перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Куда пойти учиться

Как устроена онлайн-школа городских предпринимателей Vector

Перемены

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» запустил онлайн-школу городских предпринимателей Vector. «Афиша–Город» пообщалась с создателями школы и узнала, на кого она рассчитана.

Что такое Vector?

Идея создать онлайн-образование при «Стрелке» пришла генеральному директору института Варваре Мельниковой еще полтора года назад. Реализацией занялась Ольга Полищук — диджитал-директор института. Ольга позвала себе в напарники Дмитрия Абрамова из «Теорий и практик» и они вместе начали работать над будущим «Вектором».

По задумке создателей, Vector — это онлайн-школа для людей, которые хотят менять городскую среду вокруг себя. Причем не для урбанистов или архитекторов, а для так называемых городских предпринимателей — тех, кто готов облагородить парк у дома, создать соседское комьюнити, организовать кружок пения для одиноких пенсионеров, беговой клуб или же открыть кофейню для районных модников. Это могут быть и социальные проекты, и коммерческие, главное — найти правильный запрос и аудиторию, чтобы проект действительно влиял на город. При этом создатели Vector подчеркивают, что ориентируются на жителей российских городов, а не на Москву.

Vector — это платформа с онлайн-курсами. На момент запуска доступен только один — «Городские парадоксы: как исследовать повседневность». Это шесть уроков с офлайн-заданиями, творческую часть для которых разработали три эксперта: фотограф и социолог Чарли Колхас (дочь архитектора Рема Колхаса. — Прим.ред.), режиссер-документалист Марина Разбежкина и архитектор, преподаватель «Стрелки» Куба Снопек. Каждый куратор предлагает на выбор свой инструмент исследования территории, чтобы увидеть в городе «невидимое» и, возможно, найти нишу для собственного проекта — фотография (Колхас), видео (Разбежкина) или мэппинг (Снопек).

По завершении курса студенту предлагают написать лонгрид — своеобразную дипломную работу с результатами своего исследования. Статья публикуется на сайте «Вектора» в соответствующем разделе, доступном любому пользователю, даже без подписки. Выпускникам собираются выдавать сертификаты.

В 2015 году на «Векторе» можно будет пройти три курса: второй, с Дэвидом Эриксоном, выйдет летом, а третий — поздней осенью. Стоимость онлайн-подписки на год составляет 4999 рублей. По словам создателей школы, эта сумма оказалась самой адекватной и приемлемой после многочисленных опросов.


Кто будет учиться в «Векторе»?

Ольга Полищук Ольга Полищук

 «Мы много выезжали в регионы и стали гораздо лучше понимать свою аудиторию. Смотря на людей с горящими глазами, ты понимаешь, что в российских городах очень много активных местных жителей, которые не хотят переезжать в Москву, а хотят заняться изменением окружающей среды вокруг себя. Им нужны навыки, а не пассивные знания. Наш слоган: «Прими, пойми, полюби».

Мы хотим, чтобы проекты в регионах не были слепым копированием московских проектов, а были действительно необходимыми. Например, решил кто-то открыть у себя в городе барбершоп, но никто не ходит в его Chop-Chop. Почему? Потому что дело происходит в Иваново — и мужчин тут нет, особенно бородатых, и открывать надо было женский массажный салон. Я, конечно, сейчас утрирую, но нужно перед реализацией своей идеи исследовать город, его жителей и их потребности. Вот об этом первый курс.

«Вектор» учит именно такому образу мышления. Он призван активировать региональное движение по созданию городских проектов. Люди должны использовать потенциал российских городов по максимуму, а для этого необходимо наблюдать и исследовать, замечать закономерности и парадоксы, делать из этого свои выводы. Для этого не нужно быть ни архитектором, ни урбанистом — «Вектор» в отличие от института «Стрелка» рассчитан на всех.

Мы хотим ввести понятие «городское предпринимательство». Городские предприниматели — это люди, которые осознанно делают проекты, влияющие на городскую среду и горожан. Важно понимать, что это в данном случае не столько про бизнес, сколько про «предпринимать». Такой человек, когда открывает кофейню на районе, понимает, что это способ познакомить соседей и создать местное комьюнити, а не просто общепит. А общепит, в который хочется ходить, приносит больше денег.

Пример идеального городского предпринимателя для меня — это Иван Митин со своим «Циферблатом». Митин заметил  потребность — зачастую молодым людям негде собираться, работать, общаться, — и вот он очень точно реализовал уникальный формат «антикафе», где люди платят не за кофе, а за время. Четкое попадание в студенческую нишу в городе. Формат понятен по всей России, потому что это общая проблема, поэтому «Циферблат» так быстро масштабировался. И более того, есть теперь и за рубежом.

«Вектор» — это образование, формирующее навыки и образ мышления. Мы не учим писать бизнес-план по шаблону и не будем рассказывать, как запустить онлайн-магазин. Для этого сегодня есть масса курсов. Мы стараемся создать почву, для того чтобы человек сформировал идею, а уже потом понял, как ее продвигать и что делать

А вообще «Вектор» как проект — это большая удача. Редко так бывает, что инвестор верит в очень сложную идею и дает тебе делать экспериментальный продукт. В нашем случае инвестор — это Александр Мамут, глава попечительского совета «Стрелки». Плюс я благодарна за карт-бланш от генерального директора института Вари Мельниковой».


Как создавалась школа для городских предпринимателей?

Дмитрий Абрамов Дмитрий Абрамов

«Первые полгода перед созданием «Вектора» мы изучали онлайн-образование: концепции, стоимость, методики. Кажется, за эти месяцы мы узнали об образовании в интернете все. И нам мало что нравилось, где-то проблемы с содержанием, где-то с формой. Почти не было онлайн-курсов, на которых нам самим хотелось поучиться.

Разработав программу первого курса, мы набрали тестовую группу из 20 человек и смотрели, как они справляются с уроками. Ребята комментировали, где сложные задания, где слишком легкие, где непонятные. Они нам дали представление, как доработать курс и сделать его максимально эффективным. На этом этапе даже сайта не было — мы задания высылали в гугл-доках. Когда сайт появился, мы подключили еще 20 человек. Они уже работали с сайтом, подгружали фотографии, делали лонгриды — они сейчас опубликованы на «Векторе».

Некоторые возмущались, почему школа для городских предпринимателей, а мы учим людей исследовать город с помощью фото, видео и мэппинга. Зачем? Это возможность заметить в городе то, что раньше не видел. И это реально работает. Фото и видео в данном случае — это не про красоту и композицию кадра, а про наблюдательность. Мэппинг вообще самый простой и понятный метод, чтобы найти в городе закономерности, нелогичности и новые ниши для проектов, а именно этому посвящен наш первый курс».

7 удачных проектов городских предпринимателей: выбор «Вектора»

«Конкрит Джангл» (Владивосток)
01

«Конкрит Джангл» (Владивосток)

Команда Concrete Jungle (в переводе с англ. — «бетонные джунгли») уже пять лет занимается тем, что облагораживает городскую среду Владивостока. Работая на стыке изобразительного искусства, дизайна и архитектуры, они расписывают фасады зданий и стены, занимаются проектированием малых архитектурных форм и дизайна интерьеров. Одна из самых известных работ Concrete Jungle — проект «Киты», сделанный на въезде во Владивосток. Ребята изобразили на стене силуэты морских животных в натуральную величину, используя технику заполнения рисунка в 3D. Подробнее

Музей «Дом со львом» (село Поповка, Саратовская обл.)
02

Музей «Дом со львом» (село Поповка, Саратовская обл.)

Уникальный деревенский дом с народными росписями, который хозяева хотели разобрать на баню, спасла и превратила в музей искусствовед из Санкт-Петербурга Юлия Терехова. Теперь при музее «Дом со львом» открылся культурный центр, а в село Поповка Саратовской области каждый год приезжают тысячи туристов. Подробнее

Культурный центр «Текстиль» (Ярославль)
03

Культурный центр «Текстиль» (Ярославль)

В 2007 году Сергей Кремнев и Юлия Кривцова пришли к директору текстильной фабрики «Красный перекоп» с предложением открыть двери фабрики для всех горожан и проводить там мастер-классы, выставки и встречи. Ребята пригласили к участию музыкантов, хореографов, преподавателей иностранных языков, фотографов, чтобы на один день превратить работающую фабрику в творческую лабораторию. Из этой идеи и родился культурный центр Textil. Это площадка на территории складского двора Ярославской текстильной мануфактуры, где теперь регулярно проводят уличные фестивали, выставки современного искусства и «большие обеды». А на открытые рабочие встречи команды Textil любой житель города может прийти с идей собственного проекта. Подробнее

Башня Лунева (Томск)
04

Башня Лунева (Томск)

Весной 2012 года Александр Лунев выкупил у мэрии Томска старую водонапорную башню, чтобы сделать ее своим домом. Здание находилось в аварийном состоянии, но Александр взялся его отремонтировать и восстановить исторический облик. Он начал с того, что вынес оттуда несколько тонн мусора, а затем провел электричество и воду, поменял крышу и начал приводить в порядок фасад. Окончание работ запланировано на 2016 год, к этому времени вокруг башни появятся пешеходная зона и небольшой сад. Подробнее

Благотворительный магазин Charity Shop (Москва)
05

Благотворительный магазин Charity Shop (Москва)

Charity Shop на Новокузнецкой открылся в октябре 2014 года. Главное отличие от обычных секондов в том, что все вещи в него попадают бесплатно, а прибыль перечисляется в благотворительные организации. Кроме того, команда берет на работу людей с инвалидностью, а товарные остатки отправляет в нуждающиеся семьи. Вещи, которые совсем никому не пригодились, магазин сдает на переработку. Подробнее.

Форт Штайн (Калининград)
06

Форт Штайн (Калининград)

Семья Станислава Лаурушониса поселилась в Форте №1 Штайн много лет назад и привела бывшую овощебазу в порядок. Теперь семья проводит экскурсии по постройке и собирается превратить свое необычное жилище в музей. Подробнее

Fabric Loft №1 (Тюмень)
07

Fabric Loft №1 (Тюмень)

Первоначально Артем Техненко сначала хотел открыть ночной клуб, потом подсчитал расходы и решил открыть лофт на базе мебельной фабрики — Fabric Loft. Сейчас здесь проходят кинопоказы, лекции, играют в пинг-понг, а совсем скоро еще заработает танцевальный клуб. Подробнее

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.

Подпишитесь на Daily
Каждую неделю мы высылаем «Пророка по выходным»:
главные кинопремьеры, выставки и концерты. Коротко, весело и по делу.