Джейк Тэкрей и француз из Йоркшира
Поклонник Брассенса, кумир Моррисси, Момуса и Джарвиса Кокера, адепт регби и выпивки, который пропустил мимо рок-н-ролл, влюбился во французский шансон, решил перевести его на английский, получил в результате нечто гораздо более весомое — а в конце концов спился и умер. И еще написал одну из лучших на свете песен о смерти.
Выглядел Джейк Тэкрей то ли как советский актер-денди, то ли как французский артист-забулдыга
Музыканты часто пишут песни о смерти. Нередко бывает, что эти песни оказываются у них лучшими. Бывает даже и такое, что эти песни выходят смешными, — хотя, для того чтобы припомнить такие казусы, придется уже покопаться в памяти. Но вот чтобы песня про смерть начиналась с буквального воспроизведения официозной формы завещания — «Я, нижеподписавшийся, настоящим документом, находясь в здравом уме и твердой памяти, заявляю», — такой случай мне лично известен один. Это сочинение «The Last Will and Testament of Jake Thackray» — возможно, и правда лучшая вещь английского певца и поэта Джейка Тэкрея. Причем после торжественного вступления заявляется в ней буквально следующее: «Давайте только поскорее хватайте священника, несите выпивку и сэндвичи с ветчиной, закопайте меня, отметьте это событие как следует, но только, ради бога, никаких цветов, никаких заламываний рук, никаких торжественных речей, никаких слез». Когда тридцать с лишним лет спустя после того, как Тэкрей сочинил эту песню, он в полном одиночестве умер в своем доме в Южном Уэльсе от алкоголизма, кажется, и правда мало кто всплакнул по этому поводу.
На первых записях Тэкрея его очень деликатно и точно аранжировали оркестром; потом остались только Джейк и гитара
Тэкрей, его судьба и его талант почти целиком состояли из противоречий. Сын полицейского из Лидса и глубоко религиозной протестантки, которая всегда держалась с сыном очень строго и не признавала его достижений, в детстве он ходил в иезуитский колледж и даже одно время собирался пойти в священники, — а когда повзрослел, стал писать уморительно смешные песни про секс, брак и человеческую природу. По натуре он был коренным йоркширцем, нормальным пацаном из рабочей Северной Англии, который презирал власти, любил выпить и на досуге играл в регби (да так ретиво, что однажды его исключили из команды, за то что Джейк покусал соперника), — а выглядел при этом как британский Гензбур, ну или как советский актер-сердцеед: кок, белые рубашки, однотонные свитера, взгляд человека, который понял, что мир — не больше, чем чья-то остроумная шутка. Он довольно поздно, уже после двадцати, научился играть на гитаре — и потому всегда говорил, что играет плохо (он вообще был чрезвычайно неуверен в себе — сказывалось, видимо, травматичное воспитание; в конце концов, эта неуверенность и постоянное чувство вины привели к тому, что Джейк вовсе прекратил музицировать); при этом играл удивительно — совмещал каэспэшные переборы с джазовыми почти каденциями, клал свои витиеватые строчки на неочевидные размеры. Свой первый альбом Тэкрей записывал в 19
«La-Di-Dah», самая известная песня Тэкрея, — изумительная ироническая вещь о том, как семья возлюбленной препятствует чувству, но не в состоянии его отменить
Из этого хаотического пересказа может сложиться впечатление, что Тэкрей — еще один бедовый непризнанный гений, но это не совсем так. Да, он пытался перевести на английский французский шансон (и очень возражал, когда его сравнивали с Ноэлем Коуардом), да, попытка перенести чужую традицию на землю, где принято было изобретать свои, в каком-то смысле была заранее обречена, — но в то же время Тэкрей был плоть от плоти дорок-н-ролльной британской культуры с ее черно-белыми телешоу и юмором на грани фола; и эта культура, пока была жива, была к нему благосклонна. Вернувшись в родной Йоркшир, Тэкрей несколько лет работал по тому же преподавательскому профилю, служа учителем в провинциальной школе, — а когда кто-то услышал его песни, пошел к успеху. Подписал контракт с лейблом; а главное — попал на телевидение в качестве штатного юмориста с гитарой. Несколько лет подряд Тэкрей еженедельно появлялся в эфире того или иного шоу на BBC с очередной музыкальной прибауткой на злобу дня (или не на злобу) — так о нем и узнали те, кто мог узнать. Другой вопрос, что развить этот относительный успех у Тэкрея не получилось — или, точнее, он и сам того не особенно хотел. Он играл несколько раз перед большой аудиторией — и с тех пор это дело возненавидел; прирожденный рассказчик, он считал, что своим зрителям хорошо бы смотреть в глаза, а еще лучше — разделить с ними бутылку, поэтому всем прочим заведениям для выступлений предпочитал пабы. Прочие условности, свойственные концертам в их каноническом понимании, Тэкрей тоже не признавал — а потому ближе к финалу вместо бисов попросту говорил: «Концерт окончен, и теперь я спою вам еще три песни». Говорил он вообще много и умело. Почти каждое выступление на BBC сопровождалось предисловием, в котором Текрэй невозмутимо произносил в камеру очень смешные вещи; на концертах он тоже то и дело в перерывах между песнями рассказывал анекдоты в их исконном значении: остроумные истории о своих детях, о своем выдуманном коллеге по школе Реджинальде Седжвике, о женщинах — о чем только не. Авторское предисловие к небольшой книжке стихов Тэкрея, изданной при жизни Джейка, заканчивается так: «Давайте я расскажу вам про малого по имени Кудрявый Бернард, державшего паб в Редкаре. У него был такой длинный причиндал, что он мог выложить его во всю барную стойку. Давайте я расскажу вам про своего приятеля, который громко выругался в здании суда, чем покорил сердце самой красивой девушки Манчестера, — и с тех пор он прочесывает город, одну улица за другой, пытаясь снова ее встретить». И еще в этом предисловии есть такой пассаж: «Я пытался писать песни о себе, но ничего не получилось. Скучно. Мне неинтересна моя автобиография. Я ее читал».
Выступление Тэкрея на BBC от 6 ноября 1971 года. Смешная и печальная песня про замерзшую пастушку
Конечно, мастерство рассказчика было одним из его главных козырей — но все-таки совсем не единственным. Да, Тэкрей очень здорово умел наматывать истории на нейлоновые струны (именно нейлоновые — отсюда этот вкрадчивый звук его гитары). У него есть песня про преступника, который скрывается от преследователей, переодевшись в монашку. Есть песня про пастушку, которая замерзает насмерть в английских холмах и перед смертью считает овец на кумбрийский манер. Есть песня про петуха, который в силу своей любвеобильности поимел всех птиц на своем дворе. Есть песня про женщину, которая влюбилась в кактус, и про женщину, которая очень любит болтать (титульная вещь на его последнем альбоме «On Again! On Again!», за которую певца обвинили в мизогинии, — ни к чему хорошему это не привело, особенно если учесть, что на дворе стоял
Плей-лист: 10 песен Джейка Тэкрея
Что было дальше? Обычная история: вероятно, где-то с начала
Редкая для Тэкрея песня о Боге — увиденном, впрочем, тоже с неожиданного ракурса
Параллельно, впрочем, развивался и другой сюжет: разумеется, после того как Тэкрей пропал, его и стали находить. Говорят, его много слушал Моррисси, — и это похоже на правду, в конце концов, Джейк ведь абсолютно оттуда же, откуда столь любимый Стивеном Патриком комедийный телесериал «Carry On». Факт, что его обожает Момус, — и это особенно слышно по его ранним (и, на мой взгляд, лучшим) записям «Circus Maximus», и, конечно, его умение сочетать несусветную пошлость с не менее несусветной культурной эрудицией во многом растет из песен Тэкрея. Факт, что его много слушал Джарвис Кокер — еще один англичанин, сочинивший много удачных и смешных песен про секс. Рано или поздно о Джейке должны были вспомнить и более широкие слои населения — и случилось это в нулевых: лейбл EMI издал полную ретроспективу Тэкрея (которая, впрочем, не то чтобы разошлась миллионными тиражами), энтузиасты проводили в Англии фестивали его памяти, на Youtube те же самые энтузиасты залили множество роликов с оригинальными выступлениями Джейка. К одному из них — как раз с песней-завещанием — имеется следующий комментарий: «Мой умирающий муж пожелал, чтобы эта песня прозвучала на его похоронах. Видели бы вы глаза его родителей, когда она заиграла!» Собственно, и сами друзья и родственники Джейка поступили ровно так, как он пожелал в своем сочинении. После того как гроб под «The Last WIll and Testament» был засыпан землей, они отправились в любимый бар Тэкрея, упились там в дымину и постарались поскорее забыть все плохое.
Обычная, в сущности, история: молодому парню с севера Англии вскружила голову Франция, он захотел стать местным Брассенсом, вместо этого придумал что-то очень свое, а потом спился и умер. Будь Джейк Тэкрей жив, он наверняка смог бы написать про это песню.
P.S. Я и сам осознаю, что заграничный сегмент рубрики Past Perfect пока что повествует исключительно о белых людях с гитарами, но что тут поделать — сердцу не прикажешь. Впрочем, времени достаточно — будут и другие герои.