перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

10 хороших песен Pixies, которые вы могли не слышать

Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать о песнях великих групп, которые в силу ряда технических причин не пользуются заслуженной популярностью (например, потому что не выходили на номерных альбомах). В очередном выпуске — великие рок-пересмешники и провозвестники гранжа Pixies.

«Boom Chickaboom» (исполняется живьем с 1986 года)

В одной из первых и лучших песен Pixies прекрасно все: от идеально подходящего группе заголовка до вызывающе примитивного, предположительно позаимствованного из студенческого фольклора текста – не говоря уже о роскошном гитарном риффе. Без малого два десятилетия спустя Блэк Фрэнсис выпустит акустическое демо «Boom Chickaboom» на своем неформально приуроченном к реюниону группы сольнике, но ничто не сравнится с этим видео — сквернейшего качества, зато с юным, худым и волосатым Блэком.

«Rock a My Soul» (с EP «Sounds Wave 3», 1988)

«Rock a My Soul» была одной из 17 песен, записанных группой для ее дебютного демо, поклонникам Pixies известного под названием «The Purple Tape». Но если весь остальной его материал впоследствии разошелся по трек-листам классических «Come on Pilgrim», «Surfer Rosa» и «Doolittle», то ведомой барабанным грохотом Дэвида Ловеринга «Rock a My Soul» была уготована судьба ауттейка. В итоге за четверть века песня издавалась трижды — в двух различных демо-версиях.

«Weird at My School» (с сингла «Monkey Gone to Heaven», 1989)

Еще одна выдающаяся песня, по мнению самого Блэка, наглядно иллюстрирующая «определенную взвинченность», так свойственную ранним Pixies. Если в сингле «Monkey Gone to Heaven» Фрэнсис отважно брался за экологическую тематику и библейскую нумерологию, то с этим его би-сайдом все в целом проще — «Weird at My School» посвящена тому, что, на его взгляд, составляет школьные будни. Вроде фантазий о сексе с монахинями или полета в Колумбию за наркотиками с целью их дальнейшей перепродажи.

«Dancing the Manta Ray» (с сингла «Monkey Gone to Heaven», 1989)

Все три би-сайда «Monkeys Gone to Heaven» — уже упомянутый, «Manta Ray» и вот этот — не затерялись бы и на многих из номерных альбомов Pixies. Но «Dancing the Manta Ray» с ее мягким уклоном в серф-рок и заторможенным вокалом Фрэнсиса (посмотрев накануне записи «Более странно, чем в раю» Джармуша, Блэк решил прикинуться Скримин Джей Хокинсом) впечатляет больше всего. Имеются подозрения, что одним из источников вдохновения этой песни был сюрреалист Ман Рэй, а без нее, в свою очередь, никак не обошлось в названии хорошей испанской группы Manta Ray.

«Into the White» (с сингла «Here Comes Your Man», 1989) 

Пожалуй, мощнейший из би-сайдов Pixies — звездный час Ким Дил: мало того что эта песня (о героине? о смерти? о космосе?) держится на ее могучей басовой партии, так она здесь еще и солирует. Похожая на лучшие записи Sonic Youth и будущей группы Дил The Breeders, «Into the White» заслуженно и безотлагательно выбилась в концертные фавориты — живьем группа играла ее чаще, чем любой другой свой би-сайд (за исключением кавер-версии «In Heaven» из линчевской «Головы-ластика»).

«Build High» (с сингла «Planet of Sound», 1991)

Один из самых необязательных и неотразимых ауттейков группы — укладывающаяся в сотню секунд совершеннейшая частушка, исполнявшаяся Pixies на их первых концертах, но изданная лишь пять лет спустя, на правах би-сайда к их последнему (до 2014 года) альбому «Trompe le Monde». Как и во многих других песнях Pixies (особенно ранних и поздних), на передний план тут выходят гитарист Джоуи Сантьяго и его соло с южной стороны американо-мексиканской границы.

«Evil Hearted You» (с сингла «Planet of Sound», 1991)

«Испанская» тема получила еще более занимательное продолжение на втором би-сайде «Planet of Sound», одной из многих (см. также «Wild Honey Pie» The Beatles, «Winterlong» Нила Янга и «Hang on to Your Ego» The Beach Boys) из записанных группой изощренных кавер-версий. Автор песни Грэм Гоулдман (написавший ее для The Yardbirds) не разрешал Фрэнсису издавать испаноязычную версию «Evil Hearted You», пока тот не сделал ее точный перевод.  

«Bam Thwok» (с одноименного онлайн-сингла, 2004)

Всем известно, что расставались Pixies далеко не друзьями, поэтому неудивительно, что возвестившая о реюнионе группы ее первая за 11 лет песня — легкомысленная, но недурная — была спета не Фрэнсисом, а Дил (в своенравную басистку Блэк однажды швырнул гитарой, а по-человечески общаться они перестали еще в конце 1980-х). Еще симптоматичнее то, что главной темой «Bam Thwok» является, по словам Ким, «доброжелательность» и что предназначена песня была для саундтрека ко второму «Шреку» (куда ее, впрочем, не взяли).

«All Around the World» (исполнялась живьем в 2005 году)

Своим связанным с фолк-музыкой пристрастиям Фрэнсис посвятил часть собственной сольной карьеры, но некоторым из них нашлось место и в новейшей истории Pixies. Эта изданная на акустическом DVD группы видоизмененная (вместо петли, например, тут игла) версия фолк-стандарта «Hang Me, Oh Hang Me» не сравнится с прочтениями Дейва Ван Ронка или звезды «Внутри Льюина Дэвиса» Оскара Айзека, но и она по-своему обаятельна.

«Women of War» (с одноименного сингла, 2014)

И наконец, пора уже кому-нибудь вступиться за новый альбом Pixies — не по старой памяти, не под впечатлением от их грандиозных (как с Ким, так и без) концертов и не из снисходительной симпатии к одной или двум песням. Составленный, спору нет, жульнически (из четырех ранее издававшихся EP), «Indie Cindy» при этом — один из самых ярких, бодрых и самобытных рок-альбомов года. Тем же, кому не хватило новинок, еще раз рекомендуем выпущенный в День музыкального магазина сингл «Women of War», канонам Pixies соответствующий даже больше, чем иные из альбомных треков.

Ошибка в тексте
Отправить