«Зверополис» от Walt Disney: дивный новый мир

Фотографии:
WDSSPR Disney
29 февраля 2016 в 13:17
Антон Долин оценил анимационную утопию, в которой волк и ягненок наконец нашли общий язык.

«Зверополис» превосходен. За несколько лет работы над мультфильмом художники и сценаристы Disney придумали целый мир — даже миры, сосуществующие в относительной гармонии. Здесь хочется провести побольше времени, и еще до конца фильма надеешься на сиквел, а лучше — мультсериал по мотивам полного метра. «Зверополис» венчает тысячелетние усилия человечества по созданию убедительной вселенной антропоморфных животных — от сказок любых, на выбор, народов до басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. Мы возвращаемся в Эдем, где лев и агнец, а также барс с козленком прекрасно проводят время вместе и корова пасется с медведицей. Оказывается, все, что требовалось для воссоздания земного рая, — убрать из уравнения человека. Обидно только, что в русском варианте названия есть намек на мегаполис (или древнегреческий полис, эдакие Афины при Перикле), но пропало утопическое звучание слова Zootopia. Ну да ладно, некоторые потери неизбежны: смысл никуда не делся.

Мы попадаем в упоительно детальный универсум, где для каждого вида и подвида — бегемоты и жирафы, мыши и куницы, быки и белые медведи и т. д. — придуманы собственные микрорайоны, своя мода, рестораны, средства передвижения, формы ведения бизнеса. Рядом друг с другом находятся тропическая и полярная зоны, город мелких грызунов и утешительно дикий лес. Но это не все: сценаристы (их, кажется, семеро) умудрились вписать в эту широкую рамку жанровый сюжет — криминальное бадди-муви, придумать яркую, непредсказуемую детективную интригу и поручить ее двум незабываемым персонажам, вполне способным сравниться с парой Тома и Джерри (или для патриотов — Волка и Зайца).

Они разделены не только по видовому, но и по гендерному признаку. Наивная идеалистка, крольчиха Джуди Хопс, поступила на службу в столичную полицию, где познакомилась с местным Остапом Бендером — вальяжным мошенником-лисом Ником Уайлдом, неуловимо похожим на Робин Гуда из старинного диснеевского мультфильма (явного прототипа этой картины). Им придется преодолеть все возможные предрассудки — и помочь в том же зрителям, — чтобы все-таки стать друзьями и напарниками, расследовав сложнейшее дело в истории Зверополиса. По пути встретятся неожиданно пугающая мышь и обезумевшая выдра, респектабельный мэр-лев и его добродушная секретарша-овца, хамоватые антилопы и буйвол-мизантроп, страдающий от лишнего веса гепард и очаровательно тормознутые ленивцы. В финале, после разгадки и развязки, перед публикой выступит певица Газель, действительно очень похожая на озвучившую ее Шакиру.

Уверенно посоветовав всем, взрослым и детям, пойти на «Зверополис» и отдав должное как творческим работникам, так и маркетологам диснеевской империи, хочется высказать — нет, не претензию, а крохотное замечание на полях. Даже ребенок моментально считает, о чем на самом деле этот мультфильм: его главная тема — расовые, гендерные, социальные и прочие предрассудки, с которыми необходимо бороться. В первых кадрах наивная Джуди искренне верит, что Зверополис — город возможностей, где каждый может стать кем угодно (читай: американская мечта). В дальнейшем ее вера, казалось, должна быть подвергнута сомнению. Это и происходит, но ненадолго. В конечном счете авторы и продюсеры громогласно заявляют: все так и есть, у нас царят свобода-равенство-братство, демократия и повальное вегетарианство, приезжайте в гости. Будучи взрослым зрителем, трудно прогнать грешную мысль: сработать такое может исключительно в анимации. Если бы действие происходило в реальном, человеческом мире, тот же самый сценарий превратился бы в собрание слащавых штампов плакатного характера.

В «Зверополисе» этого не происходит. Слишком тщательно придуман и прописан мир, слишком хороши диалоги и остроумны шутки, слишком обаятельны герои, несущие нам эти красиво упакованные банальности. Одной только поэтичной сцены с одинокой Джуди в ее съемной квартире (продумана каждая мелочь — от плейлиста душещипательных баллад, звучащих из радиоприемника, до логотипа с надкушенной морковкой на кроличьем айфоне) хватит, чтобы отмести любые претензии. А таких блестящих эпизодов, эмоциональных и виртуозных, здесь десятки.

Не хочется думать о том, во что превратился бы «Зверополис», если бы его снимали другие продюсеры, до того как Джон Лассетер возглавил анимационное отделение Walt Disney. Скорее всего, в этом случае такой мультфильм просто не стали бы делать. Перед нами еще один позитивный результат пиксаризации диснеевской империи: отныне здесь рады парадоксам и абсурду, приветствуют оригинальные сюжеты и смелые ходы. Вместе с тем заметен и обратный процесс — диснеизация Pixar, не коснувшаяся революционной «Головоломки», но ощутимо сказавшаяся на «Хорошем динозавре». Мир равных возможностей — это прекрасно, но как хочется, чтобы он не превратился в уравниловку, где каждый большой анимационный проект непременно окажется басней с полезной моралью!

Что не отменяет главного: «Зверополис» — полтора часа чистой радости. Дайте скорее еще.