перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Обратная сторона 10 хороших песен Пи Джей Харви, которые вы могли не слышать

Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях великих артистов. Героиня очередного выпуска — празднующая сегодня день рождения первая леди альтернативного рока и, возможно, главная певица современности Полли Джин Харви.

Музыка

Фотография: Universal Music

Напоминаем, что расширенный архив «Обратной стороны» находится здесь.

«Hardly Wait»

(со сборника «4-Track Demos», 1993)

Компиляция демозаписей, с которых начинался второй альбом Пи Джей Харви «Rid of Me», явилась фактической точкой отсчета ее сольной карьеры (над пластинками «Dry» и «Rid of Me» Харви работала в составе трио имени себя). Некоторые из вошедших в «4-Track Demos» песен не издавались больше нигде — например, этот наэлектризованный вечерний стон, в «Странных днях» Кэтрин Бигелоу звучащий в исполнении Джульетты Льюис.

«One Time Too Many»

(из саундтрека к «Бэтмену навсегда», 1995)

Выбившись благодаря третьему альбому «To Bring You My Love» в рок-мейнстрим, Пи Джей Харви своевременно отметилась на представительном саундтреке к очередному «Бэтмену». В бедовом блокбастере ее лаконичный, злой и матерый блюз не услышать — но несколько лет спустя эту ошибку исправил великий телесериал «Клиент всегда мертв», где под рычание Полли хорошо проводит время склонная к психозам главная героиня.

«Who Will Love Me Now?»

(с сингла «That Was My Veil», 1996)

Не все позарившиеся на песни Харви фильмы одинаково успешны, и на каждый хит проката в ее IMDb-резюме приходится полдюжины картин, о которых мало кто слышал. Одна из них — триллер «Темный полдень», где немой Вигго Мортенсен мастерит гробы, а Полли пронзительно выпевает довольно примитивные по ее меркам слова (текст сочинил режиссер). Через год после выхода фильма песня нашла пристанище на единственном сингле в поддержку первого совместного альбома Харви и ее любимого напарника Джона Пэриша.

«66 Promises»

(c сингла «Good Fortune», 2000)

Богатым на запоминающиеся би-сайды оказался первый сингл с самой успешной пластинки Пи Джей Харви «Stories from the City, Stories from the Sea». Это и адресованная Джеффу Бакли «Memphis», и пришедшаяся ко двору на концертах Полли «30», и лучшая в этой могучей кучке «66 Promises» — берущая на вооружение гранжевую формулу «тихо — громко — снова тихо — еще громче» и делящая с «Good Fortune» титульные строчки песня совершенно альбомного уровня.

«As Close As This»

(c сингла «A Placed Called Home», 2001)

Что уж тогда говорить об этом преступно недооцененном ауттейке — гипнотической, без пяти секунд трип-хоповой балладе, которая украсила бы не то что «Stories from the City, Stories from the Sea», но и сборник лучших песен Харви. К слову, странно, что принесший ей Mercury Prize, пару номинаций на «Грэмми» и повсеместное признание альбом и через 15 лет после релиза обходится без юбилейного переиздания — бонус-треки на него набираются ого-го.

«Will’s Song»

(исполнялась живьем, 2001)

Некоторые из них к тому же и по сей день не изданы — скажем, еще одну, безымянную балладу, которую для нее написал певец и актер Уилл Олдем (он же Bonnie «Prince» Billy), Харви пела на концертах ровно месяц — и с тех пор, увы, не вспоминает. (На YouTube сохранилось ее прощальное исполнение — в эфире телепередачи «Later» с Джулсом Холландом.)

«The Falling»

(c сингла «The Letter», 2004)

На работу над очередным альбомом, «Uh Huh Her», Пи Джей Харви потратила два года — не только вернувшись к самостоятельному продюсированию своих песен, но и сыграв в итоге на всех инструментах, кроме ударных. Надо понимать, не стали исключением и би-сайды — вроде многословного, пламенного и в целом превосходного «The Falling».

«Evol»

(исполнялась живьем, 2004)

Тогда же, в 2004-м, Полли доехала наконец и до России — где при рекордном скоплении отечественных рок-звезд (от Земфиры до Александра Васильева) отыграла зубодробительное шоу в ДК Горбунова. Исполнялись и избранные раритеты, включая «Uh Huh Her» (да, как бы титульному треку шестого альбома Харви не нашлось места даже среди его би-сайдов) и «Evol» — типичную для тогдашней Полли неотесанную и неотразимую кричалку.

«The Nightingale»

(c сингла «The Glorious Land», 2011)

Последним и главным артистическим триумфом Пи Джей Харви стал ее выдающийся, признанный альбомом года по всем уважающим себя версиям (включая опять-таки Mercury Prize) magnum opus «Let England Shake». Сопроводив его лучшую песню достойным ее би-сайдом, Харви углубилась в тему коллаборацией с военным фотографом Шеймусом Мерфи, сначала снявшим по короткометражке на каждый из альбомных треков, а потом проиллюстрировавшим первый сборник стихов Полли (он вышел на этой неделе).

«Shaker Aamer»

(с одноименного сингла, 2013)

Последняя официально изданная запись Пи Джей Харви — ее эмоциональное посвящение Шакеру Амеру, рожденному в Саудовской Аравии подданному Ее Величества, 14-й год сидящему в Гуантанамо без суда, следствия или хотя бы обвинения. Отчаянно напоминая старинную песню Чижа «Письмо Егору Летову», «Shaker Aamer» — самое буквальное сочинение Харви, которое услышали два года спустя: по заверению американского правительства, Амеру позволят вернуться в Великобританию до конца октября. 

Ошибка в тексте
Отправить