10 хороших песен U2, которые вы могли не слышать
К официальному выходу «Songs of Innocence» (всюду, а не только в iTunes) авторская рубрика Сергея Степанова о песнях великих артистов, не всегда пользующихся заслуженной популярностью, посвящает очередной выпуск нередко противоречивой, но неизменно востребованной рок-группе из Дублина.
«11 O'Clock Tick Tock»
С одноименного сингла, 1980
Второй сингл известной на тот момент разве что в Дублине начинающей группы остался в истории как первая и единственная песня U2, доводившаяся до ума продюсером «Unknown Pleasures» и «Closer» Мартином Хэннеттом. Влияние Joy Division слышно на большинстве ранних записей U2, но «11 O'Clock Tick Tock» им удалась в особенности. О месте этого неальбомного сингла в каноне группы красноречиво говорит, например, то, что он до сих пор входит в Топ-20 песен, которые U2 чаще всего играли живьем.
«Trash, Trampoline and the Party Girl»
С сингла «A Celebration», 1982
Еще один концертный фаворит — единственный би-сайд U2, который они успели сыграть больше сотни раз, — является одной из самых диковинных песен в резюме группы. Сочиненная и записанная за полчаса (острый цейтнот был вызван необходимостью сопроводить би-сайдом релиз «A Celebration»), эта вроде бы пустяковая вещица о встрече девушки по прозвищу Тусовщица и юноши по имени Мусорный Бак пережила в итоге и сингл, и десятки куда более важных для U2 песен.
«Deep in the Heart»
С сингла «I Still Haven't Found What I'm Looking For», 1987
Один из красивейших ауттейков очень плодотворной в этом смысле эпохи альбома «The Joshua Tree» — сочиненная Боно на пианино и доработанная гитаристом Эджем и басистом Адамом Клейтоном песня на трех аккордах, превратившаяся коллективными стараниями в джаз-роковую импровизацию. Тема «Deep in the Heart» — воспоминания Боно о его последних часах в родном доме на дублинской улице Cedarwood Road (так же называется, возможно, лучшая песня на «Songs of Innocence»).
«Dancing Barefoot»
С сингла «When Love Comes to Town», 1989
Эта простая, доходчивая и в целом образцовая кавер-версия песни Патти Смит конца 1970-х не в первый и не в последний раз дала миру знать о любви U2 к крестной матери панк-рока. Поначалу похоронив «Dancing Barefoot» на сингле к одному из своих самых неудачных альбомов «Rattle and Hum», группа воскресила ее на сборнике би-сайдов, а классику Смит еще раз помянула при переиздании «The Joshua Tree», дав одной из перезаписанных специально для него песен подзаголовок «Birdland».
«Lady with the Spinning Head (UV1)»
С сингла «One», 1992
Несмотря на то, что «Lady with the Spinning Head» была би-сайдом к самой узнаваемой балладе U2, песня оказалась одной из ярчайших иллюстраций тех самых звуков, с которым ирландцы, по выражению их лидера, «рубили в щепки дерево Джошуа». Элементы этого эйфоричного танцевального номера разошлись в процессе работы над «Achtung Baby» на фрагменты будущих хитов вроде «The Fly» и «Ultraviolet (Light My Way)», но и песня-донор кажется много лет спустя вполне самостоятельной удачей.
«Your Blue Room»
С альбома Passengers «Original Soundtracks 1», 1995
Одна из двух песен, с минимальными потерями выбравшихся из бардака, каким оказался экспериментальный сайд-проект U2 и их любимого продюсера Брайана Ино. Вторая, записанная при участии Лучано Паваротти «Miss Sarajevo», зажила отдельной жизнью, но и вдохновленную Лу Ридом «Your Blue Room» (которую тоже собирались выпустить синглом, но передумали из-за плохих продаж пластинки) любят и помнят не только те, кто смотрел мелодраму «За облаками», для которой песня была написана.
«The Ground Beneath Her Feet»
С саундтрека «Отеля «Миллион долларов», 2000
Снявший «За облаками» в тандеме с итальянцем Антониони немец Вим Вендерс тесно сотрудничал с U2 на протяжении всех 1990-х, апогеем чего стал «Отель «Миллион долларов» — провалившийся в прокате фильм по сценарию Боно, с Мелом Гибсоном и Миллой Йовович в главных ролях и обилием песен U2 в саундтреке. Лучшая из них — эта пронзительная баллада, текст которой Боно вычитал в одноименном романе Салмана Рушди, но дорогого стоит и весь саундтрек (ради которого Брайан Ино собрал целый джазовый ансамбль), да и сам фильм совсем не так плох, как о нем принято думать.
«Electrical Storm» (William Orbit Mix)
С компиляции «The Best of 1990-2000», 2002
Еще одна страшно недооцененная лироэпическая вещь, получившаяся из кратковременного сотрудничества U2 и модного в то время продюсера Уильяма Орбита. Однако коммерческим перспективам «Electrical Storm» не помогло ни это, ни красивое черно-белое видео Антона Корбейна с барабанщиком Ларри Малленом и актрисой Самантой Мортон в ролях, гм, дельфина и русалки — в чарте Billboard песня заняла 77-е место. U2 отчасти реабилитировали «Electrical Storm» семь лет спустя, устроив ей концертную премьеру во время своего турне 360°, самого успешного в истории гастрольного бизнеса.
«Are You Gonna Wait Forever?»
С сингла «Vertigo», 2004
Ни для кого не секрет, что у U2 есть неприятная манера делать вид, что не ставших суперхитами альбомов и песен у них не было вовсе — эта судьба постигла, в частности, последний безоговорочно великий альбом U2 «Pop». Симптоматично, что объявленная их возвращением в форму пластинка «All That You Can’t Leave Behind» (кем объявленная? оргкомитетом «Грэмми», кем же еще) обошлась в итоге без «Are You Gonna Wait Forever?» — дежурный бенефис слегка отклонившегося от собственной нормы Эджа пригодился в качестве би-сайда несколько лет спустя.
«Winter»
С делюкс-издания альбома «No Line on the Horizon», 2009
Еще меньшей тайной является привычка группы эпизодически выдвигать себя на «Оскар». Но если удостоившиеся соответствующих номинаций песни из «Банд Нью-Йорка» и байопика Нельсона Манделы в дополнительной рекламе, несмотря на итоговые поражения не нуждаются, то «Winter» в «Братьях» ирландца Шеридана расслышало, кажется, только жюри «Золотого глобуса». На бокс-сет «No Line on the Horizon» разорились и вовсе единицы — между тем, одну из лучших песен поздних U2 в ее рок-н-ролльной аранжировке можно найти только здесь.