Лучший фильм
Кто получит: «Ла-Ла Ленд»
Если бы «Оскары» раздавали несколько человек — как происходит, например, с призами на кинофестивалях — перспективы «Ла-Ла Ленда» были бы менее очевидны: никому не нравится быть предсказуемым. Но в Киноакадемии почти 7000 членов, инерция велика, и едва ли за минувшую неделю, пока шло голосование, там нашлось достаточно желающих повредничать. Иначе говоря, победа «Ла-Ла Ленда», на которую в последние месяцы указывает абсолютно все — включая главный приз Гильдии продюсеров (чья репутация безошибочного предсказателя «Оскара», впрочем, слегка пошатнулась в прошлом году), — кажется вопросом решенным. Любой другой итог будет чудом.
О том, что это нам сообщает о 2017 годе, написано уже столько противоречивых слов, что сил снова заводить эту шарманку нет: фильм то ли позволяет забыть на два часа о Трампе, то ли, наоборот, хитроумно поддерживает реваншистскую повестку, а возможно, дело просто в том, что Райан Гослинг парень хоть куда.
Что касается остальных восьми претендентов, то набор там достаточно традиционный для «Оскара»: интеллигентная фантастика («Прибытие»), духоподъемная военная драма («По соображениям совести»), социально ответственная слезовыжималка по реальным событиям («Лев»), популярные у критиков гуманистические инди-фильмы, неовестерн («Любой ценой») и мелодрама («Манчестер у моря»). После скандала с «белым «Оскаром» в этом году налицо расовое разнообразие. Сразу три фильма («Ограды», «Скрытые фигуры» и «Лунный свет») касаются так или иначе расовых вопросов и разыграны по преимуществу черными актерами, широко представленными в соответствующих номинациях.
Все это по-своему и по-разному достойные картины (за исключением, пожалуй, невозможно приторных и прямолинейных «Скрытых фигур») — хотя, как всегда, список едва ли адекватно подытоживает год в англоязычном кинематографе. Из этих девяти в идеальном мире мог бы, наверное, победить «Лунный свет» — фильм разом политический и интимный, как Академия любит, и превосходно сделанный. Но наш мир — как напоминают решительно все номинанты — далек от идеального.
Лучшая режиссура
Кто получит: Дэмиен Шазелл («Ла-Ла Ленд»)
Сокращенная версия битвы за «лучший фильм» с наверняка таким же итогом. Стоит отметить персональную номинацию Мела Гибсона, первую за двадцать лет (и снова, что характерно, за режиссуру, а не за игру): очевидно, партком простил Мела.
Лучший актер
Кто получит: Дензел Вашингтон («Ограды»)
Безусловным фаворитом давным-давно считается Кейси Аффлек, прекрасно сыгравший пролетария с разбитым сердцем в «Манчестере у моря». Но соответствующий приз Гильдии киноактеров неожиданно получил Дензел Вашингтон за «Ограды», что превратило его шансы на третий «Оскар» в более чем реальные. Выбор влиятельной актерской гильдии в этой номинации уже много лет предсказывает выбор Академии. Тем более что номинанты там были ровно те же: помимо упомянутых, Райан Гослинг, Эндрю Гарфилд и Вигго Мортенсен (единственная номинация «Капитана Фантастика»).
«Ограды» — экранизация (что, к сожалению, очень заметно) бродвейского хита про афроамериканскую семью в 1950-е, что-то вроде черного Теннесси Уилльямса. Главный герой — неудавшийся бейсболист, работающий мусорщиком, плохой муж и плохой отец — сложный, богатый персонаж; Вашингтон уже играл его в театре, и эта роль абсолютно оскаровская. Если он действительно победит, то встанет вровень с Николсоном, Дей-Льюисом и Мерил Стрип.
Лучшая актриса
Кто получит: Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»)
Интересная компания. Стоун — душа «Ла-Ла Ленда» с «Оскаром» практически в кармане. Натали Портман, изумительно сыгравшая Жаклин Кеннеди в «Джеки». Рут Негга, ирландка эфиопского происхождения из славного фильма Джеффа Николса «Лавинг» про межрасовый брак в 1950-е. И две величайшие актрисы современности: Изабель Юппер (она в фильме «Она») и Мерил Стрип (бездарная, но трогательная богатая меломанка в трагикомедии Стивена Фрирза «Флоренс Фостер Дженкинс»). Стрип, чтобы получить четвертый «Оскар», надо прыгнуть выше собственной головы, что непросто. Появление тут Юппер — какой-то диковинный курьез (вот будет номер, если она победит). Также бросается в глаза отсутствие Эми Адамс — которая, казалось, уж в этом году за что-нибудь «Оскар» наконец получит.
Лучший актер второго плана
Кто получит: Махершала Али («Лунный свет»)
Али, вытянувший в первой части «Лунного света» нетривиальную роль человечного драгдилера, выглядит однозначным фаворитом (он также играет — куда менее ярко — в «Скрытых фигурах»; как, впрочем, и певица Жанель Моне). Его соперники — Джефф Бриджес, шериф с кашей во рту в «Любой ценой», Майкл Шеннон — тоже шериф, но умирающий (в «Под покровом ночи»), милый юноша Лукас Хеджес из «Манчестера у моря», оставшийся без отца, но с дядей и двумя девушками. И Дев Пател, который на самом деле играет самую что ни на есть главную роль во «Льве» — но слишком явно уступает пятилетнему актеру, изображающему того же героя в детстве.
Лучшая актриса второго плана
Кто получит: Виола Дэвис («Ограды»)
Виола Дэвис, играющая многострадальную жену Дензела Вашингтона в «Оградах» (она, как и он, уже играла ее в театре), без вариантов получит очередной приз за эту качественную роль. Не получат «Оскар» две другие черные актрисы — Наоми Харрис (мать-наркоманка в «Лунном свете») и Октавия Спенсер (сотрудница НАСА, вовремя выучившая «Фортран», в «Скрытых фигурах»). И две блондинки тоже: Николь Кидман (святая приемная мать в «Льве») и Мишель Уилльямс (бывшая жена Кейси Аффлека в «Манчестере у моря»).
Лучший оригинальный сценарий
Кто получит: Кеннет Лонерган («Манчестер у моря»)
Заслуженный утешительный приз для драматурга Лонергана, редко, но метко работающего в кино (помимо нескольких пронзительных мелодрам он был соавтором «Анализируй это!»). В принципе, эту статуэтку тоже может унести Шазелл, но, кажется, даже поклонники «Ла-Ла Ленда» не считают сценарий его самым сильным местом. Также в этой категории — «Любой ценой», ретромелодрама «Женщины XX века» и неожиданно «Лобстер» (для последних двух это единственная номинация).
Лучший адаптированный сценарий
Кто получит: Барри Дженкинс, Тарелл Элвин МакКрейни («Лунный свет»)
Утешительный приз для режиссера Дженкинса и МакКрейни, автора непоставленной пьесы, из которой вырос фильм. Остальные номинанты — «Лев», «Прибытие», «Ограды» и «Скрытые фигуры». Стоит отметить, что автор сценария «Оград» (и оригинальной пьесы, конечно) Огаст Уилсон, номинированный на премию, умер в 2005 году.
Лучшая операторская работа
Кто получит: Линус Сандгрен («Ла-Ла Ленд»)
Эммануэль Любецки весь год снимал нового Малика, поэтому шансы появились у других. В рамках предполагаемого триумфа «Ла-Ла Ленда» победит, скорее всего, швед Сандгрен, прежде работавший с Ван Сэнтом и Дэвидом О.Расселлом. Проиграют прекрасные операторы, снявшие «Льва», «Прибытие», «Лунный свет» и фильм Мартина Скорсезе «Молчание» (остальные достоинства которого Академия скандально проигнорировала вовсе).
Лучший фильм на иностранном языке
Кто получит: «Коммивояжер»
Многие почему-то уверенно прочат награду «Тони Эрдманну», хотя, помимо всего прочего, трудно представить себе менее оскаровский формат, чем трехчасовая немецкая комедия (ремейк с Николсоном — другое дело). «Коммивояжер», напротив, идеальный кандидат на победу: умный гуманный фильм на экзотическом материале, но с понятной аллюзией к американской пьесе. Вдобавок, конечно, за Асгара Фархади сыграл Трамп; в общем, все идет к тому, что первый и второй «Оскар» для Ирана окажутся в одних руках.
Лучший полнометражный анимационный фильм
Кто получит: «Зверополис»
Набор в этот раз довольно яркий и экзотический: «Кубо. Легенда о самурае», «Красная черепаха», диснеевская «Моана» и швейцарский кукольный мультфильм про детский дом «Жизнь кабачка». Но фаворитом выглядит диснеевский же «Зверополис», получивший «Золотой глобус» и приз Гильдии продюсеров.
Лучший полнометражный документальный фильм
Кто получит: «О.Джей. Сделано в Америке»
О духе времени, как полагается, ярче всего говорит документальная номинация. В этот раз никаких музыкальных байопиков. Вне политики — только лента о том, как диснеевские мультики помогли мальчику-аутисту («Анимированная жизнь»). А дальше — победитель Берлинале «Море в огне» о беженцах и три фильма на тему расы: «Тринадцатая» о тюрьмах, «Я вам не негр» по запискам Джеймса Болдуина и, наконец, «О.Джей. Сделано в Америке». Последний — удивительная судьба О.Джей Симпсона, вписанная в более широкий исторический контекст, — заслуживает победу хотя бы своим масштабом: фильм идет почти 8 часов, это самый длинный оскаровский номинант в истории.
Кто получит: Джастин Гурвиц («Ла-Ла Ленд»)
Тут все понятно. Но наши сердца — с Микой Леви, записавшей неземную звуковую дорожку к «Джеки».
Кто получит: «City of Stars» («Ла-Ла Ленд»)
И тут все понятно. Единственная надежда песенки из мультфильма «Моана» и других претендентов — на то, что голоса поклонников «Ла-Ла Ленда» разделятся пополам, поскольку «City of Stars» в этой номинации соревнуется с «Audition».
Кто получит: Том Кросс («Ла-Ла Ленд»)
Кросс уже получал «Оскар» за «Одержимость» Шазелла — и, видимо, повторит это достижение.
Кто получит: Дэвид Васко, Сэнди Рейнольдс-Васко («Ла-Ла Ленд»)
Тут фантастика («Прибытие», «Пассажиры»), «Фантастические твари» и даже братья Коэн, но — «Ла-Ла Ленд».
Кто получит: Мэри Зофрес («Ла-Ла Ленд»)
Тут платья Марион Котийяр («Союзники») и Мерил Стрип («Флоренс Фостер Дженкинс»), бабочка Эдди Редмейна и даже наряды Жаклин Кеннеди, но — «Ла-Ла Ленд».
Кто получит: «Стартрек: Бесконечность»
Каким-то чудом в эту номинацию второй год подряд попадает шведская сентиментальная комедия про старичка: в прошлый раз это был «Столетний старик, который вылез в окно и исчез», в этот — «Вторая жизнь Уве», причем в обоих фильмах одна команда гримеров, набившая руку на возрастном гриме. Впрочем, они, кажется, снова останутся не у дел, а победит «Стартрек: Бесконечность», заставивший новыми глазами посмотреть на Идриса Элбу.
Кто получит: «Книга джунглей»
В прошлом году «Звездные войны» проиграли в этой номинации «Из машины», в этом, по-видимому, проиграют красивой версии «Маугли».