Джексон Си Фрэнк и хромая судьба
Коль скоро по соседству есть рубрика «Лучшие фильмы на свете», должна быть и про лучшую музыку на свете. Вот и заведем: под заголовком Past Perfect тут теперь будут спорадически появляться сообщения о хороших и важных записях и людях, не имеющих отношения к текущему процессу. Начнем с Джексона Си Фрэнка — человека, который писал одни из лучших песен под гитару в истории музыки и который прожил одну из самых чудовищных жизней, что можно себе представить.
Начало
Прежде всего — это совершенно гениальные песни. Их совсем немного — полтора десятка, если брать официально оформленное наследие; в два раза больше, если брать все записи, что от автора остались вообще, — но почти все из них, стоит раз к ним прислушаться, остаются с тобой навсегда. В мире вообще не так много было и есть людей, которые умеют полностью высказать бытие, вооружившись одной акустической гитарой, — Дилан, Пол Саймон, Коэн, Ник Дрейк (который, к слову, не одну песню Фрэнка перепевал), Марк Козелек, Джейк Текрей, Эллиотт Смит; ряд можно продолжить, но по всем параметрам Джексон Си Фрэнк должен стоять в этом ряду на одном из первых мест. Это классик, безоговорочная величина, и, по идее, о нем вообще не должно быть смысла писать представляющий текст — как нет смысла пересказывать биографию Дилана. Однако ж то, что про Фрэнка, насколько я сумел найти, нет толком ни одного текста на русском — это в своем роде симптоматично; не для условных «нас» причем, а для биографии самого Джексона. И если для того, чтобы пережить эти песни, совершенно необязательно знать, кем был человек, их сочинивший, то для того, чтобы их понять, узнать о нем все-таки будет не лишним.
В
Дальше все было, как обычно: Фрэнк переехал в Баффало и начал играть там по клубам с местными фолковыми и блюзовыми группами (в частности, у него был совместный ансамбль с Джоном Кеем, будущим лидером Steppenwolf) — но обычного в жизни Фрэнка было немного, и этот период быстро закончился. В 21 год он получил в свое распоряжение полную сумму государственной страховки за травмы, полученные при пожаре, — 80 тысяч долларов, несусветные по тем временам деньги. Начал кутить, купил машину, попутешествовал по стране — и вскоре сел на пароход «Королева Елизавета» и отправился в Англию. Из раннего добританского периода осталось всего лишь несколько кавер-версий народных песен с дикими помехами; скорее исторический документ, чем что-то еще.
«Jesse James»
Зачем Фрэнку нужна была Англия, версии расходятся — в биографии Джексона вообще немало темных пятен. По энциклопедическим данным, Фрэнк ехал в Лондон, чтобы погулять и приобрести новую красивую машину — а уже на месте обнаружил свингующую молодежь и влился в новую музыкальную жизнь. По словам его тогдашней девушки Кэтрин Хенри, он сорвался через океан за ней — их отношения стали очень нервными, она решила с ним порвать, купила билет на пароход и вознамерилась отправиться в Англию. Когда Джексон об этом узнал, он немедленно купил билет на тот же пароход себе. Надо сказать, что эта версия кажется куда более правдоподобной. Во всяком случае, принято считать за факт, что именно во время плавания на «Королеве Елизавете» Фрэнк написал свою первую и главную вещь, «Blues Run The Game», которую потом примеряли на себя полтора десятка важных людей, — и она совсем непохожа на сочинение человека, который едет с полным кошельком за новым автомобилем. Скорее уж — на песню человека, зависшего между двумя жизнями, и первая была не то чтобы очень, а вторая не факт, что будет лучше. Кэтрин вспоминает, что всю дорогу они с Фрэнком бесконечно напивались, — и про это в «Blues Run The Game» тоже есть.
«Blues Run The Game»
Тем не менее, когда Фрэнк приехал в Англию, он действительно обнаружил перед собой свингующий Лондон — и неудивительно, что он окунулся в его жизнь так глубоко, как только мог: у него были деньги, у него был талант, а больше от него вряд ли что-то требовалось. Кэтрин через четыре месяца уехала (а еще через некоторое время сделала в Америке аборт), а Джексон остался — он был нужен Лондону, Лондон был нужен ему. Он перекрашивался в блондина, он ходил по городу в полосатом пиджаке, с котелком на голове и зонтом под мышкой. Он завел роман с Сэнди Дэнни и фактически выписал ей путевку в жизнь. Он снабжал деньгами промоутеров клуба Cousins, возивших в Лондон лучших людей нового американского фолка, и кормил там же бедствовавших Берта Янша и Джона Мартина. Он жил в одном доме с Полом Саймоном и Элом Стюартом — в доме девушки по имени Джудит Пайп, которая построила всю свою жизнь, помогая людям, нуждающимся в жилище. Он, видимо, был счастлив — хотя в воспоминаниях о тех временах Фрэнк все равно предстает человеком странноватым и не слишком компанейским. Он писал песни — и в
«Don’t Look Back»
С записью тоже была странная история. С одной стороны, почти весь альбом сделан за несколько часов, с одного-двух дублей (при этом в песне «Milk and Honey» Фрэнк спел вместо «четыре сезона» «три» — так и осталось). С другой, в процессе выяснилось, что сидеть перед микрофоном за стеклом просто так Фрэнк не может. Он потребовал окружить себя со всех сторон белыми холстами, чтобы записывающие не могли его видеть; после того, как Саймон говорил заветное слово и нажимал на кнопку, обычно следовала трехминутная пауза — Джексон собирался с силами. В итоге получились 10 песен — и одна из лучших записей в жанре «человек, его гитара и его жизнь» в истории музыки. Формально говоря, альбом «Jackson C. Frank» вполне вписывается в череду канонических фолк-записей, которые в большом количестве повыходили в первой половине
«I Want to Be Alone (Dialogue)»
В Англии альбом Фрэнка оценили, в Америке приняли к сведению и взялись выпустить — и тут у Джексона начали кончаться деньги. Он пытался зарабатывать концертами, но этого не очень хватало, да и публика все больше предпочитала акустике электричество. Он попытался вернуться в Америку, но там пластинка совершенно не продавалась, и контракт с ним был разорван. Когда он вновь приехал в Англию, стало понятно, что с ним что-то не то. Вместо своих тихих песен на концертах он начал играть что-то громкое, агрессивное, бесформенное и невыносимое — для его привычной публики, по крайней мере. В репортажах писали, что по нему плачит кушетка у психоаналитика; у него началась депрессия. Он снова уехал в Америку, где жил на роялти и пособия. Женился на бывшей английской модели (ее, кстати, звали Элейн — прямо как героиню того же «Выпускника»). У них родился сын, а позже дочь. Когда сын вскоре умер от кистозного фиброза, Фрэнку стало совсем плохо — и его поместили в психиатрическую клинику.
«Песни Джексона Си Фрэнка могли бы играть в голове у героя «Выпускника», если бы он обнаружил, что свадьба уже давно состоялась и ничего уже не изменить, — и если бы принял это, как должное»
Сведения про то, что с ним было в последующие 20 лет, во-первых, немногочисленны, а во-вторых, разнятся — оно и понятно: в начале
«Marlene»
«Prima Donna of Swans»
Депрессия и травмы, полученные от пожара, снова взяли свое — и Фрэнк опять угодил в больницу. А потом опять переехал к родителям. А потом в
Но и на этом все не кончилось. В
Джексон Си Фрэнк в середине
«Он был похож на человека-слона, — вспоминал потом Эбботт. — И с собой у него был только порванный старый портфель и сломанные очки». Фрэнк весил 130 килограммов, его гитару в принципе было невозможно настроить. Он поселился в однокомнатной квартире в Вудстоке и прожил там еще несколько спокойных лет — возможно, единственных спокойных лет своей жизни. Более того: он даже кое-что записал на домашнюю аппаратуру. И это, конечно, совсем уже песни мертвого человека; и поразительно слышать, как почерствел, огрубел, сбился его когда-то чистейший голос — но и среди этих вещей есть несколько сочинений высшего порядка.
«October» (запись
«The Spectre» (запись
На этом уже действительно конец. С одной стороны, странно, что с такой-то невероятной судьбой и такими-то песнями про Фрэнка до сих пор не сняли байопик. А с другой стороны, совершенно не странно. Потому что байопик — он все-таки предполагает какой-то героизм и какой-то торжественный финал. А в жизни Джексона ничего героического не было — не сказать даже, что в итоге к Фрэнку пришла заслуженная слава; да нет, не пришла. Просто жил-был человек, которому с детских лет было больно и плохо, который иногда писал песни, который мыкался, скитался, сходил с ума, пережил все, что можно пережить, и даже больше — и в конце концов умер в одиночестве в своей последней квартире от пневмонии и остановки сердца в марте
Впрочем, прежде всего — это совершенно гениальные песни.
«Yellow Walls» (на гитаре здесь подыгрывает Эл Стюарт)
«My Name Is Carnival» (любимая песня самого Фрэнка)
«Just Like Anything»