Антон Долин о новом кукольном мультфильме «Кубо. Легенда о самурае»

20 октября 2016 в 16:38
© UPI
В прокат вышла необычная японская сказка от создателей «Коралины в стране кошмаров» и «Паранормана».

По названию может показаться, что это маргинальная анимация, будто специально созданная для осеннего межсезонья и обреченная на провал: небось, не Pixar, не «Миньоны» и не «Зверополис». Какой-то самурай, что это вообще? Очередная перепевка «Кунг-фу Панды», не иначе. А поскольку вдумываться и вчитываться в нюансы аудитория массовой полнометражной анимации не привыкла, высоких сборов не будет тоже.

Ужасно обидно, поскольку мультфильм нетривиальный, штучный. Подобную вялую реакцию он встретил и на родине, в США: критика восторженная, касса — так себе. Как сухо говорят русские маркетологи: «Зритель не пошел». Даже если бы наши прокатчики не придумали шаблонную «Легенду о самурае», оригинальный заголовок «Кубо и две струны» вряд ли помог бы привлечь толпы в кинотеатры.

В общем, получается, это мультфильм для тех, кто и читает критику, и не брезгует ходить на анимацию, надеясь встретить нечто нестандартное. Для поклонников того же Pixar (особенно раннего), студий Aardman и Ghibli, лично Хаяо Миядзаки, а также Томма Мура: больше всего «Кубо» напоминает его самобытные ирландские псевдосказки, «Тайна Келлс» и «Песнь моря». Здесь тоже меланхолия и фантазия, макабр и юмор сходятся в одной точке, отвергая все рекомендации экспертов по рыночному кино.

Создатель «Кубо» Трэвис Найт — интересная личность. Сын директора корпорации Nike и не вышедший в звезды рэпер, он основал студию Laika, где были произведены такие мрачные и изобретательные мультфильмы, как «Коралина в стране кошмаров», «Паранорман» и «Семейка монстров». Найт работал на этих проектах как аниматор и продюсер, «Кубо» — его полнометражный дебют в качестве режиссера. И во всех отношениях неожиданный, хотя и в схожей технике: кукольный с привлечением компьютерной анимации.

Сказка из жизни предположительно древней Японии, кажется, не основана ни на фольклоре, ни на общеизвестных литературных источниках. В ней невелика этнографическая составляющая: в отличие от той же «Кунг-фу Панды» «Кубо» не пытается вкратце объяснить детям устройство древней азиатской цивилизации. Мы просто оказываемся в Японии, на площади деревушки, где подросток по имени Кубо показывает кукольный спектакль. При помощи волшебного сямисэна (его происхождение не объясняется) бумажки складываются в фигурки-оригами самых разных форм и рассказывают завороженной публике историю отважного самурая и его непробиваемых доспехов, при помощи которых тот бросил вызов своему могущественному противнику, Лунному Королю. Этот самурай — погибший отец Кубо. Мальчик живет вдвоем с мамой; та с младенчества рассказывала ему легенды о воине, отдавшем жизнь ради близких. Кубо носит его кимоно, оно почти уже впору, и еще не знает, что скоро ему придется, подобно родителю, отправиться на поиски меча, шлема и кирасы.

Это еще не все: Кубо одноглазый, а глаз у него вырвал собственный дед, тот самый Лунный Король. Мать Кубо — любимая дочь короля, предавшая его ради любви к смертному, и теперь сестры-колдуньи охотятся за ними. В общем, все довольно запутанно и совсем не радужно.

В «Кубо» буквально каждая деталь, персонаж, поворот сюжета противоречат общепринятым шаблонам семейного анимационного кино. Место действия — загадочная Япония. Главный герой — калека. По ходу действия он теряет родителей и сражается насмерть с кровными родственниками. При этом его инициация вовсе не завершается превращением из угловатого тинейджера в блистательного воина (а чем заканчивается, мы не скажем). Его союзники — говорящие на человеческом языке Обезьяна и гигантский Жук, вызывающий в памяти «Превращение» Кафки. Есть и другие милые подробности вроде схватки с гигантским и довольно жутким скелетом или ужина в чреве полуразложившегося мертвого кита; на ужин подают похлебку из его внутренностей.

Но при этом (или благодаря этому?) Найт избегает привычного морализаторского сиропа и ломает шаблон за шаблоном. Он не пугается табуированных тем — мультфильм-то на самом деле о том, как пережить смерть близких, — смягчая их при помощи парадоксального юмора и очаровательно угловатой анимации. То есть действует так же, как его главный герой, рассказывающий о невозможном при помощи бумажных фигурок.

Традиционно жаль, что голосов Шарлиз Терон (Обезьяна), Мэттью МакКонахи (Жук) и Рэйфа Файнса (Лунный Король) мы в России не услышим — только дубляж. А ведь тут такой материал, что актеры озвучания очень важны. Зато можно послушать отличную музыку Дарио Марианелли, а в финале — не убегайте с титров! — спетую Региной Спектор кавер-версию битловской «While My Guitar Gently Weeps», где соло играется на сямисэне. Под нее вам, в частности, покажут, как оживляли кукольного скелета-убийцу, и вы поймете, что не все чудеса сегодня делаются на компьютере; кое-что и вручную. «Кубо» — вещь ручной выделки.