перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Куда пойти учиться Студенты московских киношкол — о плюсах и минусах своего обучения

В прошлом году Москва пережила бум новых киношкол. «Афиша» расспросила студентов, осваивающих разные кинопрофессии, чему они научились за год и кому порекомендовали бы свои курсы.

Архив

Московская школа кино

 

None

Елена Михно

продюсерский факультет, набор 2012 года

Как поступила Прошлым летом я попала на бесплатный мастер-класс, который проводил куратор продюсерского факультета Георгий Малков. Меня очень воодушевило, что он описал реальную картину того, как все происходит в действительности в этой сфере — говорил о том, как система изменилась за последние годы, как работает сегодня киноиндустрия. После этого мастер-класса я и решила поступать. Мой набор был первым набором на наш факультет в принципе. 

 

Как учат Обучение двухгодичное, все преподаватели — не теоретики, а люди, которые делают кино здесь и сейчас. Результат первого года обучения — то, что сегодня я понимаю всю структуру этого бизнеса, понимаю как взаимодействуют ее уровни на всех этапах, начиная от разработки идеи и заканчивая моментом, когда зритель выбирает, на что ему вечером пойти в кинотеатре. Каждый этап — создание идеи, выбор актеров на роли, подбор съемочной группы и режиссерские читки с производственными департаментами на подготовительном этапе, сложности съемочного периода и тонкости по подбору локаций, важность постпродакшена в рассказывании истории, а также в ваности маркетинга на всех этапах производства фильма, включая дистрибуцию, — нам подробно объяснили, и теперь я представляю, что нужно сделать, чтобы моя идея превратилась в фильм, который посмотрят (ну, или не посмотрят) миллионы зрителей в кинотеатрах. Теории в чистом виде в школе не существует — все основано на практике. Для разбора мы берем конкретные кейсы фильмов, которые недавно вышли. Это касается кинопрокатных фильмов Георгия Малкова ("Enjoy movies"), телевизионных проектов Ивана Капитонова («Новый проект»), а также м говорим про маркетинг и PR российского и зарубежного кино с дмтрием Литвиновым («Бюллетень кинопрокатчика», "Variety Russia"), про маркетинговую составляющую проката зрубежных фильмов, дистрибуцией которых ханимается Георгий Шабанов ("All Media").  

 

Практика Мы были фокус-группой фильма «С Новым годом, мамы!», который выходил в декабре 2012 г. — внесли свои корректировки, выявили слабые стороны, и на основании этих замечаний был сделан перемонтаж фильма. У нас ребята ездили в Канны на кинорынок по продюсерской практике, на Московском кинорынке наши студенты отсматривали фильмы российского проката. Лично для меня главной практикой стал проект «Чемпионы»: полнометражный фильм из 5 новелл про наших российских олимпийцев. Я была автором и инициатором его идеи, которую мы с ребятами презентовали нашему куратору Георгию Малкову, и он вытсупил генеральным продюсером. Сейчас по ней снимаем фильм, который выйдет 23 января 2014 года, отсняты уже четыре новеллы. То есть, к окончанию учебы в нашей практике уже будет как минимум этот большой проект. 

 

Минусы Безусловно, не все гладко, поскольку это первый год обучения. Лекторы заняты практикой, и у них не всегда есть четкая структура курса. Мы выдвигаем свои предложения по улучшению занятий, предлагаем и кандидатуры гостей для мастер-классов — с нами советуются. Есть, конечно, заявленные темы, отведеное на них четкое количество часов и жесткая система аттестации по каждому предмету, причем с оценками, а не зачет/незачет. Система отчетности и уровень преподавания такие же, как у Высшей Британской школы дизайна, но пока что не всегда обучение соответствует этому плану. 

 

Зачем идти Сюда стоит поступать тем, кто точно понимает, что хочет связать свою жизнь с кино, как с искусством и как с бизнесом. Важнее всего — желание работать в этой сфере и жизненный опыт. Если есть стремление стать самостоятельным интересным игроком на рынке, хорошо иметь за плечами определенную практику — возможно, даже свой предпринимательский бизнес. Но не только рабочий опыт имеет значение: нас в группе есть и молодые ребята лет по двадцать, и им тяжелее, например, участвовать в обсуждении идей — они еще не прошли в жизни через многое, к счастью, им тяжеловато браться за серьезные темы.

 

Стоимость обучения: 102000 р. за семестр

 

Юлия Идлис

сценарный факультет, набор 2012 года

Как учат Есть совсем немного теоретических лекций по разным предметам, в основном наши занятия — это практика. Мы пишем этюды, написали за год по два коротких метра. Пока их не ставили, но когда у школы появится режиссерский факультет (это, видимо, должно произойти в следующем году), режиссеры и сценаристы будут делать совместные проекты. У каждого курса есть старший преподаватель, но поскольку это все — очень практическая штука, и преподают действующие профессионалы, преподавателей несколько. На нашем курсе это Александр Молчанов (сценарист сериалов «Побег», «Черчилль», «Москва. Центральный округ», «Захватчики», «Кодекс чести», «Час Волкова». — Прим. ред.), а теорией заведует Всеволод Коршунов. Это костяк, а дальше — модульная система, и на каждый модуль приглашаются отдельные преподаватели из индустрии. В этом семестре, например, был очень ценный курс «Психология для сценаристов» — он много нам дал. Рабочей практики на первом курсе у нас не было — рано еще. Мы только в конце этого года поняли, как правильно писать сценарий. Но у кого-то уже появилась работа, параллельно с учебой. У нас, например, в группе есть студент, который работает сценаристом на Первом канале. Эта должность появилась у него в процессе обучения и досталась ему потому, что он уже к тому моменту прекрасно понимал — в том числе благодаря занятиям в школе, — чего от него хотят и что он может. Практика должна была быть этим летом, но пока непонятно, в каком виде она может состояться, потому что нас довольно много — около пятнадцати человек.

 

Минусы Меня устраивает абсолютно все, единственная сложность — проблемы со временем. Такое количество работы и активности связано со школой, что очень тяжело туда встроить что-то еще, а мы же все работаем. Но это понятно — мы учимся всего два года и за это время должны стать профессионалами. Во ВГИКе такому пять лет учат. Так что времени катастрофически не хватает, но в этом есть свои плюсы — учишься иначе организовывать свое время и расставлять приоритеты.

 

Зачем идти Я долгое время занималась кино как исследователь — сначала на филфаке МГУ, потом как кинокритик, и в конце концов мне захотелось сделать что-то в кино самой, и я намеренно искала практическое образование. Не хотелось получать снова теоретические знания, которые у меня уже были. Хотелось, чтобы научили писать, научили думать картинками, видеть развитие сюжета — все это МШК дает, и я очень рада, что поступила именно туда. Я рассматривала ВКСР, и мне показалось, что в МШК больше молодого задора и какого-то правильного, нужного напора, свойственного новичкам.

 

Стоимость обучения: 102000 р. за семестр

Киношкола им. МакГаффина

 

None

Марина Ракитных

Курс продвинутого кинозрителя, набор 2012 года/Фестивальный маркетинг, набор 2013 года

Как учат Занятия на курсе продвинутого кинозрителя — в основном мастер-классы: приходил известный мастер, профессионал в области кино, представлявший тот или иной аспект кинопроцесса, и рассказывал о специфике своей работы, слушатели задавали вопросы. Курс продвинутого кинозрителя был рассчитан на широкую непрофессиональную аудиторию, его можно считать «введением в кино». Он скорее оказывал мотивационное воздействие – сразу хотелось попасть в кинопроизводство и начать снимать. Слушатель, первоначально далекий от кино, получал общее представление о кино как деятельности и мог бы при наличии желания, интереса и мотивации начать свою карьеру. Фестивальный маркетинг — совсем другая тема. Этот уникальный специализированный курс для профессионалов в области киноменеджмента, ведет его продюсер Юлия Мишкинене. Мне кажется, этот курс был бы очень полезен тем, кто хотел бы заниматься продвижением кинопродукции, в нем есть и практика, и теория, тем более что такая деятельность очень актуальна для отечественного кинематографа.

 

Минусы Пока нет стабильной локации, это мешает заинтересованной аудитории ориентироваться. Думаю, школа сможет это изменить. Еще, мне кажется, можно расширить набор курсов с практической направленностью, с включением в кинопроизводство.

 

Зачем идти Во-первых, школа позволяет людям, далеким от кино, познакомиться с этой сферой и определиться с выбором своего места в индустрии, что очень важно для начинающих, тем более деньги небольшие. Во-вторых, она помогает профессионалам получить дополнительную подготовку. 

 

Стоимость обучения: 15000 р. за курс, курс закрыт

 

Сергей Климов

Курс «Основы кинопроизводства» для учеников 9–11 классов, набор 2013 года

Как учат Занятия проходили дважды в неделю, и на них наш мастер Валя Корабельникова (художник визуальных эффектов на фильме «Беременный», ассистент режиссера на проекте «Дау». — Прим. ред.) разбирала с нами основы кинопроизводства. Шесть лекций, из которых состоял курс, были посвящены созданию сценария, звуковому оформлению, режиссуре в кино, операторскому мастерству и монтажу. Ничего не проговаривалось голословно: каждый вопрос объясняли на реальном примере, раскрывающем суть процесса. Помимо разбора общих приемов и законов киноискусства у нас была возможность непосредственно опробовать их на деле при создании собственного короткометражного фильма. 

 

Минусы Возможно, на наших курсах немного не хватало учеников (в группе было всего трое), что немного ограничивало диалог и возможности студии. Но зато это позволило быть мастеру более чутким с нами.

 

Зачем идти Школа не пытается быть узкопрофильной. Она предлагает максимальный набор возможностей  и для тех, кто хочет снимать кино, и для тех, кто хочет его смотреть и анализировать. Разброс тематики лекций и людей, с которыми киношкола связана, очень широк. Конечно, пока мне не кажется, что для «МакГаффина» реально вырастить настоящих кинорежиссеров. Сюда скорее идут люди, желающие действительно разобраться теоретически в кинопроизводстве и киноискусстве.

 

Стоимость обучения: 5900 р.

Московская школа нового кино

 

None

Максим Шавкин

режиссерский факультет, набор 2012 года

Как учат В нашей действительности не просто снимать кино, мягко говоря. По многим причинам. Мы как будто бы уже привыкли, что фильмы не получаются, что достоверность существования актеров в кадре — это где-то не у нас, что речь звучит плохо, фальшиво, и так далее. А по сути, дело в том, что мы не умеем погрузиться в главные, первоочередные вещи — работу с реальностью. И это большая удача для молодых кинематографистов, что появилась школа, где на это делается упор. Занятия проходят в смешанной форме: есть и курсы лекций, мастер-классы, спецкурсы, практические занятия, мастерство, философия, современное искусство, история кино… Много всего, плотно. Режиссеры в конце года снимают дипломный фильм.

 


Минусы Чашки мыть за собой приходится.

 

Зачем идти  Задания, которые выполняют студенты, имеют не просто прикладной характер, они задействуют перцептивный аппарат. Важно чувствовать «что» снимать, «кого» снимать, где лежит энергия. Это знание надо вырабатывать, этому мы учимся, это ищем. Об этом речь идет на «Мастерстве». Это то, что лежит вне умения снимать «восьмерки» и правильного монтажа по крупностям. То есть когда ты что-то снимаешь — ты снимаешь не просто кадр или композицию, а что-то большее. Кино, в общем. Это не так просто и лежит не везде. Это определенная энергия современного кино. Идти в МШНК за этим как раз и стоит. 

 

Стоимость обучения: 105000 р. за семестр

 

Леша Артамонов

киноведческий факультет, набор 2012 года

Как учат К сожалению, людей с такими же устремлениями оказалось не так много, поэтому киноведческий факультет как таковой, можно сказать, не состоялся: нас поступило шесть человек, из которых осталось пятеро. Не думаю, что в следующих наборах этот факультет останется. Поэтому же занятий по специальности у нас не так много, а те, что есть, проходят сразу для всего потока. Мы много времени проводим на занятиях режиссеров. Они не сводятся к каким-то ремесленным вещам, а направлены скорее на то, чтобы изменить видение и находить вокруг себя живые зоны и способы запечатлеть их так, чтобы не скатиться к очередному фейку. Лаборатория Артура Аристакисяна — это вообще отельная история, таких людей, как он, я не знаю, где сейчас можно еще найти. В целом школа дает образование настолько уникальное, что, мне кажется, даже ее создатели еще не осознали до конца, что все-таки случилось.

 

Минусы Обратная сторона этой осуществившейся мечты состоит в том, что все это еще не удалось должным образом организовать: не на всех пока хватает оборудования, бывают путаницы с расписанием и другие трудности, которые постепенно преодолеваются. Но, с другой стороны, кто знает, возможно, когда школа начнет функционировать как по накатанной, из нее уйдет то самое важное, что есть сейчас, — атмосфера свободы и родства единомышленников, которые, встретившись, ощутили свой потенциал и возможность изменить осточертевшее положение вещей, перевернуть эту загнивающую индустрию и вдохнуть в нее новую жизнь.

 

Зачем идти Я пошел учиться в МШНК потому, что больше идти было попросту некуда. Понял, что хочу изучать киноведение, но фарисейская вгиковская система меня не особо привлекала, несмотря на мое уважение ко многим киноведам, преподающим там. А МШНК сразу заявила себя как нечто противоположное, существующее именно в дискурсе современного кино, которым я в основном и интересовался, обещая сделать ставку на смежные с киноведением дисциплины, такие как философия, психология, современное искусство и так далее, без которых, на мой взгляд, сегодня просто невозможно анализировать состояние кинематографа. Я, например, очень благодарен за уникальный курс Олега Аронсона по книге Делеза «Кино».

 

Стоимость обучения: курс кинокритиков обучался бесплатно, больше набора нет

New York Film Academy

Андрей Ким

совместный продюсерский курс Нью-Йоркской академии киноискусства и Высшей школы экономики, набор 2012 года

Как учат Курс был разбит на две части: первые две недели работа с преподавателями из Америки, вторая, более длительная (12 недель), — мастер-классы с российскими мастерами. В первые две недели сценарное мастерство преподавал Пол Браун (профессор New York Film Academy at Universal Studios. — Прим. ред.), продюсерский курс читала Лидия Седроне (американский независимый продюсер. — Прим. ред.), режиссуру — Гилберт Шилтон (режиссер сериала «Сумеречная зона» и других. — Прим. ред.). Далее в течение 12 недель нашим мастером был Михаил Фатахов (режиссер сериала «Кулагин и партнеры». — Прим. ред.), под чьим руководством был снят дипломный короткометражный фильм «Снежинка». Съемки короткометражного фильма за 12 недель были основной причиной моего поступления в NYFA. Я получил незабываемый опыт работы над детским фильмом с нуля: от написания сценария до участия фильма в фестивалях. А дружественная атмосфера внутри нашего коллектива дала возможность поучаствовать в нескольких проектах на разных позициях. Я доволен обучением, могу точно сказать, что каждый вложенный рубль окупился.

 

Минусы Думаю, что было бы лучше, если бы академия увеличила часы по режиссуре и сценарному мастерству с американскими преподавателями. Не лишними были бы практические мастер-классы на площадках известных продакшенов.

 

Зачем идти NYFA хорошо объясняет, что необходимо знать современному продюсеру или сценаристу, чтобы снимать качественное, интересное кино для массового зрителя. Главное — прийти с жаждой познаний и быть максимально открытым для обучения.

 

Стоимость обучения: 125000 р. за курс

Ошибка в тексте
Отправить