перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Инструкция

«Газпрому нужно засучить рукава»: эксперты о взрывах газа в Москве

Дома

В воскресенье в Пресненском районе Москвы из-за резкого скачка давления газа загорелось 18 квартир. «Город» поговорил с экспертами о вероятных причинах несчастного случая и о том, можно ли себя обезопасить.

Александр Москаленко Александр Москаленко Президент группы компаний «Городской центр экспертиз»

«Назвать точную причину аварии может только специально созданная комиссия, расследующая происшествие. Но на 90% я уверен, что в Москве повторилась ситуация 2012 года, произошедшая в Сестрорецке — городе рядом с Петербургом. Тогда там произошла такая же история, в результате аварии пострадало больше 20 домов, произошли пожары. Причем некоторые дома были деревянные, поэтому им пришлось хуже всего. Причина была в отказе редукционных механизмов. Проще говоря, после добычи газ попадает в магистральный трубопровод, который ведет его из Сибири в западные области и Европу. Давление в этих трубах разное: в старых — 50 атмосфер, а в новых — около 100. Это почти как в акваланге — высокое, опасное давление. У нас на кухнях газ идет примерно в одну атмосферу: по пути в квартиры на газораспределительных станциях давление снижают. И уже со сниженным давлением по небольшим трубам газ идет в квартиры. За снижение давления отвечают редукторы. Причина аварии в Сестрорецке (а в Москве, как мне кажется, она аналогичная) была в том, что эти самые редукторы зависли и не смогли вовремя снизить давление. Причем тогда авария произошла сразу после ремонта системы. Мне кажется резонным вопрос: не один ли изготовитель у этих агрегатов — петербургских и московских? В этом обязательно надо разобраться.

Один случай — это авария, катастрофа. Когда два похожих случая в такой короткий промежуток времени — это уже некая система. Обычным гражданам самостоятельно застраховаться от этого нельзя. Можно, конечно, установить серьезную систему контроля над газовой трубой, но это будет жутко дорого и не сказать, что очень оправданно. В этой ситуации нашему уважаемому поставщику газа Газпрому и его «дочкам» нужно серьезно засучить рукава: если дважды за два года произошли такие аварии, значит, есть проблемы с кем-то из подрядчиков. Им необходимо разобраться, ведь кто-то халтурит, мягко говоря.

По идее, газовщики регулярно должны проводить проверки этих систем. Станции считаются опасными производственными объектами, поэтому там в обязательном порядке должны проходить различные диагностики. Однако происходит это на самом деле или нет, неизвестно.

Такие аварии происходят только в жилых домах, потому что все наши системы (газопроводы, вентили, трубы и так далее) не рассчитаны на высокое давление в 20–30 и более атмосфер. Под таким давлением может просто-напросто порваться шланг, подводящий газ к плите. Если в этот момент на кухне горит лампочка, то все: взрыв, пожар.

В таких случаях больше защищен тот, кому газ в дом опытные люди проводили, а не дядя Вася из соседнего подъезда. Сейчас Мосгаз проводит целую операцию по отлову ребят, которые готовы за любой ремонт браться, в том числе и за газ. Делают все тяп-ляп, с нарушениями, а потом — аварии. Но, к сожалению, даже серьезные газовики не могут дать гарантию, что никакой аварии не произойдет». 

Сергей Щетинин Сергей Щетинин Председатель Исполкома Российского союза спасателей

«Бытовой газ имеет специфический запах не просто так, химию добавляют, чтобы люди чувствовали утечку. Если вы заходите в квартиру и чувствуете запах, сразу же звоните в 112. Не бойтесь выглядеть паникером. Главное в такой ситуации не включать свет и электроприборы. Малейшее замыкание может привести к взрыву. В такой момент лучше просто ничего не трогать и выйти в подъезд.

Если вы зашли на кухню и увидели, что под кастрюлей, например, потухло пламя, а газ идет, сразу выключите конфорку и откройте настежь окно. Особое внимание нужно уделять маленьким детям — дети любят баловаться с плитой в отсутствие взрослых. Не ленитесь периодически проводить воспитательные беседы с маленькими детьми и пожилыми родителями.

Наше общество не воспринимает ЧП до тех пор, пока оно не касается их. Всем кажется, что взрыв бытового газа — это что-то далекое и не про него. А когда вспыхивает пожар на кухне, люди пугаются, теряются и не знают, что делать. Так нельзя. Надо всегда держать в голове план на случай таких происшествий. Не хватит на каждую квартиру по спасателю, да и пожарная машина ни у кого под окнами не стоит».

Ошибка в тексте
Отправить