перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Куда пойти учиться Строгановка

«Афиша» составляет подробную анкету отдельно взятого московского учебного заведения и выясняет, кто там преподает, где тусуются студенты и во сколько им все это обходится. В очередном выпуске — Строгановка, один из двух самых известных художественных вузов города, в котором учат прикладному искусству в диапазоне от дизайна автомобилей до реставрации мебели.

архив

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова, основана в 1825 году

 

Преподаватель об академии

 

Николай Орловский
кандидат искусствоведения, преподаватель факультета монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства

«Строгановка была основана 1825 году как училище технического рисования для производств — в стране не было специалистов для мануфактур. Основа для современного дизайна — ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН — тоже ведь были организованы на базе Строгановки, после революции. Основное отличие нашей академии в том, что мы всегда имели отношение к производству, мы выполняем проект, который в конце концов превращался в изделие. Связь эта не может нарушаться. Наше отличие от Суриковского в том, что у них нет этой прикладной составляющей. У нас в учебно-производственных помещениях, в мастерских студенты делают свои проекты в материале. То есть сохранилась важная составляющая понимания материала как конечной цели работы.

Здание у нас особенное, построено в конце 1950-х. Для студентов это альма-матер. Стены учат, атмосфера здесь своя присутствует. Многие любят наше здание именно за то, что здесь всегда можно найти уединенный уголок и для работы и для отдыха.

Я хоть и из семьи художников, но поступив сюда, долго не мог вжиться и первые годы относился ко всему весьма формально. А потом мое мировоззрение настолько поменялось, что выгнать меня даже после 9 вечера было сложно. Люди поселяются здесь, и те, кто более восприимчив, духовно остаются в Строгановке навсегда. Кто преподавать остается, кто работать, кто-то приходит регулярно пообщаться, на защиты ходят. Некоторые кафедры просто притягивают как студентов, так и выпускников. Они все как большая семья. Традиции преподавательские сохраняются, кто у кого учился очень сильно чувствуется. Во многом, именно через личное общение происходит передача знаний».

 

Курсы с самым высоким проходным баллом в 2012 году

 

Коммуникативный дизайн

В Строгановке всего три факультета, и дизайн популярнее реставрации и декоративного искусства. А коммуникативный дизайн, проще говоря, графический, в свою очередь самая востребованная кафедра на факультете дизайна. Помимо творческих испытаний и ЕГЭ по русскому и литературе сдается тест по мировой художественной культуре. Но рисунок, живопись и композиция — конечно, главное. В общей сложности творческие экзамены длятся 6 дней. Допускают к ним тоже не всех — сначала абитуриенты приносят заранее сделанные работы по этим дисциплинам на предварительный просмотр.

Средовой дизайн

Совсем молодая кафедра, которую организовал нынешний ректор Курасов в 2002 году. Здесь учат проектировать гармоничное пространство, как внешнее, так и внутреннее. Эта специальность — синтез искусства, архитектуры, ландшафта, экологии и так далее. На VI курсе студенты работают над дипломом: проектируют выставочные центры, жилые комплексы, систему автостанций. Сдавать нужно то же самое, что и на коммуникативный дизайн.

 

Стоимость обучения за год

 

Цена за обучение на всех факультетах одна и та же. Бюджетных и контрактных мест примерно поровну. Стоимость с каждым годом уменьшается, и с 200000 р. на первом курсе падает до 90000 на шестом.

 

Знаменитые преподаватели

 

Владимир Музыченко
дизайнер, автор фирменного стиля Третьяковки

Заведует кафедрой коммуникативного дизайна

Александр Бурганов
скульптор, автор фонтана «Принцесса Турандот» и памятника Пушкину и Гончаровой на Старом Арбате 

Заведует кафедрой академической скульптуры

Александр Кошкин
художник-иллюстратор

Преподает предмет «Искусство книги»

Константин Худяков
современный художник, представлял Россию на Венецианской биеннале 2011

Читает курс по новейшем тенденциям в искусстве

Кирилл Гаврилин
историк искусств, критик

Заведует кафедрой истории искусства

 

Известные выпускники

 

Владимир
Маяковский

подготовительный курс, студии художников Жуковского и Келина

Александр
Шевченко

специальность «Металлообработка»

Игорь Гурович

специальность «Дизайн автомобилей»

Александр Петлюра

специальность «Проектирование интерьеров»

Маша Цигаль

специальность «Художественное оформление стекла»

Катя Добрякова

специальность «Графический дизайн»

3 важные новости последних лет 

 

В 2010 году у здания Министерства образования прошел согласованный пикет студентов Строгановки, неожиданно выселенных из общежития из-за аварийности здания. Сейчас студенты живут в общежитиях дружественных институтов, а здание в 1-м Балтийском переулке вроде бы ремонтируется.

 

В 2010 году сменился ректор академии, место Александра Стасюка занял Сергей Курасов. Молодой ректор, специалист по этническому дизайну и член географического общества, активно занялся строительством. В здании Строгановки теперь перманентно ведется ремонт, в подвале появилась галерея современного искусства «Тоннель», облагородили внутренний дворик.

 


На XIII Венецианской архитектурной биеннале в прошлом году была представлена выставка «Профессор Родченко. Фотографии из ВХУТЕМАСа», подготовленная Строгановской академией совместно с венецианским университетом Ка' Фоскари.

 

Библиотека

Библиотека Строгановки была основана вместе с академией, граф Строганов хотел, чтобы в ней было «хранилище искусств и ремесел» и выписывал для него образцы искусства из-за границы. Сегодня в ней большое собрание художественных альбомов, электронные каталоги, компьютеры с выходом в интернет, отдел редкой книги и собрание диссертаций.

Главное место тусовки

В теплое время года все толкутся во внутреннем дворике, в котором можно курить. С недавних пор здесь есть скамеечки и сцена — для институтских праздников. Много времени студенты проводят в столовой — раскладывают свои работы на столах, обсуждают и дорабатывают. Ее сотрудники на студентов жалуются — скатерти из клеенки всегда изрезаны.

Столовая

Студенты говорят, что со столовой практически каждый год происходят какие-то перемены: кафетерий переносят на место кухни, потом объединяют его со столовой, затем неожиданно их разъединяя. Каждый переезд воспринимается с опасением: студенты столовую жалуют за уют и хорошую недорогую еду. Главный хит — пироги десяти видов по 25 рублей, которые пекут здесь же.

 

 

Студенты об академии

 

Григорий Чемерис
факультет дизайна, кафедра «Дизайн средств транспорта», 6-й курс

«Поступать на кафедру транспортного дизайна было не очень тяжело — конкурс небольшой, поскольку в России спрос на автомобильных дизайнеров невелик, даже притом что сейчас у нас потихоньку начинают открываться разные каналы. При Строгановке работают курсы по рисунку, живописи и композиции, что обязательно для поступающих. Иначе, если вы не гений, велик шанс пролететь. Про кафедру автомобильного дизайна в целом могу сказать, что основное обучение ложится на вас самих. Для того чтобы чему-то научиться, придется прикладывать много сил и старательно ловить крупицы информации.

Если говорить глобально, то большой минус, который я вижу, — это отсутствие практикующих преподавателей. В принципе, для нашей страны это объяснимо. Для тех людей, которые жаждут заниматься автомобильным дизайном, есть еще один вуз — это МАМИ. Где есть как раз и высшая математика, и физика — полный провал для человека с гуманитарным складом ума. В целом Строгановка сильна академическими предметами. Если ты сюда попал, при твоем желании и усердии к концу своего обучения ты будешь уметь рисовать, хорошо ориентироваться в истории искусств и иметь возможность устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Лично я не жалею, что сюда попал».

Маргарита Павловская
факультет монументального и декоративно-прикладного искусства, кафедра «Теории и истории искусств», 3-й курс

«Строгановка — это вуз, выросший из ремесленных мастерских. Этот факт не стоит забывать. Поэтому она выпускает искусствоведов, специализирующихся прежде всего на декоративно-прикладном искусстве. По этому направлению нам дают действительно хорошую базу. Довольно ценным для нас, теоретиков, является непосредственная близость к мастерским. Именно этот момент очень любят подчеркивать на нашей кафедре на днях открытых дверей.

Многие наши преподаватели заканчивали Строгановку по художественному профилю, а потом уже шли на второе высшее и становились еще и теоретиками. Они действительно знают, о чем говорят, когда рассказывают об истории или технологиях производства в той или иной области искусства. Также здесь есть еще такой предмет, как художественные мастерские. Мы в течении семестра посещали поочередно все мастерские академии, где нам на практике объясняли, что и как. Но сказать, что выпускники нашей академии занимаются исключительно декоративно-прикладным искусством, тоже было бы неверно. Вот, например, наша выпускница курировала выставку Фердинандова и Реверона для Третьяковки, выставка сейчас уже до Минска доехала».

Рассказова Мария
факультет искусства реставрации, кафедра «Реставрация монументально-декоративной живописи», 5-й курс.

«Строгана выходит за рамки обычного института. Мы проводим в ней огромное количество времени. А во время сессии тут живем и ночуем. У нас учится относительно мало студентов, почти все друг друга знают в лицо. Когда видишь человека из Строгановки на улице, но вы лично не знакомы, то про себя ты все равно здороваешься с ним.

Так получилось, что я учусь с 2006 года (абитуриентом стала в 2004 году), а закончу я в 2014-м. Многое поменялось за это время: с каждым годом наблюдаю за все хуже и хуже рисующими перваками, ликвидировано огромное количество курилок (сейчас их в здании совсем не осталось, но иногда встречаются окурки на лестнице), на первом этаже вместо печатной открылась академия дизайна для малышей, в которой стоимость обучения за месяц доходит до 8000 рублей, по всему зданию кочует от одного угла к другому ремонт (но это только в последнее время). На моей кафедре прошел капитальный ремонт в двух аудиториях. В одну поставили огромный мраморный стол, который нужен для реставрации картин, а другую хотели полностью оборудовать для рентгена, но по каким-то причинам передумали. И слава богу! Деньги выделяются огромные, но они пока не идут на такие мелочи, как свет, розетки, а мы глаза ломаем. Еще было бы здорово, если нам материалы оплачивали и натурщиков.

По понедельникам, когда все музеи закрыты для посетителей, моя группа ходит в Третьяковскую галерею вместе с ребятами из других вузов, чтобы заниматься копированием картин. Народу всегда было достаточно много. Но сейчас оплата за копирование поднялась и многие учебные заведения не потянули ее. Но нас это никак не коснулось, спасибо Строгане за это!»

 

Ошибка в тексте
Отправить