перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Инструкция Что делать в Нью-Йорке на биеннале Performa

В рубрике «Инструкция» «Воздух» будет подробно информировать о технике посещения фестивалей и мероприятий по всему миру — с помощью людей, там уже бывавших. В первом выпуске — все, чем стоит заняться на биеннале перформанса Performa 13.

Искусство
Что делать в Нью-Йорке на биеннале Performa
Рагнар Кьяртанссон Рагнар Кьяртанссон Художник, участник и лауреат Performa 11

«Самое хорошее в Performa — это ее главная идея, тотальное прославление искусства перформанса. Интересно, что это происходит в Нью-Йорке, где вообще нет финансирования подобных историй. Это, конечно, не было бы возможно без основателя РоузЛи Голдберг и ее команды. Они ведут себя как ковбои и реально напрягаются, чтобы все функционировало. Это же Америка, ты должен быть ковбоем! У них нет кучи денег, но с каждым годом Performa растет. И это опять же из-за Голдберг, потому что она не только придумала эту биеннале, она была вообще первой, кто заговорил о перформансе в контексте истории современного искусства.

В этом году они попросили меня дать свою работу для участия в аукционе, который сейчас проходит на сайте paddle8.com. Отличная идея: продавать перформансы, чтобы собрать немного денег на следующий фестиваль. То есть я поеду к тому, кто выиграет мой лот, и сделаю там свой перформанс «Sad, sad, sad». И я делаю это, чтобы поддержать биеннале, потому что для нас, художников, которые занимаются перформансом, Performa — это как очень хороший друг. Это больше, чем отношения между институцией и художником. Это все выглядит так: у Performa нет денег, у художника нет денег, Нью-Йорк очень дорогой город. Но как-то это все работает и делает Нью-Йорк лучше. Потому что без Performa Нью-Йорк был бы скучнее».

Что это такое

Фотография: Getty Images

Первая редакция нью-йоркской биеннале перформанса состоялась в 2005 году. За год до этого ее придумала известный критик и куратор РоузЛи Голдберг, автор знаковой для всех, кто занимается исследованиями в области перформанса, книги «Performance Art: From Futurism to the Present». Каждые два года в ноябре здесь можно увидеть все самое передовое и интересное, что происходит сегодня в искусстве перформанса и смежных с ним областях. Главной темой Performa 13 стал сюрреализм, темами поменьше — гражданство (как его нужно понимать в XXI веке) и голос (как его можно использовать в современном искусстве).

Где все происходит

Фотография: contemporaryartdaily.com

В этом году биеннале состоится в пятый раз — и количество мест, в которых она проходит, разрослось до сорока. Это артцентры, театры, образовательные институции, галереи, музеи, русская баня (см. ниже) и просто бары. Например, в небольшом бруклинском кафе Biba of Williamsburg, где будет проходить самое долгоиграющее событие Performa — серия перформансов польского скульптора Павела Альтхамера «Biba Performa», суть которой в совмещении праздного времяпрепровождения с участием в воркшопах художника. Альтхамер участвует в биеннале в рамках нововведения Performa этого года — секции «Павильоны без стен». Взяв за основу идею Венецианской биеннале, организаторы «Перформы» решили таким образом усилить связь Нью-Йорка с остальным миром и наладить обмен идеями. В этом году таких павильонов будет два: польский и норвежский. Скорее всего, инициатива приживется, и художникам из России нужно быть готовыми к тому, что через два года их участие в биеннале может оказаться вполне востребованным. 

Помимо площадок по всему городу, в Сохо находится Performa Hub, штаб-квартира биеннале. Здесь можно получить всю информацию по событиям, купить билеты, почитать в библиотеке, поучаствовать в дискуссиях и воркшопах и т.д. 

Где купить билеты

Фотография: Getty Images

Билеты на большинство мероприятий стоят $15–20 — в зависимости от того, когда вы их будете покупать, заранее или прямо перед событием. Какие-то перформансы стоят дороже, некоторые проводятся вовсе бесплатно — как «Fest» авангардных дизайнеров threeASFOUR или специально заказанная для «Перформы» работа скульптора Деррика Адамса «Once Upon a Time…». Дороже всего, конечно, стоят билеты на открытие — за самый простой билет придется отдать $300, а за то, чтобы оказаться на ужине и вечеринке, — $1000. 

Где учиться

Фотография: popscreen.com

Чтобы познакомиться с известными художниками, совершенно не обязательно расставаться с $1000 — как и на любом другом крупном арт-фестивале, здесь есть возможность и поучаствовать в образовательной программе, и стать частью одного из перформансов официальной программы.

За первой опцией нужно отправляться в Performa Hub. На протяжении всего фестиваля здесь будет проходить Performa Institute — мастер-классы, лекции, обсуждения, эксперименты и исследования, организованные художниками, которые участвуют в нынешней биеннале, кураторами, историками и искусствоведами. Вход на них бесплатный, темы интересные, а практика бесценна. Описание всех воркшопов и время их проведения можно посмотреть на официальном сайте.

Как стать волонтером

Фотография: statoil.com

Вторая возможность получить от «Перформы» практическую пользу — участие в перформансах в качестве волонтера. Часто за это даже платят деньги. В этом году, в соответствии одной из тем биеннале — «Голос», — нужны в основном те, кто более-менее умеет петь. Британская художница Колли Спунер будет ставить музыкальный перформанс в Музее Национальной академии, для чего набирает женский хор из всех желающих, а художнице из Норвегии Тори Вронес не важен пол, но важно наличие опыта. За участие в каждом из перформансов заплатят $200. Без гонорара можно поучаствовать в развешивании флагов по всему городу, которые сделали 60 художников из разных стран в рамках Flag Project, или в интервенции на Бродвее польского коллектива Akademia Ruchu.

Вечеринки

Фотография: Getty Images

Жизнь Performa не останавливается и ночью: после перформансов все отправляются на вечеринки и поздние ужины. Официальные вечеринки биеннале проходят по выходным в баре Fig 19 в Нижнем Ист-Сайде. Сюда заглядывают и художники, и кураторы, и просто фестивальная публика. Но чаще всего ночные мероприятия организовываются площадкой или институцией, ответственной за перформанс, или самими художниками. То есть все может происходить или непосредственно там, где показывали перформанс, или в какой-нибудь мастерской, или у кого-то дома. Рецептов, как попасть на подобные вечеринки, не существует; проще всего разболтаться с вышедшим на улицу покурить волонтером, который расскажет, куда все отправятся ночью, а то и внесет в гест-лист. Или стать таким волонтером самому. В любом случае надо держать в голове, что «Перформа» — это не очередная скучная биеннале, а прежде всего развлечение, и никто против вашего присутствия на афтерпати возражать не станет.

Performa 13: События, обязательные для посещения

Рашид Джонсон «Dutchman»
01

Рашид Джонсон «Dutchman»

Первым опытом визуального художника Джонсона на поле перформанса станет постановка пьесы 1964 года афроамериканского писателя Амири Бараки, который на момент ее написания еще носил имя Лерой Джонс. Рашид Джонсон, тоже чернокожий, переносит место действия пьесы из вагона подземки буквально в русскую баню на 10-й улице в Ист-Виллидж. Так как баня на время перформанса продолжит работать в привычном режиме, посетителям рекомендуется взять с собой все необходимые принадлежности. Подробная информация и билеты — здесь.

Райан МакНамара «MEƎM: A Story Ballet about the Internet»
02

Райан МакНамара «MEƎM: A Story Ballet about the Internet»

Один из самых заметных на сегодня молодых перформанс-художников, МакНамара в этом году выполняет заказ биеннале — делает представление полностью на ее деньги, что, безусловно, вызовет повышенный интерес и отсутствие свободных мест. Содержание перформанса соответствует его названию: художник собирается визуализировать в движениях человека его же действия в интернете — от копипейста до твитов и нелегальных скачиваний. Подробная информация и билеты — здесь.

Майя Раткье, Джоан Ла Барбара, Мередит Монк «Voice is the Original Instrument»
03

Майя Раткье, Джоан Ла Барбара, Мередит Монк «Voice is the Original Instrument»

Норвежский композитор Майя Раткье не только взяла за название своего перформанса знаменитую пластинку вокалистки Ла Барбары, но и пригласила для участия ее саму. С Мередит Монк, пионером музыкального жанра extended vocal technique, они будут экспериментировать с женским вокалом на территориях от авангарда до поп-музыки. Из-за того, что перформанс будет показываться лишь один раз, о билетах стоит позаботиться заранее. Подробная информация и билеты — здесь.

Жером Бель и театр HORA «Disabled Theater»
04

Жером Бель и театр HORA «Disabled Theater»

Еще одна возможность посмотреть новую работу французского хореографа, лидера направления «не-танец», премьера которой состоялась на dOKUMENTA 13 в прошлом году. Высшую степень критичности Белю помогает достичь театр актеров с синдромом Дауна из Цюриха. Подробная информация и билеты — здесь.

Бенджамин Паттерсон «Action As Composition: A Retrospective Concert»
05

Бенджамин Паттерсон «Action As Composition: A Retrospective Concert»

Первый и единственный в своем роде ретроспективный перформанс одного из основателей «Флуксус», 79-летнего Бена Паттерсона, который будет включать в себя его известные работы «Lick Peace» и «Paper Piece», а также, как уверяют организаторы, и новейшие работы художника. Подробная информация и билеты — здесь.

Ошибка в тексте
Отправить