перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

10 хороших песен R.E.M., которые вы могли не слышать

Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать о песнях великих групп, которые не пользуются заслуженной популярностью (например, потому что не выходили на номерных альбомах). В очередном выпуске — кумиры Курта Кобейна и крестные отцы инди-рока R.E.M.

«Wolves, Lower» (с EP «Chronic Town», 1982)

Первый трек дебютной EP, и R.E.M. уже здесь именно такие, какими мы их знаем. Изучая принципы работы в студии, свое звучание молодая группа нашла сразу: неотразимо-невнятное бормотание Майкла Стайпа, бодрые гитарные арпеджио Питера Бака, заливистый бэк-вокал басиста Майка Миллса и подгоняющие их всех барабаны Билла Берри. Да и репутация R.E.M. как группы-энигмы (странные обложки, неразборчивые тексты, игра слов в названиях треков) пошла именно отсюда, с просьбы фирмы грамзаписи непременно включить в EP песню «Wolves», сделав ее slower — медленнее.

«1,000,000» (с EP «Chronic Town», 1982)

Замедлить «1,000,000» R.E.M. никто не предлагал, и слава богу: несмотря на характерный для «Chronic Town» кладбищенский мотив, эта фонтанирующая энергией песня — практически панк-рок (или, цитируя журнал Uncut, «южное буги, обернувшееся южной готикой»). Строго говоря, «Chronic Town» сюда можно смело включать целиком, поэтому ссылка будет не на студийную, а на раннюю концертную версию «1,000,000» — благо R.E.M. с рождения оказались не только великой группой, но и сногсшибательным концертным составом.  

«Theme from Two Steps Onward» (со сборника «And I Feel Fine... The Best of the I.R.S. Years 1982–1987», 2006)

«Theme from Two Steps Onward» (или просто «Two Steps Onward») фигурировала в числе демотреков, записанных R.E.M. в родных Афинах, штат Джорджия, в начале работы над их четвертым альбомом «Lifes Rich Pageant», но была забракована и нигде не всплывала до середины нулевых. Возможно, потому, что откровенно промахнулась альбомом: ведомая мощной и зловещей басовой партией Миллса, «Two Step Onward» была бы к месту на «Reckoning» или «Fables of the Reconstruction», но никак не на просветленном «Lifes Rich Pageant».

«Fretless» (c сингла «Losing My Religion», 1991)

Своего сочинительского (и, как следствие, коммерческого) пика R.E.M. достигли в начале 1990-х, выпустив подряд два безупречных от первой до последней ноты альбома, свои главные бестселлеры — «Out of Time» и «Automatic for the People». Красивая и печальная баллада «Fretless» предназначалась для первого, но в итоге ограничилась статусом би-сайда — и местом на саундтреке к провалившемуся в прокате и разгромленному прессой сай-фаю Вима Вендерса «Когда наступит конец света»

«Mandolin Strum» (с сингла «Everybody Hurts», 1993)

На счету R.E.M. десятки инструментальных треков (включая вполне себе классические вроде «New Orleans Instrumental No. 1») и целый саундтрек к формановскому «Человеку на луне», но мало что запоминается так, как «Mandolin Strum» — песня с самым прямолинейным в истории группы названием. Впрочем, без обманного маневра не обошлось и здесь: трек, рожденный, чтобы составить идеальную пару «Losing My Religion», оказался два года спустя би-сайдом второго из известнейших синглов R.E.M.

«All the Right Friends» (с переиздания сборника «Dead Letter Ofice», 1993)

К «All the Right Friends» у поклонников R.E.M. много вопросов: поочередно оставшись за бортом сначала «Murmur», затем «Reckoning» и, наконец, «Lifes Rich Pageant», песня тем не менее вошла в сборник их лучших песен, причем эры Warner, стадионов и суперхитов. Все потому, что в 2001 году Камерон Кроу обратился к группе с просьбой отдать ему рок-н-ролльную песню для саундтрека к «Ванильному небу», а поскольку R.E.M. тогда работали над наименее рок-н-ролльным из своих альбомов, «Reveal», то их выбор пал именно на «All the Right Friends» — по словам Бака, перезаписанную в стилистике EP «Chronic Town».

«Sponge» (со сборника «Sweet Relief II: Gravity of the Situation», 1996)

Со своим земляком Виком Чеснаттом, талантливым певцом и песнописцем, с 18 лет прикованным к инвалидной коляске в результате автокатастрофы (а пять лет назад умершим от передозировки миорелаксантами), R.E.M. сотрудничали не раз: Майкл Стайп продюсировал две из его многочисленных пластинок, а чего-то отдаленно напоминавшего славу Чеснатт дождался после выхода сборника «Sweet Relief II», где его песни перепели несколько популярных тогда рок-групп во главе с R.E.M. «Sponge» — мутный, душный номер в стилистике их вышедшего немногим ранее альбома «Monster».

«Animal» (со сборника «In Time: The Best of R.E.M. 1988–2003», 2003)

Немного горячечный и неожиданно остроумный «Animal» — один из двух синглов в поддержку первого официального сборника главных хитов группы — обошелся без паблисити, доставшегося соседнему «Bad Day», но проверку временем выдержал на порядок лучше. Как и «Bad Day», «Animal» страшно напоминает один из альбомных треков R.E.M., но поскольку «I Don’t Sleep, I Dream» не может похвастаться лаврами «It's the End of the World as We Know It (And I Feel Fine)», это самоцитирование мало кто заметил. 

«Indian Summer» (с сингла «Hollow Man», 2008)

Песни под названием «Indian Summer» в разные годы украшали репертуар The Doors, Manic Street Preachers и Тори Эймос, но один из гимнов тви-попа авторства американской группы Beat Happening не теряется даже на этом фоне. Выпущенная в 1988 году 24-минутная пластинка «Jamboree», где эта песня была издана впервые, известна как одна из любимых записей Курта Кобейна, и его друга Майкла Стайпа любовь к Beat Happening тоже, похоже, не миновала. В процессе работы над альбомом «Accelerate» R.E.M. записали кавер-версии сразу двух их песен, «Red Head Walking» и этой, голосу Стайпа подошедшей превосходно.

«A Month of Saturdays» (со сборника «Part Lies, Part Heart, Part Truth, Part Garbage 1982–2011», 2011)

Выпущенная по горячим следам распада R.E.M. двухдисковая компиляция ее лучших и не очень песен — пожалуй, самый бессмысленный пункт в дискографии группы (даром что треклистом в кои-то веки занимались сами музыканты), но кое-что бесценное оказалось и на ней. И хотя здравый смысл требует выбрать подобающе озаглавленный лирический постскриптум «We All Go Back to Where We Belong», сердце голосует за «A Months of Saturdays» — заразительную 100-секундную оду выходным.

Ошибка в тексте
Отправить