10 хороших песен Кейт Буш, которые вы могли не слышать
Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях великих артистов. Героиня очередного выпуска — богиня арт-рока, недавно напомнившая о себе первым за 35 лет, абсолютно грандиозным шоу «Before the Dawn» и заставившая переслушать все, что было до него.
«The Empty Bullring» (с сингла «Breathing», 1980)
Песню «Breathing» — о плоде, еще сидящем в материнской утробе, но уже осведомленном о ядерной угрозе, — сама певица считала своей лучшей на тот момент, а «The Empty Bullring» стала по такому случаю первым в ее карьере би-сайдом. Обходясь голосом и пианино, Кейт воображает себя героиней Вальтера Скотта и заигрывает с салонным джазом, между делом предвосхищая половину дискографии Тори Эймос.
«Ran Tan Waltz» (с сингла «Babooshka», 1980)
Вторым — и снова превосходным — би-сайдом Буш стал этот трагикомический вальс, исполненный от лица мужчины, заботящегося о ребенке, чья мать тем временем безбожно гуляет и пьет (примерно это означает в переводе с ирландского сленга звонкая рифма ran tan). Рокировка полов — не единственная лирическая дерзость «Ran Tan Waltz», в первом же куплете которого упоминается «слишком большой для ее гордости член».
«December Will Be Magic Again» (с одноименного сингла, 1980)
Оставшийся преступно незамеченным рождественский сингл Буш, на обложке которого оленьей упряжкой управляет лев, а в тексте наряду со святым Николаем упоминаются Оскар Уайлд и Бинг Кросби. Вполне при этом духоподъемная и праздничная, за 34 года песня появилась на нескольких сезонных компиляциях (и вдохновила такой вот — см. выше — ролик), но до славы, скажем, «Last Christmas» так и не дорвалась — а жаль.
«Lord of the Reedy River» (с сингла «Sat in Your Lap», 1981)
Сложно найти две песни Кейт Буш, похожие друг на друга меньше, чем хаотичная, взбалмошная «Sat in Your Lap» и ставшая ее би-сайдом камерная, зловещая «Lord of the Reedy River». Впрочем, она для Кейт во многом уникальна — мало того что это ее первая кавер-версия, так еще и автор безобидного фолк-оригинала Донован тут, если верить легенде, подшептывает на бэк-вокале.
«Under the Ivy» (с сингла «Running Up That Hill», 1985)
Вряд ли нечаянно и то, что сингл, ставший самым узнаваемым (по крайней мере, за пределами Великобритании) хитом Буш, сопровождался би-сайдом, который в дежурном порядке признается одной из ее лучших песен. Сама артистка как-то сказала, что «Under the Ivy» — о возможности на мгновение вернуться к невинности, «сбежать с вечеринки, чтобы тайком встретиться с кем-то из детства — возможно, заняться любовью, а, может, просто поговорить».
«My Lagan Love» (с сингла «Hounds of Love», 1986)
Среди би-сайдов к следующему, титульному синглу с главной пластинки Буш (и всего арт-рока 1980-х) оказались сразу две выдающиеся перелицовки ирландского фольклора, «The Handsome Cabin Boy» и «My Lagan Love», к которой певица подошла со свойственной ей изобретательностью: оригинальный текст этой элегии, изумительно исполняемой Кейт а капелла, она заказала собственному брату.
«Experiment IV» (со сборника «The Whole Story», 1986)
Единственный сингл в поддержку сборника хитов Буш откровенно потерялся в компании ее штурмовавшего хит-парады той же осенью дуэта с Питером Гэбриелом «Don’t Give Up», но внимания заслуживает и эта песня, темой которой является ни много ни мало военный план уничтожения людей посредством звука. Его иллюстрирует сама Кейт, превращающаяся в клипе на «Experiment IV» в смертоносную банши.
«Be Kind to My Mistakes» (с сингла «This Woman's Work», 1989)
Если в том же самом клипе, номинированном на «Грэмми» в прожившей ровно два года категории «Лучшее концептуальное видео», мелькали Хью Лори и Гэри Олдман, то еще через пару лет в актрисы чуть было не подалась сама Кейт. От главной роли в драме Николаса Роуга «Отверженный» Буш в итоге отказалась из-за обилия откровенных сцен, но извинилась песней — продиктованной сценарием фильма и оттого одной из самых буквальных в ее каноне.
«The Man I Love» (со сборника «The Glory of Gershwin», 1994)
О приуроченной к 80-летию Ларри Адлера компиляции «The Glory of Gershwin», составленной из спродюсированных Джорджем Мартином ремейков понятно чьих песен, не найти двух добрых слов. Но Кейт, которой аккомпанировал сам юбиляр, виртуоз губной гармоники и близкий друг Гершвинов, вышла сухой из воды — к ее сладострастному прочтению «The Man I Love» не придерешься.
«Lyra» (с саундтрека к «Золотому компасу», 2007)
Записанная Буш в сопровождении оксфордского церковного хора, эта небесной красоты колыбельная украсила шестилетнюю паузу между релизами «Aerial» и «Director’s Cut» и, похоже, окончательно отучила Кейт попусту разбрасываться песнями. Вполне объяснимо: мало того что экранизация фантастической сказки Филипа Пулмана вышла так себе, так еще и «Lyra», в отличие от награжденных «Оскаром» спецэффектов «Золотого компаса», не удостоилась даже номинации.