Ник Найсли и психоделия yesterday
Человек, который родился в Гренландии, продал портостудию, чтобы записать свою лучшую песню, вдохновлял Тревора Хорна и группу XTC. Человек, которому страшно не везло с менеджерами. Человек, который практически в одиночку возродил старый психодел в Англии начала 80-х — но этого почти никто не заметил.
Слушая Ника Найсли, представляешь себе человека лохматого и бородатого — на деле выглядел он не хуже других героев Британии начала
Есть такой несносный штамп — «опережает свое время» (про музыку в таких случаях обычно еще пишут, что это музыка будущего — хотя, конечно, ни к какому реальному будущему она, как правило, отношения не имеет, являясь проекцией будущего принципиально неосуществимого). Про то, что кто-то от своего времени отстал, почему-то говорят гораздо реже — видимо, потому что, цитируя еще один несносный штамп, время не ждет, и кто остался позади, сам виноват. Меж тем это очень несправедливый расклад — потому что люди, отставшие от своей эпохи, способны творить удивительные вещи, в ретроспективе не менее ценные, чем сотворенные теми, кто за эпохой гнался. Именно такой казус являет собой музыка человека по прозвищу Ник Найсли.
Сам Найсли, вообще-то, требовал, как бы наглядно умаляя свои достоинства, чтобы его сценическое имя писали со строчных букв, но мы в этом смысле просим у артиста прощения. У него вообще многое в жизни было шиворот-навыворот. С самого начала: Найсли (по паспорту Николас Лориен) родился в Гренландии — на полдороге в Америку, куда в не самый подходящий момент решили сплавать из Англии его родители. Ребенком он очень любил классику — забирался четырехлетним на табуретку и во всю глотку требовал Моцарта, пока ему не включали пластинку. А потом пришли
«DCT Dreams» (первый сингл Найсли)
Начало
«DCT Dreams» был первым синглом Найсли, выпущенным очередным крошечным лейблом, которые тогда появлялись в огромном количестве. С ним еще случилась такая история: как-то Ник проснулся очень рано, потому что соседи его, у которых все еще продолжалась вечеринка, громко слушали Сан Ра. Найсли плюнул и пошел сидеть с ними. В этот момент в дом ударила молния; кирпичи начали обваливаться по дымоходу и высыпались в камин, который находился аккурат в комнате Ника. Ими была завалена кровать, стол — но пачка новых синглов осталась нетронутой. Найсли решил, что это судьба — и ошибся.
«Treeline» (би-сайд к «DCT Dreams»)
Ему патологически не везло с бизнесом. Скажем, «DCT Dreams» никто не услышал в Англии — зато услышали в Голландии, где песня даже стала небольшим радиохитом; но британское авторское общество регистрировало только авторов, у которых было минимум три выпущенных записи, и за свой небольшой успех Найсли ничего не получил. Потом ему назначили встречу основатели только появившегося лейбла 4AD, Ник решил, что музыканту положено иметь менеджера, подобрал с собой приятеля — но тот накурился до такого свинского состояния, что им отказали в контракте почти сразу после того, как они вошли в офис. В общем, все не складывалось. В декабре
«Hilly Fields (1892)»
Энди Партридж, лидер группы XTC, признавался потом, что, когда впервые услышал «Hilly Fields», подумал: «Это же ровно то, что всегда хотел сделать я!»; и именно из этой записи во многом впоследствии вырос альбом XTC «The Dukes of Stratosphere». Начинающий тогда музыкант и продюсер Тревор Хорн тоже этой вещью страшно вдохновился — они с Найсли даже встречались, но сотрудничество не сложилось. А еще в «Hilly Fields» вроде как имеет место первый в истории скрэтч, сделанный белым человеком, — но я лично его там не слышу. Нику продолжало не везти: выпустить «Hilly Fields» подписался большой лейбл EMI — тут бы и сделать наконец карьеру, но Найсли опять решил, что без менеджмента никак нельзя, ткнул пальцем в телефонную книжку, и в итоге импрессарио обворовали и его, и лейбл, и контракт был разорван. У Ника кончились деньги и не было инструментов. Порой он попадал в студию и даже пытался что-то писать — но всякий раз ему заново приходилось осваивать оборудование, и ничего не получалось. С середины
«Psychotropia» (титульная вещь альбома)
«Heaven’s Gate»
Случай Найсли интересен еще и вот в каком смысле: это очередное доказательство того, что история всегда повторяется — даже с музыкой будущего. Ник Найсли — это же, по сути, такой Ариэль Пинк начала
Так сейчас выглядит концерт Ника Найсли и его группы — довольно круто, вообще говоря. Песня «49 Cigars», которую они здесь играют, была би-сайдом к синглу «Hilly Fields (1982)»