10 хороших песен Nirvana, которые вы могли не слышать
В эту субботу, 5 апреля, исполнится 20 лет со дня самоубийства Курта Кобейна. В этой связи Сергей Степанов в своей авторской рубрике о неочевидных, но заслуживающих внимания сочинениях великих групп вспоминает 10 песен Nirvana, группы Кобейна, которая в 90-х капитально изменила рок-музыку.
«Clean Up Before She Comes» (из бокс-сета «With the Lights Out», 2004)
Записанная на четырехдорожечный магнитофон не то в 1987-м, не то в 1988 году, эта акустическая страшилка — одна из тишайших песен в истории Nirvana (легенда гласит, что «Clean Up Before She Comes» утяжелили и перезаписали незадолго до смерти Кобейна, но подтвердить ее нечем). Монотонная гитарная партия и сырой вокал Курта, гармонизирующего с самим собой, не имеют практически ничего общего с будущими записями Nirvana, зато напоминают о ранних записях Пи Джей Харви и одной из любимых групп Кобейна Young Marble Giants.
«Opinion» (из бокс-сета «With the Lights Out», 2004)
Еще один акустический номер, исполненный Кобейном соло в эфире комьюнити-колледж-радио Олимпии (столицы штата Вашингтон, откуда родом Nirvana) в сентябре 1990 года. Некоторые из песен, сыгранных тогда Куртом, составили костяк выпущенного через год «Nevermind», а вот «Opinion», с которой эфир начинался, так и осталась 90-секундным наброском — с более-менее традиционной для тогдашней Nirvana структурой, неуверенным наездом на массмедиа и каким-то совершенно егор-летовским вокалом.
«Dive» (с сингла «Sliver», 1990)
Этот злой, грохочущий и в общем и целом грандиозный би-сайд — свидетельство переходного периода Nirvana: барабанит тут все еще один из их первых ударников Чад Ченнинг (на которого у Кобейна, по воспоминаниям очевидцев, была аллергия), а издал песню лейбл Sub Pop, но продюсировал ее уже Бутч Виг, соучастник успеха «Nevermind». Годом позже, когда Nirvana ушла под крыло мейджор-лейбла, именно «Dive» открывала треклист выпущенного Sub Pop (под издевательской обложкой и программным названием) сборника «The Grunge Years».
«Aneurysm» (с сингла «Smells Like Teen Spirit», 1991)
Обратная сторона главного хита Nirvana зажила самостоятельной жизнью вскоре после выхода пластинки — без дюжих риффов «Aneurysm» не обошелся ни один из канонических концертников группы, а один из них, «From the Muddy Banks of the Wishkah», даже сопровождался выходом соответствующего сингла. Текст песни принято считать двусмысленным: с одной стороны, известно, что она посвящена бывшей подруге Кобейна и его к ней любви до рвоты, с другой — щедрое использование наркотического сленга не позволяет забыть, что во время сочинения «Aneurysm» Курт крепко подсел на героин.
«Big Long Now» (со сборника «Incesticide», 1992)
«Мы звучим как The Knack и Bay City Rollers, которых растлевают Black Flag и Black Sabbath», — сформулировал однажды творческий метод своей группы Кобейн, и «Big Long Now» это его затертое до дыр высказывание иллюстрирует как нельзя лучше. По крайней мере, в отношении Black Flag и Black Sabbath, которым эта песня обязана настолько многим, что включать ее в свой дебютный альбом «Bleach» Nirvana постеснялась — и живьем, судя по всему, не играла (имеется только включенная в DVD из «With the Lights Out» репетиционная запись).
«D-7» (с EP «Hormoaning», 1992)
Затевая эту рубрику, мы условились не засорять ее кавер-версиями, но случай группы Nirvana напрашивается на то, чтобы сделать исключение, — до того увлекался Кобейн чужими песнями, и до того малоизвестными были и остаются их авторы. Участники особенно любимой Куртом шотландской группы The Vaselines вспоминают, как он делился с ними идеей выпустить альбом Nirvana в жанре «чужие песни и несколько своих». В итоге все ограничилось гастрольной EP «Hormoaning», где выделяется это прочтение песни орегонских панков The Wipers, у которых Nirvana, по признанию Кобейна, «научилась всему».
«Oh, the Guilt» (со сплит-сингла «Puss/Oh, the Guilt», 1993)
Свойственным панк-цеху привычкам — вроде выпуска сплит-синглов — Nirvana оставалась верна даже в статусе суперзвезды поколения MTV, хотя — справедливости ради — возможность сотрудничества с техасскими нойз-рокерами The Jesus Lizard Кобейн обсуждал при первой же их встрече в 1990 году. В итоге пришлось подождать еще пару лет, но результаты не расстроили никого: записанная заматеревшей Nirvana половина сплит-сингла стала нечаянным и приятным напоминанием о «Bleach».
«Sappy» (со сборника «No Alternative», 1993)
Возможно, лучший из ауттейков Nirvana — одна из двух их песен, известных под объяснимо привлекательным для Кобейна названием «Verse Chorus Verse». Осенью 1993-го «Sappy» (так ее во избежание недоразумений окрестили на «With the Lights Out») опознали как притворившуюся спрятанным треком новинку Nirvana на сборнике фонда борьбы со СПИДом — на самом же деле Кобейн пробовал записать эту песню с конца 1980-х, но всякий раз оставался недоволен результатом.
«Marigold» (с сингла «Heart-Shaped Box», 1993)
Единственную из официально обнародованных песен Nirvana, записанную без участия ее лидера, удобно считать началом сочинительской карьеры Дейва Грола. Долго не решавшийся показывать свои песни Кобейну барабанщик золотого состава Nirvana осмелел в процессе записи «In Utero», и хотя на альбом эта его баллада не попала — а записывал ее Дейв вдвоем с басистом Кристом Новоселичем, — в дискографию Nirvana «Marigold» угодить успела. А через 13 лет украсила и послужной список возглавляемых Гролом Foo Fighters — до которых эта рубрика тоже когда-нибудь доберется.
«You Know You're Right» (с компиляции «Nirvana», 2002)
Последняя песня Nirvana, записанная группой незадолго до смерти Кобейна, стала предметом затяжной и, мягко говоря, некрасивой тяжбы между его вдовой Кортни Лав и оставшимися в живых участниками трио, но дождалась, наконец, своего часа в конце 2002 года. О невнятных бутлегах и авторской трактовке Hole (где ключевое слово «боль» Кортни заменила междометием «эй») можно было с облегчением забыть: «You Know You’re Right» не затерялась бы на «In Utero», не показалась лишней на сборнике greatest hits и, куда без этого, еще раз напомнила, кого мы потеряли 5 апреля 1994 года.