«Медуза»**
@anton_dolin
«Афиша Daily»
«Коммерсант»
Forbes
Film.ru
«Кино-Театр.РУ»
«Правила жизни»
* Минюст признал Антона Долина СМИ-иноагентом.
** «Медуза» внесена Минюстом в реестр иноагентов и признана нежелательной организацией.
«Дикий алмаз» («Diamant Brut»), реж. Агата Редингер
Одержимая красотой и популярностью девушка решает принять участие в реалити-шоу «Чудо-остров»
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«Посмотрели первый фильм конкурсной программы — „Дикий алмаз“ французского режиссера Агаты Ридингер о девятнадцатилетней девушке Лиан из неблагополучной семьи, которая хочет стать знаменитой инфлюэнсеркой в инстаграме***. Лиан попадает на прослушивание в реалити-шоу и месяц ждет ответа от продюсеров в надежде сбежать от бедной и скучной жизни и ненавидящей ее матери.
В кадре огромные каблуки в стразах, накладные ресницы, короткие юбки, клубы, жуткая попса, которая перемешивается со звуками строгой виолончели. Комментарии в инстаграме*** написаны на экране красивым шрифтом, как какое‑нибудь письмо благородного джентльмена его возлюбленной.
В общем, видно, что высоколобая Ридингер изучает низкий мир инстаграмных*** инфлюэнсеров, но не без симпатии и сочувствия. Она отказывается осуждать героиню и изображает ее как очень злую потерянную девушку, которой на самом деле просто хочется любви и одобрения. Молодая Лиан уверена в том, что тот, кого желают, обладает настоящей властью, но, как это обычно бывает, жизнь ей покажет, как на самом деле устроен мир.
Очень хорошо сделано, но без откровений. Напоминает „Американскую малышку“ Андреа Арнольд и „Удовольствие“ Ниньи Тюберг, но не в пользу Ридингер. С одной стороны, круто, что ее дебютную работу сразу взяли в конкурс, с другой — есть такое ощущение, что это было сделано с надеждой на будущие успехи».
*** Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской. Ее деятельность на территории страны запрещена.
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Боди-хоррор в программе будет не только у Кроненберга: вся девичья жизнь — сплошные телесные кошмары, даже если приклеить сверху страз. Чувствуется откровенность, но эмпатия часто перевешивает здравый смысл».
Настасьи Горбачевской
«Girlhood is a spectrumВ переводе с английского „Девичество — это спектр“., и иногда это попытки девятнадцатилетней инфлюэнсерки из неблагополучной семьи во Франции залететь в популярное реалити-шоу, чтобы наконец зажить жизнь. Получилось вроде бы и узнаваемо, а вроде бы и так же пластмассово и пусто, как стразы на каблуках главной героини».
Дарьи Тарасовой
«В фильме „Wild Diamond“, который открыл основной конкурс, есть шуточка про Каннский фестиваль.
И сам он кажется фильмом ровно для Греты Гервиг, которая в этом году президент жюри. Потому что это такой гибрид „Барби“ и „Розетты“ — одного старого фильма о девочке-подростке, которая просто хочет найти работу, пока мир хочет ее уничтожить. „Розетта“ в Каннах в свое время, если что, победила.
А „Wild Diamond“ — история бедной девятнадцатилетней француженки с тяжелой наследственностью, ненастоящей грудью, сделанными губами и накладными ногтями, которыми можно утаскивать в небо мелких животных.
Героиня мечтает стать инфлюэнсером, ждет звонка от продюсеров реалити-шоу, крадет вещи в магазинах и раз в полчаса рискует быть изнасилованной. Но также читает молитвы и вообще сияет внутри. А еще у этой Барби есть гопник Кен, который тоже силится вырваться из замкнутого круга, но мир ему не дает.
Фильм скорее эксплуатация, чем исследование. Визуального, музыкального и актерского таланта этой эстетике отвратительного и правда не занимать. Но сценарий скучный, и это ничем не спасти.
„Sonne“ из Берлина и „Zero Fucks Given“ из Венеции рассказали истории про похожих девчонок гораздо интереснее — а ведь они там были не в основных конкурсах.
Короче, надеемся, Грета Гервиг и Ева Грин не дадут себя провести!»
Егора Москвитина
Общая оценка
5,9
«Девушка с иглой» («Pigen med nålen»), реж. Магнус фон Хорн
Черно-белый хоррор про самую известную серийную детоубийцу в Дании 1910-х
Антона Долина*
«В конкурсе показали очень неплохую „Девушку с иглой“ датского режиссера Магнуса фон Хорна. Это поэтичное ультранасилие, конечно, с максимально пацифистским посылом. Фильм оправдывает аборты, реколлит „ведьму“ и осциллирует в плане эстетики где‑то между немецким экспрессионизмом (см. „Les gueules cassées“ Отто Дикса), Фрэнсисом Бэконом, Дженезисом Пи-Орриджем (у фильма потрясающий индастриал-саунд-дизайн) „Чевенгуром“ Андрея Платонова и „Про уродов и людей“ Балабанова. Кроме того, „Девушка“, с одной стороны, складно вписывается в традицию датской классики и в то же время в целом является оммажем немому кино — от Люмьеров до Чаплина. В общем, для начала фестиваля достаточно безумно и довольно впечатляюще.
P. S. Не стоит забывать истинное значение акронима W.I.T.C.H.„Женский интернациональный террористический заговор из Ада“ (W.I.T.C.H., Women’s International Terrorist Conspiracy from Hell) — феминистское движение, зародившееся во времена второй волны феминизма в конце 1960-х годов в США..».
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«Так, у нас есть первый ****** фестиваля — фильм датского режиссера Магнуса фон Хорна „Девушка с иглой“. Такой неожиданный черно-белый хоррор в поддержку абортов. Почему неожиданный — потому что полфильма не очень понимаешь, куда все идет, а потом как понимаешь 🙂 Жуткий, неприятный, до боли реалистичный с сильным влиянием немецкого экспрессионизма и с гипнотизирующим саундтреком. Просто все два часа сидишь в абсолютном ужасе, но оторваться невозможно».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Совершенно беспощадное кино в первый же конкурсный день: на входе в зал должны были раздавать „Атаракс“. „Бедные-несчастные“, но не в параллельной вселенной с дирижаблями и паштел-де-натой, а в нашей — с мешками картошки и антисанитарией».
Настасьи Горбачевской
«„Девушка с иглой“. Сначала швейной, а потом для вязания — ей Каролина, бедная работница фабрики в Копенгагене на закате Первой мировой, попытается избавиться от нежеланного ребенка. На случай неудачи тоже есть куча методов — с ними ее познакомит продавщица конфет, а затем и перетянет к себе в бизнес по пристройке новорожденных. Проклятый тейк на тему нужности абортов, от которого буквально воротит, — еще и с кричащими, но не броскими отсылками к немому кино».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«„Как закалялась сталь“ для девочек, девушек и женщин. Большой роман, аккуратно упакованный в двухчасовой черно-белый фильм (ведь и у книг тоже всего два цвета). Работы сразу пяти актрис невероятны».
Егора Москвитина
Общая оценка
7
«Птица» («Bird»), реж. Андреа Арнольд
Барри Кеоган в очередной драме Андреа Арнольд про социальное дно
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«„Птица“ Андреа Арнольд рассказывает о британской девочке Бейли, которая живет со своим молодым обалдуем отцом по кличке Баг (зататуированный Барри Кеоган) и мается от безделья, одиночества и взросления. В поле она встречает странного молодого человека в юбке (Франц Роговски), который представляется Бердом (Птицей). Он приехал в город, чтобы найти своих родителей. Между Бейли и Бердом устанавливается особая связь, с помощью которой они помогают друг другу быть чуть-чуть менее одинокими.
Арнольд не изменяет себе: снова подростки из неблагополучных семей, ручная камера, вызывающая тошноту, навязчивый саундтрек (на этот раз хороший). Она снова рассказывает историю взросления одинокого ребенка, поэтому в ходу метафоры типа личинки-бабочки и много poverty pornВ переводе с английского „Порнография нищеты“..
Кеоган, который оставил съемки в сиквеле „Гладиатора“ ради фильма Арнольд, наконец-то играет что‑то новое. Франц, как обычно, какой‑то неземной, воздушный, нежный. Он, как Мэри Поппинс, прилетает, когда в нем есть нужда, и скрывается, закончив свое дело.
Арнольд говорит о всех детях молодых родителей, которым пришлось повзрослеть слишком рано. В кадре постоянно какие‑то дикие животные — то птица, то жаба, то лисица промелькнет — как аллегория всех этих диких брошенных детей, которые оставлены один на один с самими собой.
Очень хаотично и неразборчиво, много самоповторов, но обаятельно. Как‑то не удалось ему меня задеть».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Как все-таки радостно всегда на фестивалях, где в конкурсе есть Андреа Арнольд».
Настасьи Горбачевской
«В фильме рассказывается про британскую девочку Бейли, которая живет в сквоте с отцом (трогательный раздолбай Барри Кеоган) и братом и периодически навещает мать, живущую с другими, совсем маленькими сиблингами и абьюзивным бойфрендом. Как‑то в поле Бейли случайно натыкается на странного парня в юбке (Франц Роговски): он представляется Бердом (Птицей) и рассказывает, что ищет родителей. Суровая реалистическая поэма про городскую бедность (как принято у Арнольд) под конец расцветает уже магическим реализмом, как‑то очень мягко и аккуратно постулирует прописное „Ты не одинок + кто ищет, тот всегда найдет“. Щемящие девочка и Птица, которых мы заслужили».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«„Мэри Поппинс“ для детей из трущоб — волшебная и брутальная одновременно».
Егора Москвитина
Общая оценка
7,4
«Мегалополис» («Megalopolis»), реж. Фрэнсис Форд Коппола
Долгожданная антиутопия Копполы про Нью-Йорк будущего
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Кошмар и прелесть».
Антона Долина*
«Новый фильм классика Нового Голливуда Фрэнсиса Форда Копполы, может, и подавал хрупкие надежды на дивный новый мир [кино]утопии, но в итоге предстал перед зрителем гротескной пародией, эдаким симулякром хаотичного и дистопичного мира настоящего. Художественный мир Копполы — это мир эйдосов-архетипов, и „Мегалополис“ — последнее их пристанище, контаминация всей фильмографии режиссера».
Анны Стрельчук
Андрей Плахов (@andreiplakhov):
«Редкий случай, когда нужен комментарий. 10 может быть заменено на 0 или любую другую цифру. Фильм Копполы не может быть оценен ни по какой шкале, потому что это не фильм, а безумный поступок, экстремальное авторское высказывание. Уважаю и восхищаюсь».
Андрея Плахова
«Неудобно оценивать работы живых классиков кино, но я, как это водится у критиков, все-таки оценю 😁 „Мегалополис“ Фрэнсиса Форда Копполы — это очень неуютный хаос в лучших традициях „Комнаты“Имеется в виду „Комната“ Томми Вайсо, которая считается одним из худших фильмов всех времен. . Правда, в „Комнате“ хотя бы смешно, а здесь ты просто не понимаешь, что происходит.
Вроде как фильм рассказывает о противостоянии архитектора Цезаря (Адам Драйвер), который хочет отстроить на месте Нового Рима прекрасный город будущего Мегалополис, и мэра Цицерона (Джанкарло Экспозито), считающего, что надо не о будущем думать, а строить школы и больницы. Между ними — прекрасная дочь Цицерона Джулия (Натали Эммануэль), которая хочет всех помирить. Еще там нарисовывается кузен Цезаря Хлодион (Шайя ЛаБаф), который под шумок сам решает стать мэром, и журналистка Вау Платинум (да, ее так зовут) в исполнении Обри Плазы.
За кадром голос Лоренса Фишберна озвучивает пафосные цитаты древних римлян, сцены часто никак друг с другом не связаны, в диалогах нет смысла, поэтому не очень понятно, о чем герои спорят и разговаривают, бедному Адаму Драйверу, на которого легла вся тяжесть этого невнятного сценария, приходится произносить фразы типа: „Существуют только две красные и непредсказуемые вещи — Солнце и твоя душа“.
Визуально все выполнено тоже плохо: видно, что актеры просто стоят перед зеленым экраном или на съемочной площадке или у миниатюры. Вообще, актеров жальче всего. На лице Драйвера явственно читается усталость. Моя любимая сцена — когда Шайе попали из арбалета в мягкое место. Да, есть там и такое, и предваряется это все шуткой про стояк.
Коппола выступает за все хорошее и против всего плохого, но удивительно то, что из сюжета это не понятно. Все это становится ясно только из торжественно оглашаемых Фишберном мыслей режиссера за кадром. Фильм напомнил мне эпизод „Футурамы“, когда дядя Зойдберга Гарольд, знаменитый когда‑то актер немого кино, возвращается в Голливуд и снимает кино со звуком по законам немого. Вот примерно это мы все сегодня посмотрели».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Через двадцать пять лет синефилы прекрасного будущего докажут, что „Мегалополис“ — непризнанный шедевр мастера, который обругали в Каннах».
Настасьи Горбачевской
«Про „Мегалополис“ я пока буквально не понимаю, что сказать (думаю). На сеанс шла с ощущением, что будет либо что‑то великое, либо беспросветный кошмар. В итоге Коппола убил двух зайцев сразу: половину фильма хочется кринжевать, половину вроде бы и челюсть чуть-чуть отвисает. Наверное, надо просто сказать, что это был экспириенс».
Дарьи Тарасовой
«„Мегалополис“ — это что‑то с чем‑то 🤯 Но это точно снял Фрэнсис Форд Коппола, а не Канье Уэст?»
Егора Москвитина
Общая оценка
5,3
«Три километра на краю света» («Trei kilometri până la capătul lumii»), реж. Эмануэль Пырву
Подросток-гей против традиционных ценностей консервативной деревушки, расположенной в дельте Дуная
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Румынские режиссеры в основном конкурсе — главная примета хорошего фестиваля».
Настасьи Горбачевской
«„Три километра на краю света“ Эмануэля Пырву — квир-драма о юноше где‑то в румынской глуши, которого застают с другим парнем; родители и местная полиция пытаются замять историю и вдобавок насильно исправить его. Очень люблю румынское кино за ощущение тотального отстранения. В „Трех километрах“ оно нарастает очень медленно и в конце отлично работает. Неэкспрессивность сначала заставляет заскучать, а потом из скупости вырастает ощущение какого‑то тихого ужаса».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Не думал, что доживу до кроссовера „Зови меня своим именем“, „Нелюбви“ и „Однажды в Трубчевске“. Сильный и нужный фильм».
Егора Москвитина
Общая оценка
6,8
«Виды доброты» («Kinds of Kindness»), реж. Йоргос Лантимос
Абсурдистская антология из трех историй, действие которых происходит в современном США
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Пока мой фаворит в конкурсе».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«„Виды доброты“ Йоргоса Лантимоса — возвращение, так сказать, к корням. Сценарий к фильму был написан вместе с Эфтимисом Филиппу, с которым он работал на всех фильмах, кроме „Фаворитки“ и „Бедных-несчастных“. Так что перед сеансом лучше пристегнуться, чтобы не потонуть в потоке сюрреалистической дичи.
Я думаю, вы и так знаете, что фильм состоит из трех историй примерно по 55 минут каждая. В первой Джесси Племонс играет успешного бизнесмена, которому его босс (Уиллем Дефо) дает указание по поводу всего в его жизни — от того, что есть, до того, с кем и сколько спать. Когда этот тотальный контроль заканчивается, герой понимает, что не в силах сделать выбор самостоятельно. Во второй Племонс играет полицейского, потерявшего жену (Эмма Стоун). Жена скоро возвращается, но какая‑то не такая, какой была раньше. В третьей Племонс и Стоун работают в чем‑то наподобие секты, которую возглавляют Дефо и Хон Чау, и ищут девушку, способную воскрешать мертвых.
Все как обычно: сдержанная игра без эмоций, статичные кадры, многочисленные аллегории, метафоры и просто дуракаваляние. Видно, что Йоргос решил оттянуться и просто хорошенько повеселиться. При этом атмосфера в кадре не такая натянутая, как в его ранних работах. Чувствуется более уверенная и расслабленная режиссерская рука.
Не все истории работают одинаково хорошо, и чем дальше, тем больше ты запутываешься в идеях, которые вкладывают в сюжет Филиппу и Лантимос. Я бы сказала, что их объединяют власть и любовь, которые зачастую подменяют друг друга. Мы все ищем любви и какого‑то смысла, но не всегда эти поиски приводят нас туда, куда надо.
„Видам доброты“ не хватает мощи и целостности „Бедных-несчастных“, но, мне кажется, к этому проекту стоит относиться так же несерьезно, как это сделал Йоргос. Если бы у всех режиссеров были такие проекты на стороне чисто для удовольствия, нам бы всем точно жилось веселее».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Семь с минусом. Лантимос в режиме энергосбережения: местами восхитительно (конечно, Эмма!), но как‑то дисгармонично».
Настасьи Горбачевской
«С „Видами доброты“ Йоргос Лантимос вернулся к корням — после проектов, написанных © Тони Макнамарой, поработал с Эфтимисом Филиппу, с которым делал еще свои греческие ленты, и выдал крепенький триптих про динамику власти с фаталистическим налетом. Никаких откровений, но смотреть все равно приятно».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Три искусно рассказанных анекдота — это все равно всего лишь три анекдота».
Егора Москвитина
Общая оценка
7,4
«О, Канада» («Oh, Canada»), реж. Пол Шрейдер
История умирающего американского документалиста (в старости его играет Ричард Гир, в молодости — популярнейший Джейкоб Элорди)
Антона Долина*
Анны Стрельчук
«Хорошие новости: Пол Шрейдер впервые за долгое время не снял „First Reformed“ по пятому разу. Хотя, будем честны, „О, Канада“ по-прежнему рассказывает о взрослом мужчине в плену своего прошлого. Ричард Гир играет известного документалиста, который на пороге смерти признается во всех смертных грехах во время интервью. Похоже на исповедь самого режиссера, который решил взглянуть на свою жизнь и покаяться. На удивление много пересечений с „Мегалополисом“, но Шрейдер все-таки более структурирован и четок. Вообще похоже на последний фильм, но это было бы слишком грустно. Так что ждем через год историю про дневники, Гуантанамо и нацистов».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Что‑то на шрейдеровском, я не разобрала. Кино для взрослых и (возможно, грустных) дядечек вроде Егора».
Настасьи Горбачевской
«Пол Шрейдер в „О, Канада“ полтора часа эксплуатирует троп ненадежного рассказчика и, кажется, сам запутывается в сюжетных линиях. Но за усатого Элорди — порву».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Документалист бежит от войны, чтобы учить других документалистов. „Падение империи“ здорового человека Пола Шрейдера — меткого сценариста и рассеянного режиссера».
Егора Москвитина
Общая оценка
4,6
«Поколение романтиков» («Feng liu yi dai»), реж. Цзя Чжанкэ
Двое влюбленных воссоединяются после длительной разлуки
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«„Caught by the tides“Англоязычное название фильма „Поколение романтиков“. Цзя Джанке — какое‑то торжество самоповторов. Похоже на „Пепел — самый чистый белый“, только хуже».
Тамары Ходовой
«У Цзя Джанкэ в „Поколении романтиков“ получилась очень выдержанная (местами чуть тягомотная) драма про женщину, которая десятилетиями пытается разыскать потерянного возлюбленного. Наполненная к тому же самоцитированием. Интереснее в этом всем наблюдать за тем, как со временем менялось китайское общество».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Путешествие на край света — да еще и в теле женщины. Один из фаворитов».
Егора Москвитина
Общая оценка
5,8
«Эмилия Перес» («Emilia Perez»), реж. Жак Одиар
Криминальный мюзикл Жака Одиара с Зои Салданой и Селеной Гомес
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрей Плахов (@andreiplakhov):
«Ну не знаю.
Надоело, когда фильмы рассматривают сквозь призму пресловутой повестки.
А если без нее, то лучший в этом году в Каннах — это „Эмилия Перес“ Жака Одиара.
Когда‑то Одиар получил „Золотую пальмовую ветвь“ за не лучший „Дипан“ (по повестке). Сейчас, наверное, второй раз вряд ли получит. Но это уже не имеет никакого значения. „Эмилия Перес“ — шедевр. Альмодовар позавидовал бы, если бы умел. И многие другие тоже».
Андрея Плахова
«Мексиканский мюзикл о том, как Зои Салдана помогает главе наркокартеля стать женщиной и начать новую жизнь. Здесь есть все и даже больше: наркобароны, убийства, деспаресидос (так называют пропавших людей, тела которых родственники могут искать десятилетиями), трансгендерная женщина (Карла София Гаскон), провокационная Селена Гомес, страсть, песни, пляски, эмоции через край. В общем, не соскучишься.
При этом лично у меня (!) сложилось от этого всего тяжелое впечатление — как будто режиссер эти темы эксплуатирует. Одиар поставил все на карту. Однако далеко не всем режиссерам удается удержать подобный сюжет, полный банальностей, клише и мелодрамы, чтобы он из остроумного китча не превратился в пошлость.
В то же время вполне можно представить, что Грете Гервиг, которая сама только что сняла феминистский мюзикл, это зайдет. Да и коллегам все очень понравилось».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Феерическая чепуха, вроде бы занимательная: разгон от восторга до кринжа секунд за десять, не больше. То косплей Альмодовара, то отголоски „Мегалополиса“. Есть подозрения в старательном „ветка-байте“ с песнями».
Настасьи Горбачевской
«Жак Одиар снял феерический полнометражный мексиканский сериал (!) в форме мюзикла (!) „Эмилия Перес“ с жестким социальным подтекстом. Наркобарон (есса) кардинально меняется, чтобы похоронить прошлое, обретает смысл жизни, находит любовь — но прошлое все равно нагоняет. Каждые пятнадцать минут думаешь: чего? И так по кругу. Колоритное чудо, из которого я почему‑то не запомнила буквально ни одной песни».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Удивительный фильм о гендерном переходе, который и сам переходит все мыслимые границы. Социальная драма становится бурлескным мюзиклом, мюзикл — семейной комедией в духе „Тутси“, а та — боевиком про наркокартель. Но в пересказе это все веселее, чем на экране».
Егора Москвитина
Общая оценка
6,7
«Лимонов, баллада об Эдичке» («Limonov: The Ballad»), реж. Кирилл Серебренников
Бен Уишоу в заранее скандальном байопике про провокационного российского писателя
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Не самый удачный, но очень интересный необычный фильм».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрей Плахов (@andreiplakhov):
«Сочетание этих именКирилла Серебренникова и Эдуарда Лимонова., да еще в нынешнем политконтексте, само по себе угрожает неким срывом — интеллектуальным и/или эмоциональным. Однако „Лимонов“ в исполнении Серебренникова, не будучи идеальным, состоялся для меня безусловно.
В Бене Уишоу я увидел того самого Эдуарда Лимонова 1989 года, которого встретил в Париже буквально за месяц до его первой поездки в СССР. Не только внешнее сходство, его можно имитировать, но что‑то важное внутри, выдающее себя непроизвольными жестами, осанкой, походкой и пр.
Что касается режиссуры, тут Кириллу удалось поставить театральность на службу кинематографичности — и это тоже важное достижение».
Андрея Плахова
«„Лимонов“ Кирилла Серебренникова — адаптация книги французского писателя Эммануэля Каррера. Режиссер подчеркнул, что это именно адаптация, а не биография одиозного политика, писателя и хулигана. В книге много выдуманного, в фильме тоже. Серебренников берет лучшее из „Петровых в гриппе“ и „Лета“: музыкальность, ностальгический флер, тщательно спланированный хаос. Много крупных планов, ручной камеры и выпендрежа.
Серебренников снова создает театр с камерой, а не фильм. Но главное даже не это. Создатель Национал-большевистской партии (НБП)****, националист, писатель, который называл себя фашистом, поддержал аннексию Крыма и воевал в Боснийской войне и на Донбассе, — не самая очевидная фигура для биографического фильма.
В России он считается опасным оппозиционером и народным героем одновременно, на Западе он приводит всех в ужас своей любовью к Сталину и СССР. В картину вложились респектабельные французские, итальянские и испанские компании. Фильм специально снят на английском языке, то есть, прежде всего, для иностранного зрителя. Поэтому главный вопрос — в чем смысл данного фильма и что хотят сказать создатели своей русскоговорящей и западной аудитории?
По фильму Серебренникова понятно, что Лимонов, мягко говоря, спорная фигура. Он не сглаживает углы, Бен Уишоу старательно на всех ругается с русским акцентом, всех ненавидит, душит женщин и дерется. Но за кадром играют модные Shortparis и „Walk on the Wild Side“ Лу Рида как намек на „Таксиста“ Скорсезе. Все громко, ярко, истерично, нарядно — прямо как главный герой.
Такое ощущение, что Серебренников романтизирует Лимонова. Он такой панк, защитник всех униженных и оскорбленных. Лысая молодежь извивается на концерте Shortparis в бункере Национал-большевистской партии — Лимонов спаситель, Лимонов им поможет в этой развалившейся стране. Что это говорит зрителям? Русские и так про все знают, да и не покажут его у нас. А иностранцы посмотрели фильм про очередного антигероя. Раз уж взялся снимать, так скажи что‑нибудь. Но все вопросы остаются без ответа».
**** НБП признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена в РФ.
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«В этом году в Каннах никто берегов не чувствует — все с перебором и все через край. Тем чужероднее в конкурсе выглядит фильм Серебренникова о том, как в эти самые границы со всех сторон надо вписываться».
Настасьи Горбачевской
«От „Лимонова“ Кирилла Серебренникова я не ожидала ничего и получила в итоге какой‑то неприятный осадок. Кажется, режиссер сам не до конца понял, с какой стороны и каким хотел показать Эдичку. К тому же уж слишком близок этот фильм к „Лету“. А мастерство Бена УишоуВ фильме сыграл Эдуарда Лимонова. пугает».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«„Лимонка“, у которой слишком много осколков, чтобы по-настоящему кого‑то задеть».
Егора Москвитина
Общая оценка
6,3
«Субстанция» («The Substance»), реж. Корали Фаржа
Феминистский боди-хоррор Корали Фаржа («Месть») с Маргарет Куолли и Деми Мур
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Бодрейший боди-хоррор с феноменальной Деми Мур».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрей Плахов (@andreiplakhov):
«Бодихоррор по фемповестке не самый вдохновляющий и не самый фестивальный жанр. Но раз уж фильм попал в конкурс, надо судить его по его же законам. А они грамотно соблюдены. Не соскучишься. Респект Деми Мур».
Андрея Плахова
«„Субстанция“ Корали Фаржа — это отвал абсолютно всего. Если кто‑то думал, что „Титан“ Жюли Дюкурно — это уже слишком для Канн, то Фаржа выводит уровень ада, который льется на зрителей с экрана, на совершенно новый уровень. Сюжет довольно предсказуем и встречался в кино, мягко говоря, не раз. Выводы из этой мерзкой поучительной истории тоже понятны. Но Фаржа делает это с таким задором, энергией и юмором, что от экрана очень сложно оторваться.
При этом чувствительным зрителям не продраться даже через первый час. „Субстанция“ — это расчлененка на расчлененке, триггер на триггере, эксплуатация женского тела (намеренная, но все-таки) и ужас, льющийся через край, доведенный до абсолютного исступления. В голову сразу приходят „Смерть ей к лицу“, „Неоновый демон“, „Кэрри“ — в общем, как и говорила, все это уже кто‑то сделал до Фаржа. Но кровь и мерзость, кажется, никто не любит так, как она. Режиссер постоянно тычет этим в зрителя с экрана. Ну и хотелось бы отметить игру Деми Мур, которая решилась здесь на очень смелые вещи.
При этом в фильме есть недостатки — он излишне нарочит и затянут, в нем много самоповторов и голых жоп. Но „Субстанция“ такая злая и мощная, что остаться равнодушным невозможно. Этот фильм будут или обожать, или ненавидеть».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Отвал *****».
Настасьи Горбачевской
«От „Вещества“ Корали Фаржа не могу отойти со вчерашнего вечера. Это боди-хоррор (привет ветвеносному „Титану“ Дюкурно) про стареющую звезду, которую пытаются отправить на пенсию, а она, конечно, противится — и решает пройти экстремальную процедуру, позволяющую явить миру „вашу лучшую версию“. Я давно так не смеялась. Хулиганский выпад на тему самовосприятия женщин, диктуемого степенью мужского одобрения. Много крови, великая Деми Мур, чудесная Маргарет Куолли, куча очевидных, но работающих отсылок и в целом какой‑то праздник телесного китча. Фаржа вертела мейлгейзВ переводе с английского male gaze — „мужской взгляд“. на…»
Дарьи Тарасовой
«Тут в Каннах показали спин-офф „Сияния“ про Леди из ванной, называется „Substance“, режиссер Корали Фаржа, я впечатлен так сильно, что пропущу ужин.
А если серьезно, то „Вещество“ — это как если бы фильм „Барби“ был не мюзиклом Греты Гервиг, а боди-хоррором Жюли Дюкурно (или Дэвида Кроненберга, чтобы быть понятнее белым мужчинам).
Упоительно омерзительное зрелище, которое заставляет полфильма жмуриться, плеваться и хохотать.
Я в восторге и даже могу объяснить, зачем такой избыточный хронометраж: это чтобы зритель нервно ждал, когда же начнется ад. А он начнется.
Из минусов — завышенные ожидания. Я попал на фильм сегодня, а все друзья — вчера, и после их рассказов мне не оставалось ничего, кроме как ждать апофеоза расчлененки, мутаций, патологий и девиаций.
А оказалось, что фильм дерзкий, но не настолько. Кто видел „Титан“, „Антивирус“ и „Золотую перчатку“ или просто бывал в Петербурге (жду в связи с этим рецензию Стаса З.), не удивится.
Но зато история что надо — образцовый сеанс терапии».
Егора Москвитина
Общая оценка
8,4
«Ученик» («The Apprentice»), реж. Али Аббаси
Себастьян Стэн в роли молодого Дональда Трампа
Антона Долина*
«Фильм повествует о начале карьеры Трампа в недвижимости, его сотрудничестве с консервативным юристом Роем Коном и браке с Иванкой Трамп — чехословацкой моделью, с которой бизнесмен прожил с 1977 по 1990 год. Датско-иранский режиссер Али Аббаси, чей боди-хоррор „На границе миров“ получил приз „Особого взгляда“ в Каннах-2018, в „Ученике“ показывает сдержанный портрет экс-президента США, избегая таким образом как демонизации, так и романтизации Трампа.
Однако, нарциссическая, психопатически-макиавеллистская личность главного героя, его лживость, недалекость, лицемерие и, как следствие, жестокость здесь все равно хорошо раскрыты. Некоторые сцены производят поистине гнетущее впечатление, вопреки эмоционально отстраненной манере повествования. Фильм в целом неплохо схватывает парадоксы республиканского мировоззрения посредством тонкой политической сатиры: нарочитой патриотической символики и абсурдизма диалогов.
Отдельно хочется отметить внимание, уделенное физиологии и внешности персонажа. Себастьян Стэн отлично имитирует мимику, походку и микрожесты Трампа. Особый фокус „Ученика“ сделан на искусственно-телесных изменениях персонажа. Автозагар, липосакция, пластическая хирургия. Трамп с пренебрежением относится к себе и своему телу, компенсируя недостаток заботы дорогостоящими процедурами и препаратами. В частности, он принимает амфетамины, полагая, что это витамины, и воспроизводит уйму других ложных убеждений о человеческом теле („Тело — это батарея“). Помимо ненависти (в первую очередь к самому себе), мы видим пространство постправды, в котором герой существует. Эта физиология персонажа нюансирует и без того не слишком приятный портрет политика, но при этом не превращает фильм в моралите».
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«„Ученик“ Али Аббаси — это мужская версия „Субстанции“ Корали Фаржа. Молодой и неопытный Дональд Трамп (Себастьян Стэн) вылупляется из маккартиста, нечистого на руку адвоката Роя Кона (Джереми Стронг), и постепенно его пожирает. Правда, у Аббаси, мягко говоря, все получилось гораздо сдержаннее. Даже слишком сдержанно. Он позволяет себе повеселиться только при выборе саундтрека и смешных титров под семидесятые.
В остальном „Ученик“ — обычный байопик о монстре. При этом, я думаю, многие зрители и не поймут из этого фильма, что Трамп — монстр. Ну просто мужик бизнес-империю строит, чего такого. Да и мало в США вот таких вот бизнесменов?
Себастьян Стэн хороший, Стронг прям отличный, оба на протяжении фильма становятся все более оранжевыми. Марии Бакаловой в роли Иваны Трамп особо нечего играть, но Аббаси явно не хочет критиковать экс первую леди Америки. В общем, такой стройный предсказуемый байопик, застегнутый на все пуговицы. Как‑то хотелось от него больше контекста и идей».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Довольно стандартный байопик, остроумный, но слишком осторожный».
Настасьи Горбачевской
«Себастиан Стэн очень хорош, а Джереми Стронг еще хорошее в „Ученике“ Али Аббаси. Первый играет Дональда Трампа, второй — Роя Кона (шутки про „Наследников“ уместны), человека, который создал Трампа в том виде, в котором мы его знаем. Фильм — хорошая дискомфортная биографическая драма о том, как зло стало злом, с приятной VHS-эстетикой».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Байопик, на сто процентов конгениальный своему герою».
Егора Москвитина
Общая оценка
6,7
«Саван» («The Shrouds»), реж. Дэвид Кроненберг
Новый сайфай Дэвида Кроненберга про вдовца, который придумал, как связаться с умершей женой
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Гениальный [фильм], но это мало, кто понял».
Антона Долина*
Анна Стрельчук (@kinoavantgarde):
«Неплохо, но Кроненберг со своей некрофилией и тяжелым люксом немного олдскульно смотрится на фоне всей остальной программы».
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«„Саван“ Дэвида Кроненберга не разочарует фанатов. Тут вам и операции, и шрамы, и расчлененка, и супер-пупер-технологии, с помощью которых можно смотреть на разложение тел любимых людей в могилах, и голые женщины (чаще голые, чем одетые), и секс (много), и обсессия, и паранойя. При этом все скромненько снято в нескольких локациях, очень компактно и экономично. Как будто Саид Бен Саид не мог гению побольше денег дать. Как не стыдно.
Но к чему режиссер в итоге клонит, смогут понять только избранные. В третьем акте начинается какой‑то беспорядочный микс из теорий заговора, секса, ревности и наваждений. Воистину каждый переживает горе (а фильм отчасти про это) по-своему, и мне код Кроненберга расшифровать не удалось».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«„Шмак!“ А вообще очень надеюсь, что я просто не доросла до позднего Кроненберга».
Настасьи Горбачевской
«Каноничный поздний Кроненберг. Фильм очень навязчиво пытается быть хорошим детективным триллером с примесью любимых телесных извращений, но по итогу как‑то рассыпается и остается неубедительным. Но завораживает».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«„Пятьдесят оттенков серого“ для этих, как их, сапиосексуалов».
Егора Москвитина
Общая оценка
5,1
«Анора» («Anora»), реж. Шон Бейкер
Режиссер «Проекта Флорида» и «Красной ракеты» возвращается с комедией про секс-индустрию (в фильме снялись Юра Борисов и Марк Эйдельштейн!)
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Канны закончились победой „Аноры“ Шона Бейкера, американского фильма с российскими артистами — истории краткого и бурного романа сына русского олигарха с нью-йоркской стриптизершей. И к этому фильму, и к этому решению у меня есть не то, чтобы претензии, но, что называется, вопросы. При всей (абсолютно искренней) радости за Юру Борисова».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
«Фильм о романе юного отпрыска русского олигарха с нью-йоркской стриптизеркой (отличная Майки Мэдисон), которая чуть не стала невесткой миллиардера, понравился публике, и многим критикам тоже. И я, не буду отрицать, получил удовольствие от этой драйвовой комедии в стиле кэмп, хотя не переоцениваю ее значение для мирового кинематографа».
Андрея Плахова
«„Анора“ Шона Бейкера для меня не романтическая комедия, а печальный фильм о невозможности любви. Стриптизерша Анора, которая предпочитает, чтобы ее назвали Эни (Майки Мэдисон) встречает молодого сына русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн) и решает использовать его как портал в мир богатых и знаменитых. Они по пьянке женятся в Лас-Вегасе, тусят, радуются жизни, пока его родители не узнают о том, что сын „женился на проститутке“.
Это очень неровный фильм. В начале Бейкер по своему обыкновению уходит в отрыв с голыми попами, сексом, кокаином, выпивкой и безумной русскоговорящей молодежью, которая занята исключительно угаром и тусежом. Смотреть на этот человеческий зоопарк неприятно и скучно. Но второй акт вытягивает фильм на новый уровень — мы наконец-то видим развитие героев, появляется Юра Борисов в роли совестливой шестерки олигарха, которому бесконечно стыдно за то, что происходит, и да, здесь много стереотипов про русскоговорящую диаспору, но, честно говоря, это смотрится совершенно естественно. Третий акт слишком медленный, но финальная сцена… Сначала она мне сильно не понравилась, а потом разбила мне сердце, и я простила фильму все недочеты со слезами на глазах. Это было сильно.
Майки Мэдисон отличная. Я в нее влюблена еще со времен „Better Things“, Марк Эйдельштейн легко вжился в роль богатого оболтуса, а Юра Борисов как всегда прекрасен. Удивительно, как он просто одним выражением глаз, небольшим жестом или фразой сразу же перетягивает внимание на себя, и вообще невероятно естественно смотрится в кадре. У него здесь роль немного похожа на финнский „Купе номер 6“ — мутный тип, который оказывается хорошим парнем с чуткой душой. Как такого не полюбить, я не знаю.
В общем очень эмоциональный и грустный для меня фильм, и еще одна отличная работа Шона Бейкера. Дайте ему уже какую‑нибудь награду».
Тамары Ходовой
«Anora моя новая любимая новогодняя сказка 💔
Фильм, который можно отменить, а можно возненавидеть за легкомысленность. Но нет гуманиста больше чем Шон Бэйкер, а потому очень хочется „Анору“ бесконечно любить. Гив ми либерти!».
Настасьи Горбачевской
«„Анора“ Шона Бейкера всем очень понравилась, а меня совсем не зацепила. Чуть реактуализированная „Красотка“ переворачивает стереотип о русских женах. Все самое интересное происходит тогда, когда из кадра выходит невыносимый Марк Эйдельштейн (но все равно рада за него, чего уж). Юра Борисов, как обычно, велик, и Майки Мэдисон тоже».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Десять „гив ми либерти“ из десяти. Рождественская история о дорожном приключении, доброте незнакомцев и дружбе народов».
Егора Москвитина
Общая оценка:
7,6
«Марчелло Мио» («Marcello Mio»), реж. Кристоф Оноре
Полуавтобиографическая драма про актрису Кьяру, которая начинает притворяться своим отцом Марчелло Мастроянни
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Если кому из непо-бэбизNepo baby — ребенок знаменитостей, которые строит карьеру и добиваются признания благодаря известной фамилии и связям родителей. и стоило посвятить фильм, то точно Кьяре Мастроянни. Но общего семейного портрета, кажется, так и не сложилось».
Настасьи Горбачевской
«Душная метакомедия про то, как тяжело быть непо-бейби. Есть две (может, три) трогательных минуты».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Как и „Эмилия Перес“ и „Партенопа“, это милое кино о том, что в каждом живут и женщина, и мужчина. Незадача в том, что в героине Кьяре Мастроянни здесь живет не столько ее отец Марчелло, сколько Чарли Чаплин».
Егора Москвитина
Общая оценка:
4,6
«Партенопа» («Parthenope»), реж. Паоло Соррентино
Признание в любви к Неаполю в фильме про древнегреческую сирену
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Многие возмущались, я любовался».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«Когда смотришь „Партенопу“ Паоло Соррентино, очень сложно поверить, что итальянец это все делает всерьез. Концепция такая — он рассказывает историю жизни самой красивой женщины Неаполя, Италии, может, всего мира. Все восхищаются ее красотой, завидуют и хотят с ней переспать (даже ее брат), а Партенопа хочет грустить и изучать антропологию, в которой она настоящий про.
При этом в фильме практически нет сцен, в которых Партенопа реально занимается академической работой. Большую часть фильма она ходит в очень откровенных нарядах по Неаполю и наблюдает за жизнью города. В общем Соррентино хочет новую „Великую красоту“, только вместо разочарованного в жизни Тони Сервилло прекрасная молодая женщина. Ведь теперь нужно делать кино про женщин, и Соррентино послушно следует требованиям времени.
Главное отличие Партенопы от остальных красоток состоит в том, что она еще и УМНАЯ. Соррентино просто заходит с козырей. И спать она предпочитает с пожилыми страшными мужчинами, потому что с ними перед соитием можно поддержать интеллектуальный разговор.
Фильм очень красивый (что ожидаемо) и часто напоминает рекламу парфюма. Но эта нарочитость, вопреки фирменному соррентиновскому стилю, смотрится комично. „Партенопа“ пустой фильм, который объективирут женщин, стараясь как будто бы, наоборот, предоставить им слово».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Соррентино сочиняет миф о трепетно любимом Неаполе, который почему‑то выглядит как красивая женщина, которая все время скорее раздета, чем одета. Какая‑то приморская деревня МейлгейзовоВ переводе с английского male gaze — „мужской взгляд“.».
Настасьи Горбачевской
«Поэтик синема Паоло Соррентино».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Только красивые люди поймут…».
Егора Москвитина
Общая оценка:
7
«Большое путешествие» («Grand Tour»), реж. Мигел Гомиш
Британский госслужащий сбегает от невесты в день свадьбы
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Категорически убаюкивающее кино. Сюжет размытый, но визуальный мир очаровывает».
Настасьи Горбачевской
«Сюжет „Большого путешествия“ Мигеля Гомиша укладывается в минуту объяснения — проверено одним из главных персонажей в середине фильма. Настолько медитативная, что очень затянутая лента с приятным визуалом, но кучей графомании».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Медитативное кино только для тех, кто готов перелистывать кадры, как страницы большого романа».
Егора Москвитина
Общая оценка:
6,3
«Мотель Дестино» («Motel Destino»), реж. Карим Айноз
Латиноамериканская мелодрама с горячими страстями
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
«Мотель „Дестино“ Карима Айнуза можно было бы смело переименовать в „Неоновую ****“. Не знаю, как это можно в конкурсе показывать».
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Карим Айнуз куда‑то растерял весь запал: вышло совсем безжизненное кино».
Настасьи Горбачевской
«Очень душное (буквально) кино с завораживающими цветами и привычным сюжетом вокруг любовного треугольника. Очень много тела».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Травоядная бразильская криминальная драма, которая заставляет скучает по временам, когда в основном конкурсе Канн показывали „Бакурау“ — безумный хоррор про каннибалов из тех же краев».
Егора Москвитина
Общая оценка:
3,4
«Разбитые сердца» («L’amour ouf»), реж. Жиль Лелуш
Музыкальный ромком с Адель Экзаркопулос и Франсуа Сивилем
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Андрея Плахова
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«К опухшим глазам не выспавшихся кинокритиков приложили подорожник зрительского кино: у Лелуша случился кроссовер „Слова пацана“ с ударными пассажами Николаса Спаркса (см. „Дневник Памяти“ и „Лучшее в тебе“). Начало задорное, но хронометраж (3 часа) и мелодраматизм душат страшно».
Настасьи Горбачевской
«„Разбитые сердца“ Жиля Лелуша делится на две части — про прекрасные подростковые годы и про суровую взрослость двух влюбленных главных героев. Посередине тюрьма. На первой я искренне умилялась, на второй пришлось морщиться от зашкаливающего уровня драмы и пестрой галереи отсылок. Если бы „Слово пацана“ написал Шекспир?».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Брутальнейшее „Слово пацана“ — но в ритме французского мюзикла и со сказочными нотками „Амели“. Было бы милосерднее разделить трехчасовой фильм на две части или превратить в мини-сериал. Но ради его благороднейшего и человечного финала стоит терпеть и терпеть».
Егора Москвитина
Общая оценка:
4,3
«Все, что нам кажется светом» («All We Imagine as Light»), реж. Паял Кападиа
Дебют индийского постановщика про двух медсестер из дома для престарелых в Мумбае
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Заслуженный Гран-при».
Антона Долина*
Анна Стрельчук
Андрея Плахова
«Воистину нельзя уезжать до окончания фестиваля. Вот, например, вчера в Каннах показали первый индийский фильм в конкурсе смотра более чем за двадцать лет — „Все, что мы представляем как свет“ документалистки Паял Кападии. Это ее первая художественная картина.
Режиссер исследует жизнь трех женщин в огромном и хаотичном Мумбаи: одна совсем молодая открывает для себя первую любовь; вторая горюет о так и не случившейся любви с мужем, за которого вышла в договорном браке; а третья потеряла мужа недавно и должна выживать в городе самостоятельно.
Очень тихий, маленький, спокойный фильм о хрупкости человеческих отношений. В хороший год (а все уже дружно сошлись на том, что в этом году программа слабая) „Все, что мы представляем как свет“ можно было бы легко представить в „Основном взгляде“, втором по важности конкурсе Канн. В этом же году его можно даже представить в качестве обладателя „Пальмы“.
Борясь со сном на ночном сеансе, у меня промелькнула эта мысль. Фильм Кападии мог бы стать компромиссом в турбулентный год, когда явного фаворита так и не нашлось. Однако действительно ли он достоин высшей награды — вопрос остается открытым. Мне кажется, что нет».
Тамара Ходова
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Нежное и печальное кино о том, как иногда устаешь настолько, что хочется сесть на пол и обнять пароварку».
Настасьи Горбачевской
«Абсолютно замечательное кино, очень трогательное и очень печальное. Нравится, как многогранно на фестивале представлена тема сестринства».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Добрая сказка в кромешной темноте и индийские „Три сестры“. Серьезная заявка на призы фестиваля».
Егора Москвитина
Общая оценка:
8,4
«Семя священного инжира» («The Seed of the Sacred Fig»), реж. Мохаммад Расулоф
В Тегеране и так неспокойно, а тут у судьи пропадает пистолет — и он начинает подозревать в его краже своих близких
Антона Долина*
Андрея Плахова
«Неожиданно сильный фильм фестиваля под самый его конец. Начинается он, как большинство иранских фильмов, как социальная драма, а потом не спеша превращается в настоящий триллер. Картина рассказывает о семье государственного служащего в Иране во время массовых протестов. Теперь понятно, почему Расулофа посадили за решетку, но он сбежал и теперь представляет свой фильм в Каннах. Не удивлюсь, если ему дадут Пальму».
Тамары Ходовой
Настасьи Горбачевской
«Серьезная заявка на „Золотую пальму“. Речь в фильме идет о семье тегеранского судьи — принципиальном, но все же прогибающемся под режим мужчине, его податливой супруге и их двух взрослых дочерях, которые прекрасно понимают, что с политическим образом жизни в стране не так примерно все. Лента сначала долго раскачивается как социальная драма на революционном фоне, а потом очень ненавязчиво добавляет какие‑то комические элементы, какой‑то экшн, а в конце неприторно и очень воодушевляюще выводит посыл про женский эмпауэрмент. Очень сильно».
Дарьи Тарасовой
«„Семя священного инжира“ — кино такой сокрушительной сложности (личной, семейной, политической, надчеловеческой), что все остальные фильмы в конкурсе на его фоне кажутся какими‑то страданиями юного Вертера.
Даже фильмы, снятые 80-летними режиссерами.
Особенно фильмы, снятые 80-летними режиссерами».
Егора Москвитина
Общая оценка:
8,8
«Самый ценный товар» («La plus précieuse des marchandises»), реж. Мишель Хазанавичус
Анимационный фильм (первый за шестнадцать лет в каннском конкурсе!) про польскую пару, которая спасла младенца во время холокоста
Антона Долина*
Тамары Ходовой
Настасья Горбачевская (@kinovodstvo):
«Не хватило той самой надписи „Основано на реальных событий“, чтобы сказка стала былью и получилось подключить эмпатию, лимиты которой исчерпались под конец фестиваля».
Настасьи Горбачевской
«Нарочито трогательная сказка про младенца, спасенного в Холокост, от которой совсем не хочется плакать».
Дарьи Тарасовой
Егор Москвитин (@oembox):
«Далеко не шедевр анимации. И даже не отличный мультфильм. Скорее ежегодный медосмотр, который просто надо пройти».
Егора Москвитина
Общая оценка:
5
Тройка лидеров
Первое место
«Семя священного инжира»
Второе место
«Субстанция» и «Все, что нам кажется светом»
Третье место
«Анора»