10 хороших песен Бьорк, которые вы могли не слышать
Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях великих артистов. Героиня очередного выпуска – выпустившая недавно альбом «Vulnicura» и ставшая темой ретроспективной выставки в Музее современного искусства, единственная и неповторимая Бьорк.
«Play Dead» (из саундтрека к «Молодым американцам», 1993)
Первому в резюме Бьорк саундтреку с ней повезло гораздо больше, чем ей с ним: британскую криминальную драму с Харви Кейтелем запомнили разве что из-за состоявшегося в ней дебюта Дэвида Арнольда, будущего композитора «бондианы». Написанный в соавторстве с Арнольдом, этот богато аранжированный трип-хоповый трек дался Бьорк не без мучений (по признанию певицы, она тогда находилась на пике счастья и не могла идентифицироваться со страданиями героя фильма), но в итоге дослужился до места на ее «Greatest Hits».
«Vísur Vatnsenda-Rósu» (с альбома Эктора Зазу «Chansons des mers froides», 1994)
Одно из самых глубоко запрятанных сокровищ в исполнении Бьорк — ее пронзительная версия исландской фолк-баллады на стихи поэтессы Розы Гудмундсдоттир, записанная для альбома песен заполярного круга, придуманного французским композитором Зазу (среди других участников проекта — Сьюзи Сью, Сюзанна Вега и Джон Кейл). Лишь два года спустя трек будет легитимизирован и как один из би-сайдов самой Бьорк (и выйдет на сингле «Possibly Maybe»).
«Karvel» (с сингла «I Miss You», 1997)
Еще одна песня на исландском — пожалуй, самый безоблачный (если не заниматься литературным переводом текста) из би-сайдов Бьорк, записанный ею шестью годами ранее в компании соавтора и сопродюсера «Army of Me» Грэма Мейси из 808 State. Как следствие, инструментальная часть «Karvel» звучит вполне в духе 808 State (или, скажем, Underworld).
«Lilith» (с альбома Plaid «Not for Threes», 1997)
Не менее плодотворным выдалось сотрудничество Бьорк с другими именитыми английскими электронщиками, ее лондонскими соседями Plaid — ответственными, в числе прочего, за величайший из ремиксов на одну из ее песен («All Is Full of Love»). Но венец их дружбы — это все же «Lilith», украсившая дебютный альбом дуэта безотлагательная классика IDM.
«Sod Off» (с сингла «Jóga», 1997)
Одно название трека (в переводе с британского сленга — «отвали») и тем более его содержание жирно намекают на то, что это злая отповедь кому-то из лондонских бойфрендов Бьорк (благо они у нее там были один другого краше). Злая и отчаянно красивая: как и в лучших эпизодах альбома «Homogenic», дюжий вокал Бьорк здесь соревнуется в драматизме со струнными.
«Amphibian» (из саундтрека к «Быть Джоном Малковичем», 1999)
Возможно, главная в поп-музыке специалистка по ускользающей красоте, Бьорк должна была появиться в саундтреке к одноименному фильму Бертолуччи, но не пожелала расставаться с написанной для него песней «Bachelorette», включив ее в «Homogenic». Картине Спайка Джонза повезло больше: эта исполненная на несуществующем языке эфирная баллада, где вокал Бьорк мастерски притворяется ангельским многоголосьем, звучит на финальных титрах.
«New World» (из саундтрека к «Танцующей в темноте», 2000)
Покинуть Англию, отказаться от образа девушки-эльфа и уехать записывать «Homogenic» в Андалузские горы артистку заставила история с ее сумасшедшим поклонником, отправившим Бьорк почтовую бомбу и застрелившимся перед камерой. Но за одним болезненным эпизодом последовал другой — выпивший у исландки всю кровь, зато принесший ей актерский приз Канн и композиторскую номинацию на «Оскар» (за дуэт с Томом Йорком «I've Seen It All»). По словам самой Бьорк, «Танцующая в темноте» стала исполнением ее мечты приложить руку к мюзиклу, ну а «New World» в таком случае — один из лучших его номеров.
«Generous Palmstroke» (с сингла "Hidden Place", 2001)
Справедливости ради, на создание ее самых впечатляющих альбомов Бьорк вдохновляли именно душевные травмы, и по горячим следам знакомства с фон Триером она выпустила изумительный «Vespertine» (работу над которым начала во время съемок). Под стать альбому оказались и его ауттейки — например, этот тандем Бьорк и арфистки Зины Паркинс, особенно удавшийся во включенной в бокс-сеты «Family Tree» и «Live Box» концертной версии.
«Storm» (из саундтрека к «Растворению мира», 2005)
Вторым, контрастным источником вдохновения «Vespertine» стал для Бьорк роман с еще одним видным деятелем современного искусства, нью-йоркским художником, фотографом, скульптором и кинематографистом Мэттью Барни, впоследствии заказавшим ей саундтрек к экспериментальному фильму о синтоизме, чайных церемониях и китобойном промысле. Мрачный «Storm» — чуть ли не единственный фрагмент авангардного саундтрека, который можно и нужно слушать (вероятно, потому что получился он из осколков другой ее песни).
«Náttúra» (с одноименного сингла, 2008)
Первый сингл Бьорк на ее родном языке делит название с фондом защиты исландской природы и был выпущен в его (и, соответственно, ее) поддержку. Шумно воспеть гейзеры с ледниками Бьорк помогли как обычные подозреваемые (Марк Белл и Мэттью Херберт), так и приглашенные звезды: за неистовую барабанную дробь в ответе Брайан Чиппендейл из Ligtning Bolt, а в служащий бэкграундом белый шум вклиниваются стоны Тома Йорка.