«Что касается разрыхлителей, они возвращает нас к тому, что очень сложно сделать продукт, который был бы органическим на 100%. Да, они неорганические по своей природе и низкомолекулярные, но наверняка есть какие-то границы, которые это определяют. Разрыхлители входят в состав в пропорции долей процента — так что они должны включаться в этот лимит».
Соус для салата биойогуртовый с зеленым луком Philippe Vigean (650,5 р.), клубничный десерт Danival (128 р.), биовермишель с тыквой для детей Priméal (262 р.) — куплено в «Цветном базаре»
Как пишутся этикетки
«Придумать состав продукта — это только верхушка айсберга. Потом начинается огромная работа по названию этого всего и выяснению, что позволительно написать на этикетке и в списке ингредиентов. Это очень сложная, кропотливая работа, которая как бы скрыта под водой. Много ума не надо, чтобы смешать томатную пасту с бальзамическим уксусом и сказать, что это «бальзамический кетчуп». Но сделать продукт, который не будет отозван из-за того, что вводит потребителей в заблуждение, — это существенная часть работы. В больших компаниях есть отделы, в которых сидят специалисты по законодательству. Они консультируют компанию, чтобы не было историй, как с брендом шампуня, который поставил в честь юбилея слово «шампанское» на этикетку, а потом французское лобби игристых вин его съело.
В России все по-другому — на полках стоят российское шампанское и российский коньяк. Но это уже другой разговор, хотя и имеющий отношение к обсуждаемой теме: если вы помещаете на этикетку слово «био», а потом к вам приходит человек из регулирующего органа и говорит, мол, у меня нет гарантий того, что у вас биоингредиенты, покажите мне свидетельства того, что ваш тростниковый сахар — органический, то это все меняет. Когда вас могут вышвырнуть с рынка за такое и впаять приличный штраф, ситуация меняется кардинально. В России это пока не работает».