Бриджет Сент Джон и обычные дела
Подопечная Джона Пила и знакомая Дэвида Боуи; девушка, которая выглядела как французская актриса, играла, как Джон Мартин, пела, как Нико, отрекалась от музыки ради воспитания дочери — и писала песни, под которые хорошо проводить жизнь.
В одном из интервью Бриджет Сент Джон говорит, что поначалу даже стеснялась рассказывать знакомым, что пишет песни: «Когда я говорила людям, что я певица, они смотрели на меня так, будто я назвала себя проституткой»
Джон Пил выходит в эфир в паузе между песнями и говорит: «Никто этого не знает, но однажды я переспал с Бриджет Сент Джон. Она однажды играла концерт в Сандерленде, и один наш знакомый подумал, что мы — ну, как пишут в газетах, больше, чем просто друзья. Он пригласил нас переночевать к себе домой, мы решили, что у нас будут разные комнаты — но обнаружилось, что для нас приготовили большую двуспальную кровать. К чести Бриджет надо сказать, что она всю ночь спала, не раздеваясь. Она даже ботинок не сняла». Зал негромко смеется, после недолгой паузы Бриджет тихонько шутит, что следующая песня будто бы в пандан истории Пила называется «Bumper to Bumper», подстраивает гитару — и начинает петь.
Чуть ли не единственная сохранившаяся видеозапись концерта молодой Бриджет Сент Джон. Аудиозаписей сохранилось больше — в прошлом году концерты Сент Джон в передаче Джона Пила на ВВС переиздали на двух дисках
Джон Пил — вообще важный человек в этой истории. У величайшего английского меломана, радиоведущего и пропагандиста новой музыки, в студии которого за 40 лет успели побывать чуть ли не вообще все существенные музыканты своих поколений, было много любимчиков — но отношения с Бриджет Сент Джон были, кажется, одними из самых трогательных. Ничего личного — просто Пил очень любил ее песни. До той степени, что, услышав присланное из Шеффилда демо, позвал к себе в программу, а потом и на телевидение. До той степени, что таскал ее с собой на свои диджей-сеты — чтобы она пела перед публикой, которая того не вполне ждала. До той степени, что основал под нее лейбл Dandelion — который закрылся из-за финансовых трудностей вскоре после того, как Джон выпустила третий альбом. До той степени, что ездил вместе с ней на концерты по провинциальным английским городам — где ему регулярно приходилось выходить на сцену и говорить в микрофон: «Тихо! Не шумите! Она очень, очень робкая».
«Тихо! Не шумите! Она очень, очень робкая»
Она и правда была очень скромная — и биография Бриджет Сент Джон уж точно не тянет ни на роман, ни на кино. Дочь вполне состоятельных родителей, она росла в доме с большим садом, в котором папа и мама различали цветы и птиц по названиям; в школе много читала Китса; училась играть на пианино и на скрипке — и мучилась до тех пор, пока милосердная бабушка не подарила 20 фунтов на покупку гитары. В
Первая песня с альбома «Thank You For» — третьей пластинки Сент Джон и последней, изданной лейблом Джона Пила
Почему я вообще пишу про Бриджет Сент Джон? Три ее первых и лучших альбома, выпущенных на Dandelion, звучат, в общем, одинаково — даром что первый продюсировал Пил, а второй — Рон Гизин, до того работавший с Pink Floyd над «Atom Heart Mother»: это скромный текучий женский фолк, любовно помещенный в адекватную акустическую среду — будь то деликатные струнные или звуки природы. Джон написала много песен, не все из них удачные, но это не главное. Во-первых, важно, как она играет, как вязко и мягко перебирает струны — как песок течет сквозь дырочку в соответствующих часах, как река медленно движется по одному и тому же вечному пейзажу; это музыка, судьбоносная в своем спокойствии. Во-вторых — и это, пожалуй, самое существенное — у Бриджет Сент Джон удивительный голос. Он, конечно, сильно напоминает Нико — низковатый, глубокий, тягучий, отрешенный, звучащий как будто параллельно мелодии. Он, однако, совсем про другое — в отличие от Нико, у Бриджет Сент Джон нет ни этой тевтонской торжественности, ни подспудного мистицизма, ни возвышенной порочности (оговорюсь, что ничего плохого про Нико я сказать не хочу, и даже наоборот). Бриджет Сент Джон — это, если угодно, Нико на маленькой кухоньке, Нико-домохозяйка. Она и поет-то в основном — про натурализм (рыбки уснули в пруду) да про житейские мудрости; сплошная архаика и пасторальность. Музыка Бриджет Сент Джон — это такая поэзия заурядности, это про неяркую, неуловимую и очень дорогую красоту, найденную в размеренном течении жизни. Ее записи лучше слушать подряд, одну за другой; и то, как они существуют, лучше всего описать глаголом «идти» — они идут, как идет снег, или дождь, или как человек идет домой.
Плейлист: 10 песен Бриджет Сент Джон
В общем-то, и ее биография может быть описана тем же самым глаголом. Когда лейбла Dandelion не стало, партнер Пила пристроил Сент Джон на фирму Chrysalis — тот выпустил альбом «Jumblequeen» (где певице наворотили чуть более богатый звук с группой и прочим, что ее робкой лирике на пользу не пошло — хотя и в этой записи есть, что ловить), а потом делами девушки заниматься перестал; самая последняя ее запись, «Take the Fifth», была выпущена то ли в
Бриджет Сент Джон на концерте в ноябре
Что, впрочем, не означает, что в судьбе Бриджет Сент Джон случился какой-то резкий поворот — в ее судьбе вообще таковых не было. Ну да, о ней вспомнили Девендра Банхарт и группа Espers — и стали звать на свои фестивали, которые тогда, в начале нулевых, были в моде. Ну да, выяснилось, что ее голос почти не стал хуже — а сама она очень красиво постарела. Ну да, лейбл Cherry Red позже переиздал все ее записи. Ну да, появились новые друзья и вернулись старые — и на сольном альбоме Кевина Айерса, выпущенном в
Концерт Сент Джон в Сассексе в понедельник после Пасхи