10 хороших песен Massive Attack, которые вы могли не слышать
Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать об избранных песнях великих групп, которые в силу ряда технических причин не пользуются заслуженной популярностью (например, потому что не выходили на номерных альбомах). В очередном выпуске — основоположники трип-хопа Massive Attack.
«Home of the Whale» (с EP «Massive Attack», 1992)
Придумав трип-хоп за годы до того, как этот термин вошел в обиход, на дебютном альбоме «Blue Lines» бристольское трио Massive Attack лепило свои великие песни из семплов чужих. Кажется, единственное исключение — сингл «Hymn of the Big Wheel», обогативший дискографию группы этим би-сайдом, туманной переработкой старой фолк-баллады о жене, ждущей из моря мужа-китолова. Поет тут английская виолончелистка Кэролайн Лавелль, впоследствии сотрудничавшая с Radiohead и Muse; по легенде, именно этот трек настолько заинтересовал Уилльяма Орбита, что он взялся продюсировать дебютный сольник Лавелль, который, в свою очередь, привлек внимание Мадонны к самому Орбиту.
«The Hunter Gets Captured by the Game» (из саундтрека к фильму «Бэтмен III: Навсегда», 1995)
Саундтрек к «Бэтмену III: Навсегда» оказался не менее успешным, чем сам фильм, что немудрено: Майкл Хатченс перепевал на нем «The Passenger» Игги Попа, The Offspring — «Smash It Up» The Damned, U2 продолжали рубить «дерево Джошуа», а Сил пел песню «Kiss from a Rose», за которую потом получил три «Грэмми». Неудивительно и то, что вклад Massive Attack и солистки Everything But the Girl Трейси Торн на таком фоне несколько потерялся. А зря: гипнотическая версия песни, написанной в 1960-х Смоки Робинсоном, стала превосходным послесловием к альбому «Protection», на котором Торн приняла эстафету у голосившей на «Blue Lines» Шэры Нельсон — и тоже не подвела.
«Reflection» (с сингла «Inertia Creeps», 1998)
Первая песня Massive Attack, записанная ее лидером 3D безо всякого участия Машрума (который вскоре покинет группу) и Дэдди Джи, зато в соавторстве с Нилом Дэвиджем (сопродюсером всех будущих записей MA), «Reflection» — не только би-сайд, но и ближайший родственник «Inertia Creeps». Сам 3D, написавший этот вдохновленный постпанком номер в перерыве между двумя половинами мирового турне в поддержку «Mezzanine», как-то сравнил его с Public Image Ltd — тут же, впрочем, уточнив, что подобных сравнений ему стоит избегать.
«I Against I» (из саундтрека к фильму «Блэйд-2», 2002)
Совместный трек Massive Attack и рэпера Мос Дефа был обнародован одновременно на сайте группы и на саундтреке ко второму «Блэйду», состоявшем сплошь из коллабораций электронщиков и звезд хип-хопа. Живьем «I Against I» Massive Attack и Мос Деф исполняли однажды, случайно оказавшись в одном городе, да и в студии не пересекались, работая по отдельности (через пять лет Massive Attack вернутся к этому методу, чтобы записать еще один хороший, редкий и предназначенный для кино трек «Calling Mumia» со Снуп Доггом).
«Aftersun» (из фильма «Дэнни — цепной пес», 2005, не издавалась)
Первый полноценный саундтрек авторства группы к написанной Люком Бессоном остросюжетной драме с Джетом Ли в титульной роли разделил поклонников Massive Attack на два лагеря — некоторым показалось, что эта их работа вышла глубоко необязательной. Думается, многие из таких поклонников передумали бы, окажись на саундтреке песня, звучащая на титрах фильма: не отполированная до свойственного MA блеска, но все равно довольно могучая, спетая ездившей тогда с группой в турне Дот Эллисон.
«Live with Me» (со сборника «Collected», 2006)
Один из прощальных выходов выдающегося соул-певца Терри Калье стал еще и одной из первых песен, записанных в новой бристольской студии Massive Attack. «Live with Me» предназначалась для очередного кино, но в итоге украсила компиляцию главных хитов группы, между делом ответив на участившиеся после выхода «100th Window» ностальгические вздохи. «Эта песня умышленно звучит как соул и должна заткнуть всех, кому кажется, что мы не в состоянии повторить звучание нашего первого альбома», — прямым текстом заявил 3D, замеченный и на последней пластинке умершего в 2012 году Калье.
«Silent Spring» (со сборника «Collected», 2006)
Если «Live with Me» вошла в «Collected» на правах желательного в подобных случаях бонус-трека, сингла-виньетки на радость всем, то вторая половина сборника — CD с редкими песнями — была уже серьезным дополнением к творческому резюме группы. Massive Attack не стали халтурить и собирать на одном диске уже известные раритеты, а обнародовали целый ряд совершенно новых — и решительно выдающихся — вещей, которые сами называли «набросками» (как «Joy Luck Club») или «неоконченными и неначатыми» (как эту красивейшую балладу, где великая Лиз Фрейзер изобретает собственный язык).
«United Snakes» (с EP «False Flags/United Snakes», 2006)
Пожалуй, ничто не иллюстрирует знаменитый перфекционизм Massive Attack так ярко, как «United Snakes». Одной из самых энергичных и эффектных (и длинных — без малого десять минут) их песен не нашлось места даже на «Collected». К счастью, несколько лет спустя «United Snakes» воскресла и заиграла новыми красками: ее дюжий бас и напористые барабаны служили идеальным стартом для большинства шоу последнего мирового турне Massive Attack — одного из самых убедительных и удивительных концертных составов планеты.
«Dobro» (исполнялась живьем в 2008 году)
Еще одна песня, которая должна быть знакома тем, кто ходил, например, на петербургский концерт Massive Attack шестилетней давности, называется «Dobro» — и, в отличие от нескольких других дебютировавших тогда же концертных номеров, по сей день остается неизданной. Живьем «Dobro» звучала под самый занавес шоу, на месте, которое годами занимала грандиозная «Group Four» с «Mezzanine», и понятно почему: если первая ее половина — это в основном зловещее бормотание 3D и восточные перкуссии, то вторая — гитарный шум и барабанная ярость в лучших традициях именно что «Group Four».
«3D & Vermona (11/11/11) Demo» (с одноименного онлайн-сингла, 2011)
Последняя на сегодня запись Massive Attack была обнародована, как можно догадаться из ее названия, 11 ноября 2011 года, и о ней нельзя сказать ничего дельного — кроме того, что немецкая фирма Vermona производит аналоговые синтезаторы и что всем бы такие демо. Выложив трек на свой сайт, Massive Attack занялись более интересными им вещами — в прошлом году автор этих строк был на нью-йоркском концерте группы, исполнявшей исключительно чужие песни (Бакарака и Ледбелли, Suicide и The Jesus and Mary Chain, Летова и Янки), — но этим летом возвращаются с европейским туром. И, хочется верить, новыми песнями.