Зачем вы это сделали
«В котлете по-киевски слишком много укропа»: кто придумал «Афишу Новороссии»
Некоторое время назад по соцсетям стали бродить ссылки на развлекательный портал о событиях в самопровозглашенной Донецкой народной республике. «Афиша» связалась с его создателями и узнала, о каких культурных событиях они рассказывают читателям и что такое «котлета по-донбасски».
Создатели «Афиши Новороссии» бесхитростно скопировали рубрики и форматы у московской «Афиши», то есть сайта, который вы прямо сейчас читаете. Тут есть, к примеру, еженедельные «Планы на выходные» (среди прочего, зовут на презентацию книги авторов Боброва и Березина «Я дрался в Новороссии» — и тут же на кальянный вечер с группой, наяривающей каверы «Ляписов»). Недавно под заголовком «Кто кормит Донецк» вышло интервью с владельцем «ироничных» ресторанов про то, как он скоро откроет модную бургерную в американском духе. Один из самых заметных материалов у наших донецких коллег — довольно разоблачительный обзор «9 стартапов ДНР». Среди стартаперов — женщина-юрист, оператор таксопарка и человек, занимающийся обналичкой. Там выступают с такими откровениями: «У меня есть старый аккаунт с более чем десятью тысячами подписчиков и четыре «украинских» аккаунта, которые «топят» за «Правый сектор» и Яроша против Порошенко. Какие-то люди из Одессы щедро платят за такие посты. Мне наплевать — пусть они там все друг другу глотки перегрызут, поскорей бы. Деньги вывожу обычно через «Яндекс.кошелек» и российские карты».
Бабло побеждает зло, когда мы едим, мы непобедимы — «Афиша ДНР» оправдывает собой все популярные прибаутки России начала нулевых. У проекта есть группа «ВКонтакте» с почти 6 тысячами подписчиков и регулярно обновляемый аккаунт в инстаграме. Оттуда можно узнать, что в Донецке пьют крафтовое пиво, покупают фермерские продукты, едят завтраки за 260 рублей и обсуждают, нужен ли городу магазин «Презервативная». Подписчиков также знакомят с шеф-редактором проекта Анастасией, которая, о чем сказано отдельно, не замужем.
Одним из первых об «Афише Новороссии» стал рассказывать в своих соцсетях Никита Томилин, автор книги «Русский апокалипсис», бывший комиссар движения «Наши» и экс-активист «Молодой гвардии «Единой России». Он публикует у себя на странице почти все обновления группы. На прямой вопрос «Афиши», имеет ли он какое-то отношение к проекту, Никита ответил нет, но предложил познакомить с Екатериной Агранович, создательницей сайта. Впрочем, некоторую связь между контентом, публикуемым Никитой, и тем, что будоражит редакцию «Афиши Новороссии», все-таки можно отследить: скажем, вот эта фотография с отдыхающими на «запорожцах» (ага! Запорожье! Западная Украина) появилась на его странице «ВКонтакте» 12 сентября, а в официальном инстаграме развлекательного портала ДНР — неделю назад с такой же подписью. Да и нашим коллегам из «Секрета фирмы» развить тему донецких стартапов предлагал именно Томилин.
Редакция «Афиши» не смогла обуздать свое любопытство и задала несколько вопросов редакции «Афиши Новороссии». На них ответила главный редактор, семнадцатилетняя Екатерина Агранович, по совместительству создательница паблика «Красивые парни и шаурма».
- Главный редактор проекта Екатерина АграновичКто занимается проектом, как вы его придумали? Кто инвестор?
- Донбасс был до войны регионом с высокой покупательской способностью. Даже сейчас в Донецкой области средняя зарплата выше, чем в той же Киевской области. Посмотрите на сайте Минфина (украинского. — Прим. ред.). В Киевской 4200, здесь 5400. Это в гривнах. Здесь есть кинозалы, приличные рестораны с хорошей кухней и доступными ценами (сайт нашей, просто российской «Афиши» знает в Донецке 128 ресторанов, в том числе «Свинья», «Ексель-Моксель» и «Ё-моё». — Прим. ред.). Конечно, их сейчас в разы меньше, чем было до войны, но некоторые работают. Несмотря на войну и изоляцию, в республиках продолжается культурная жизнь. Работает театр оперы и балета, кинотеатр, библиотека и картинная галерея. Людям надо где-то брать информацию о том, куда пойти в свободное время, они слишком долго живут в обстановке неопределенности, войны. Украинские сайты, которые писали о культурных мероприятиях в Донецке, теперь пишут только про гуманитарные конвои и злых сепаратистов. Мы пишем о том, как провести выходные, о новых людях в республике, хотим запечатлеть этот дух времени.
Летом мы с девочками увлеклись современной поэзией. Оказалось, у нас в Донецке живут сильные поэты — Игорь Бобырев, Анна Ревякина. Мы подумали, что нам пора перестать грустить и тоже чем-то заняться.
Спонсоров пока нет. Мы вложили свои деньги в домен и разработку сайта, завели группы в социальных сетях и стали искать интересные мероприятия. Вложили тысячу гривен в таргетированную рекламу «ВКонтакте».
- Сколько сотрудников в редакции, кто ведет инстаграм?
- Над проектом сейчас работает четыре человека. Настя из Донецка — фотограф и интервьюер, Катерина из Константиновки — главный редактор, который формирует контент-план на неделю, Андрей из Запорожья работает над сайтом и ведет аккаунты в социальных сетях, Паша из Харькова фотографирует и редактирует тексты, расшифровывает интервью. Еще несколько людей помогают нам найти интересные темы для публикаций, бесплатно пиарят нас в тематических группах.
- Когда запустился проект?
- Проект запустился в начале августа этого года. Мы хотим стать ведущим изданием о культуре и досуге республики. В полную силу будем работать в следующем месяце.
- Как вам наша сетка материалов, которую вы используете? И почему у вас одни и те же материалы живут в разных разделах?
- Мы находимся в поисках оптимальной структуры сайта, экспериментируем. Официальный запуск сайта — 1 октября. Не знаем пока, сколько вечеринок в честь этого устроить.
- Как вы представляете свою аудиторию?
- Нас читают все, кому интересно увидеть Новороссию с неожиданной стороны. По телевизору говорят только про обстрелы, мы живем во всем этом, и нам хочется ведь отвлечься. У нас уже есть постоянная аудитория — дончане, которые хотят получить свежую информацию о событиях республики.
- Планируются ли продажи рекламы?
- Нам бы хотелось начать зарабатывать на проекте, когда война закончится. Мы примерно знаем рыночные цены, знаем свою аудиторию и можем показать клиенту посещаемость нашего сайта, статистика открыта. Но мы не собираемся превращаться в рабов рекламодателей. На сайте не будет всякого говна и скрытой рекламы. Наш девиз — не важно что за рубашка на тебе, важно кто ты есть.
- Для чего существует раздел «Помочь»?
- В разделе «Помочь» мы будем размещать информацию о тех гуманитарных движениях, с чьей работой мы знакомы лично. Мы и сами сейчас немного помогаем по мере сил. Настя, моя подруга, стоит во главе гуманитарного движения «Преодоление». Наши партнеры недавно доставили гуманитарный груз в Донецк, распределяем подгузники, одежду и детское питание. Покупать это в Донецке сейчас очень дорого. Люди из Европы и России помогают.
- Кто выбирает лучшие места и блюда? Чем котлета по-донбасски, упомянутая в одном из постов в вашем инстаграме, отличается от котлеты по-киевски?
- Есть определенная логика развития ресторанов на постсоветском пространстве. В 90-х у определенной категории населения появились карманные деньги, они начали ходить в рестораны, открылись понтовые места. Потом карманные деньги появились у других категорий населения. Подтянулись рестораны с более демократичными ценами и атмосферой. Теперь люди из 90-х стали обращать внимание на кухню и соотношение цены и качества. Война заморозила все процессы. Но когда мы вернемся к мирной жизни, все начнется по новой. Сейчас нам приходится выбирать из 5–6 мест, поэтому пока это только проба пера. Но вообще мы не об этом, мы не о новых местах, мы о новых людях.
А в котлете по-киевски очень много укропа.
- Как вы выбираете героев для интервью?
- Сюда приехало много интересных людей, настоящих пассионариев. Для некоторых смена власти стала социальным лифтом. Война обнулила расклад сил. Дарья Морозова в свои 26 лет смогла стать уполномоченной по правам человека, она лично участвовала в судьбе 800 пленных, которых смогла обменять. На Новый год ей звонят с поздравлениями из разных окопов. И с той и с другой стороны. Здесь воюют в ополчении испанцы, французы, американцы. Интересно узнать этих людей ближе, рассмотреть их под лупой. Здесь есть те, кто смог удачно устроиться, кто смог приспособиться. О них мы писали в статье «9 стартапов в ДНР». Здесь много уникальной фактуры, о которой можно писать и писать.
- Как развивается развлекательная жизнь в городе в условиях комендантского часа?
- В плохой день обстрелы начинаются в одиннадцать вечера и заканчиваются к восьми утра. В хороший начинаются в два ночи и стихают к пяти. Иногда обстреливают отдаленные районы, и в центре ничего не слышно всю ночь. В город вернулось этой осенью много молодежи, они быстро приспособились. До девяти гудят, потом резко по домам. К одиннадцати город практически вымирает. Редко проносятся бэтээры, в которых бойцы возвращаются в расположение. Зимой подвыпивших молодых людей, которые нарушали комендантский час, заставляли на следующий день заниматься общественными работами. Я считаю, это справедливо. Война же.
- Каковы творческие планы?
- Нам с Настей нравится брать интервью, спрашивать людей: «Каково это?» Загадывать глупо. Я оставила родной дом, переехала в незнакомый город, где нас уже год бомбят. Доживу до завтра, а там посмотрим.
Напоминаем, что проект «Афиша Новороссии» не имеет отношения к изданиям Rambler & Co, выходящих под брендом «Афиша». Редакция сайта «Афиша» ожидает скорого появления баров «Энтузиаст – ДНР» и «Хроники – ДНР», книжных магазинов «Фаланстер — ДНР» и «Все свои — ДНР», тогда мы объединимся и подадим коллективный иск. А пока, при всем скепсисе, желаем редакции успехов и будем охотнее читать про донецкие бургерные и барбершопы, чем призывы линчевать мирных граждан.