Обратная сторона 10 хороших песен Пи Джей Харви, которые вы могли не слышать
Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях великих артистов. Героиня очередного выпуска — празднующая сегодня день рождения первая леди альтернативного рока и, возможно, главная певица современности Полли Джин Харви.
Напоминаем, что расширенный архив «Обратной стороны» находится здесь.
«Hardly Wait»
(со сборника «4-Track Demos», 1993)
Компиляция демозаписей, с которых начинался второй альбом Пи Джей Харви «Rid of Me», явилась фактической точкой отсчета ее сольной карьеры (над пластинками «Dry» и «Rid of Me» Харви работала в составе трио имени себя). Некоторые из вошедших в «4-Track Demos» песен не издавались больше нигде — например, этот наэлектризованный вечерний стон, в «Странных днях» Кэтрин Бигелоу звучащий в исполнении Джульетты Льюис.
«One Time Too Many»
(из саундтрека к «Бэтмену навсегда», 1995)
Выбившись благодаря третьему альбому «To Bring You My Love» в рок-мейнстрим, Пи Джей Харви своевременно отметилась на представительном саундтреке к очередному «Бэтмену». В бедовом блокбастере ее лаконичный, злой и матерый блюз не услышать — но несколько лет спустя эту ошибку исправил великий телесериал «Клиент всегда мертв», где под рычание Полли хорошо проводит время склонная к психозам главная героиня.
«Who Will Love Me Now?»
(с сингла «That Was My Veil», 1996)
Не все позарившиеся на песни Харви фильмы одинаково успешны, и на каждый хит проката в ее IMDb-резюме приходится полдюжины картин, о которых мало кто слышал. Одна из них — триллер «Темный полдень», где немой Вигго Мортенсен мастерит гробы, а Полли пронзительно выпевает довольно примитивные по ее меркам слова (текст сочинил режиссер). Через год после выхода фильма песня нашла пристанище на единственном сингле в поддержку первого совместного альбома Харви и ее любимого напарника Джона Пэриша.
«66 Promises»
(c сингла «Good Fortune», 2000)
Богатым на запоминающиеся би-сайды оказался первый сингл с самой успешной пластинки Пи Джей Харви «Stories from the City, Stories from the Sea». Это и адресованная Джеффу Бакли «Memphis», и пришедшаяся ко двору на концертах Полли «30», и лучшая в этой могучей кучке «66 Promises» — берущая на вооружение гранжевую формулу «тихо — громко — снова тихо — еще громче» и делящая с «Good Fortune» титульные строчки песня совершенно альбомного уровня.
«As Close As This»
(c сингла «A Placed Called Home», 2001)
Что уж тогда говорить об этом преступно недооцененном ауттейке — гипнотической, без пяти секунд трип-хоповой балладе, которая украсила бы не то что «Stories from the City, Stories from the Sea», но и сборник лучших песен Харви. К слову, странно, что принесший ей Mercury Prize, пару номинаций на «Грэмми» и повсеместное признание альбом и через 15 лет после релиза обходится без юбилейного переиздания — бонус-треки на него набираются ого-го.
«Will’s Song»
(исполнялась живьем, 2001)
Некоторые из них к тому же и по сей день не изданы — скажем, еще одну, безымянную балладу, которую для нее написал певец и актер Уилл Олдем (он же Bonnie «Prince» Billy), Харви пела на концертах ровно месяц — и с тех пор, увы, не вспоминает. (На YouTube сохранилось ее прощальное исполнение — в эфире телепередачи «Later» с Джулсом Холландом.)
«The Falling»
(c сингла «The Letter», 2004)
На работу над очередным альбомом, «Uh Huh Her», Пи Джей Харви потратила два года — не только вернувшись к самостоятельному продюсированию своих песен, но и сыграв в итоге на всех инструментах, кроме ударных. Надо понимать, не стали исключением и би-сайды — вроде многословного, пламенного и в целом превосходного «The Falling».
«Evol»
(исполнялась живьем, 2004)
Тогда же, в 2004-м, Полли доехала наконец и до России — где при рекордном скоплении отечественных рок-звезд (от Земфиры до Александра Васильева) отыграла зубодробительное шоу в ДК Горбунова. Исполнялись и избранные раритеты, включая «Uh Huh Her» (да, как бы титульному треку шестого альбома Харви не нашлось места даже среди его би-сайдов) и «Evol» — типичную для тогдашней Полли неотесанную и неотразимую кричалку.
«The Nightingale»
(c сингла «The Glorious Land», 2011)
Последним и главным артистическим триумфом Пи Джей Харви стал ее выдающийся, признанный альбомом года по всем уважающим себя версиям (включая опять-таки Mercury Prize) magnum opus «Let England Shake». Сопроводив его лучшую песню достойным ее би-сайдом, Харви углубилась в тему коллаборацией с военным фотографом Шеймусом Мерфи, сначала снявшим по короткометражке на каждый из альбомных треков, а потом проиллюстрировавшим первый сборник стихов Полли (он вышел на этой неделе).
«Shaker Aamer»
(с одноименного сингла, 2013)
Последняя официально изданная запись Пи Джей Харви — ее эмоциональное посвящение Шакеру Амеру, рожденному в Саудовской Аравии подданному Ее Величества, 14-й год сидящему в Гуантанамо без суда, следствия или хотя бы обвинения. Отчаянно напоминая старинную песню Чижа «Письмо Егору Летову», «Shaker Aamer» — самое буквальное сочинение Харви, которое услышали два года спустя: по заверению американского правительства, Амеру позволят вернуться в Великобританию до конца октября.