перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

10 хороших песен Бьорк, которые вы могли не слышать

Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях великих артистов. Героиня очередного выпуска – выпустившая недавно альбом «Vulnicura» и ставшая темой ретроспективной выставки в Музее современного искусства, единственная и неповторимая Бьорк.

«Play Dead» (из саундтрека к «Молодым американцам», 1993)

Первому в резюме Бьорк саундтреку с ней повезло гораздо больше, чем ей с ним: британскую криминальную драму с Харви Кейтелем запомнили разве что из-за состоявшегося в ней дебюта Дэвида Арнольда, будущего композитора «бондианы». Написанный в соавторстве с Арнольдом, этот богато аранжированный трип-хоповый трек дался Бьорк не без мучений (по признанию певицы, она тогда находилась на пике счастья и не могла идентифицироваться со страданиями героя фильма), но в итоге дослужился до места на ее «Greatest Hits».

«Vísur Vatnsenda-Rósu» (с альбома Эктора Зазу «Chansons des mers froides», 1994)

Одно из самых глубоко запрятанных сокровищ в исполнении Бьорк — ее пронзительная версия исландской фолк-баллады на стихи поэтессы Розы Гудмундсдоттир, записанная для альбома песен заполярного круга, придуманного французским композитором Зазу (среди других участников проекта — Сьюзи Сью, Сюзанна Вега и Джон Кейл). Лишь два года спустя трек будет легитимизирован и как один из би-сайдов самой Бьорк (и выйдет на сингле «Possibly Maybe»).

«Karvel» (с сингла «I Miss You», 1997)

Еще одна песня на исландском — пожалуй, самый безоблачный (если не заниматься литературным переводом текста) из би-сайдов Бьорк, записанный ею шестью годами ранее в компании соавтора и сопродюсера «Army of Me» Грэма Мейси из 808 State. Как следствие, инструментальная часть «Karvel» звучит вполне в духе 808 State (или, скажем, Underworld).

«Lilith» (с альбома Plaid «Not for Threes», 1997)

Не менее плодотворным выдалось сотрудничество Бьорк с другими именитыми английскими электронщиками, ее лондонскими соседями Plaid — ответственными, в числе прочего, за величайший из ремиксов на одну из ее песен («All Is Full of Love»). Но венец их дружбы — это все же «Lilith», украсившая дебютный альбом дуэта безотлагательная классика IDM.

«Sod Off» (с сингла «Jóga», 1997)

Одно название трека (в переводе с британского сленга — «отвали») и тем более его содержание жирно намекают на то, что это злая отповедь кому-то из лондонских бойфрендов Бьорк (благо они у нее там были один другого краше). Злая и отчаянно красивая: как и в лучших эпизодах альбома «Homogenic», дюжий вокал Бьорк здесь соревнуется в драматизме со струнными.

«Amphibian» (из саундтрека к «Быть Джоном Малковичем», 1999)

Возможно, главная в поп-музыке специалистка по ускользающей красоте, Бьорк должна была появиться в саундтреке к одноименному фильму Бертолуччи, но не пожелала расставаться с написанной для него песней «Bachelorette», включив ее в «Homogenic». Картине Спайка Джонза повезло больше: эта исполненная на несуществующем языке эфирная баллада, где вокал Бьорк мастерски притворяется ангельским многоголосьем, звучит на финальных титрах.

«New World» (из саундтрека к «Танцующей в темноте», 2000)

Покинуть Англию, отказаться от образа девушки-эльфа и уехать записывать «Homogenic» в Андалузские горы артистку заставила история с ее сумасшедшим поклонником, отправившим Бьорк почтовую бомбу и застрелившимся перед камерой. Но за одним болезненным эпизодом последовал другой — выпивший у исландки всю кровь, зато принесший ей актерский приз Канн и композиторскую номинацию на «Оскар» (за дуэт с Томом Йорком «I've Seen It All»). По словам самой Бьорк, «Танцующая в темноте» стала исполнением ее мечты приложить руку к мюзиклу, ну а «New World» в таком случае — один из лучших его номеров.

«Generous Palmstroke» (с сингла "Hidden Place", 2001)

Справедливости ради, на создание ее самых впечатляющих альбомов Бьорк вдохновляли именно душевные травмы, и по горячим следам знакомства с фон Триером она выпустила изумительный «Vespertine» (работу над которым начала во время съемок). Под стать альбому оказались и его ауттейки — например, этот тандем Бьорк и арфистки Зины Паркинс, особенно удавшийся во включенной в бокс-сеты «Family Tree» и «Live Box» концертной версии.

«Storm» (из саундтрека к «Растворению мира», 2005)

Вторым, контрастным источником вдохновения «Vespertine» стал для Бьорк роман с еще одним видным деятелем современного искусства, нью-йоркским художником, фотографом, скульптором и кинематографистом Мэттью Барни, впоследствии заказавшим ей саундтрек к экспериментальному фильму о синтоизме, чайных церемониях и китобойном промысле. Мрачный «Storm» — чуть ли не единственный фрагмент авангардного саундтрека, который можно и нужно слушать (вероятно, потому что получился он из осколков другой ее песни).

«Náttúra» (с одноименного сингла, 2008)

Первый сингл Бьорк на ее родном языке делит название с фондом защиты исландской природы и был выпущен в его (и, соответственно, ее) поддержку. Шумно воспеть гейзеры с ледниками Бьорк помогли как обычные подозреваемые (Марк Белл и Мэттью Херберт), так и приглашенные звезды: за неистовую барабанную дробь в ответе Брайан Чиппендейл из Ligtning Bolt, а в служащий бэкграундом белый шум вклиниваются стоны Тома Йорка.

Ошибка в тексте
Отправить