Дэниел Джонстон и парадоксы безумия
Послезавтра в рамках спецпрограммы Beat Film Festival на кинофестивале 2morrow покажут фильм «Дьявол и Дэниел Джонстон» — замечательную биографию великого американского аутсайдера, клинического сумасшедшего, записавшего несколько десятков альбомов и повлиявшего на массу народа в диапазоне от Курта Кобейна до Cage the Elephant. «Афиша» объясняет, кто такой Джонстон и что такое его музыка.
Вбейте в поисковике имя «Дэниел Джонстон», и вам неизбежно попадется множество страниц со словами «аутсайдер-арт». Так уж случилось, что в силу своего психического здоровья, в силу того, насколько его музыка не соответствует общепринятым условностям, Дэниел Джонстон стал своего рода символом всего странного искусства в мире, синонимом самого термина «аутсайдер-арт». Но как и в случае любых ярлыков, с этим словом надо быть осторожным — он все равно навязывает определенную модель мышления и модель маркетинговую: грубо говоря, вот музыка, которая стоит вне мейнстрима, но надо же ее и мейнстриму как-то приспособить, чтобы было, на какую полочку в магазине поставить. Ярлык тут срабатывает как барьер: во главу угла ставится странность, все остальное — второстепенно; ярлык предполагает заранее предусмотренную реакцию — и мешает увидеть то, что на самом деле стоит за этой музыкой. В случае с Дэниелом Джонстоном потери и вовсе огромны. За свою жизнь он записал двадцать с лишним альбомов музыки, которую проще всего было бы назвать фолком: простые, но очень сильные песни-исповеди и песни-истории, которые становятся вдвойне интереснее от того, что их рассказывает человек, который думает не так, как мы с вами. Вне зависимости от того, играет ли Джонстон на гитаре, фортепиано или органе, у него получается несуразно и трогательно; вне зависимости от того, играет он один или ему помогают профессиональные музыканты, через его музыку приходится продираться. Тем не менее за грязным звуком, непривычным пением и неумелой игрой скрывается чистая, прозрачная красота и невинное, почти детское восприятие мира, которое невозможно симулировать. По всей видимости, для того чтобы все это расслышать, стоит узнать, как Дэниел Джонстон живет и жил.
«The Story of an Artist»
Джонстон с самого детства то ли не мог, то ли не хотел играть по общепринятым правилам. Он был младшим (из пяти) ребенком в фундаменталистской христианской семье в Западной Вирджинии, и понятно, чего могли хотеть его провинциальные родители — чтобы у него была нормальная жизнь, семья и работа. Но Джонстона с самого начала интересовало одно — искусство, искусство, искусство. В подвале отчего дома он обустроил себе целую лабораторию, где снимал фильмы на свой «Супер-8», рисовал, записывал на аудиокассеты разные истории и музыку. Отец Дэниела купил ему книжку с песнями «Битлз», и Дэниел выучил все классические последовательности аккордов группы, которые потом и использовал уже для собственных творческих нужд. Вообще, иконография его творчества сложилась уже тогда: Джонстона интересовали комиксы, в первую очередь про Капитана Америку и Каспера, фильмы про монстров, Библия и «Битлз» — все эти вещи остаются ключевыми для Джонстона до сих пор. Разумеется, его родители были недовольны тем, что Дэниел проводит так много времени в своем подвале — мать частенько спускалась к нему и отчитывала за то, что он не «приносит пользы обществу». Разумеется, Дэниел чувствовал себя чужим, непонятым (это видно, например, из песни «The Story of an Artist»), но не мог ничего поделать — ничто не увлекало его так, как то, чем он занимался. По раннему творчеству Джонстона видно, насколько у него в голове все было перемешано. С одной стороны, он пел о вещах, которые, что называется, впитал с молоком матери, вроде того что секс до брака — зло, о грехопадении человечества. С другой стороны, силился понять свое место в мире, как-то объясниться с самим собой. После школы родители отправили Джонстона в колледж, но там у него начались первые психические проблемы: он не смог учиться, ему начало казаться, что у него болят руки (это первый признак маниакально-депрессивного психоза), и он вернулся домой. Затем его отправили в художественную школу, где с Джонстоном случилась очень важная вещь — он повстречал Лори Аллен, любовь всей своей жизни. Она стала его Лаурой, его Беатриче. Лори так и не узнала, что Джонстон был в нее влюблен — они вообще довольно мало виделись, она достаточно быстро вышла замуж, но это не помешало Дэниелу запомнить ее на всю жизнь. Так что если вы услышите песню Джонстона о любви — можете не сомневаться, это о Лори Аллен.
«Some Things Last a Long Time»
Джонстон недолго проучился в художественной школе — его родители, рассудив, что это бессмысленная трата времени, отправили Дэниела жить к брату в Техас. Летом
Все было, казалось бы, лучше некуда: Дэниел нашел место, в котором его музыку принимали и ценили, становился все популярнее, у него была работа, дурацкая, конечно, но для человека, который ничего не умел, — вполне неплохая. Но, как это часто случается, стоило всему более-менее наладиться, как жизнь покатилась под откос. Болезнь дала о себе знать. Он стал много курить марихуану, замыкаться в себе, перестал давать концерты (вопреки всеобщим просьбам). В конце 86-го на концерте Butthole Surfers Джонстон впервые попробовал кислоту. Такое навредило бы кому угодно (посмотрите выступления Butthole Surfers того времени, и поймете, о чем я), но Джонстона, который самостоятельно к тому времени поставил себе диагноз «маниакально-депрессивный психоз», это практически уничтожило. Все, что до этого скрывалось в глубине его сознания, полезло наружу: Дэниел стал одержим конспирологическими идеями про зло и дьявола. Он считал, что правительство пытается управлять людьми с помощью газировки и конфет, — и отказывался говорить о чем-то другом. Во время очередного кислотного трипа он ударил своего менеджера, да так, что тот загремел в больницу. Не буду описывать все ужасы — в конце концов друзья отправили Дэниела в сумасшедший дом, и уже оттуда его забрал домой отец. Разумеется, миф, уже к тому времени существовавший вокруг Джонстона в Остине, от этого только укрепился. Но не сам Дэниел.
«Speeding Motorcycle»
А потом — снова сумасшедший дом. На этот раз из-за куда более серьезного эпизода: Дэниел возвращался домой после записи с Джэдом Фейром, но сошел с автобуса раньше, чем нужно. Было семь утра, он гулял по незнакомому городу и в какой-то момент зашел в квартиру к несчастной старушке, не на шутку ее напугав — не зная, что делать, она выпрыгнула из окна. Дэниел снова провел какое-то время в больнице, лечился, продолжал писать песни, пока в
«Casper the Friendly Ghost»
Если уж мы заговорили об известных музыкантах, которые выражали свою любовь к музыке Джонстона, то самый важный объявился как раз в начале 90-х
Сейчас Дэниел живет со своим отцом в Техасе; мать его недавно умерла. Его родные занимаются всеми организационными делами, связанными с его творчеством — посмотрите, например, на официальный сайт музыканта, он производит сильное впечатление: выглядит примерно так, как может выглядеть сайт сумасшедшего, который ведут его религиозные родственники. Живопись Джонстона тоже обрела большую популярность — его выставки проходят по всему миру, картины часто покупают (хотя он запросто может отдать свежий рисунок кому-нибудь в подарок). Я про многое не успел рассказать, но все-таки скажу про красоту. Не очень ведь понятно из истории жизни Джонстона, откуда в его песнях взяться красоте, правда? Штука в том, что, как мне кажется, история Дэниела Джонстона — это история про людей вокруг него. Про родителей, которые, на самом деле всегда желали ему лучшего. Про школьного друга Дэвида Торнберри, про которого я как раз рассказать и не успел, но который с Дэниелом всегда старался поддерживать связь. Про жителей Остина, которые пытались помочь ему встать на ноги. Про Джеффа Тартакова, перед которым, кстати, Джонстон извинился, как только пришел в себя, и вроде бы Тартаков до сих пор занимается его бэк-каталогом. Про всех этих бесконечных музыкантов, которые ему помогают — Джонстон уже давно не записывается в одиночку и почти не играет один, с ним записывался, например, покойный Марк Линкус. Про семью, без которой он даже не в состоянии заварить себе чай. В одиночку Дэниел Джонстон не смог бы ничего — и он это прекрасно понимает. Он часто поет о любви, благодарности, тепле, свете, красоте — это все, на самом деле, есть в его песнях. Надо просто послушать повнимательнее. В заключение еще важно понимать, как Дэниел Джонстон выглядит сейчас: ему 50, и выглядит он как старый больной человек, у него трясутся руки от того, что он все время пьет лекарства. Пока я писал материал, я много пересмотрел современных видео с Джонстоном. Поначалу было страшновато — той безумной улыбки, того огня в глазах, который у него был в молодости, уже нет. Но если присмотреться — красота все еще там. Никуда не делась.
Фильм «Дьявол и Дэниел Джонстон» покажут в рамках спецпрограммы Beat Film Festival на фестивале 2morrow в эту пятницу, 21 октября, в 22.30 в кинотеатре «Ролан»
Также в рамках спецпрограммы будут показаны следующие картины. «Pearl Jam 20», кинобиография группы Pearl Jam (в четверг, 20 октября, в 22.30). «Драконоубийца» — фильм о калифорнийском скейтере по прозвищу Скрич (в пятницу, 21 октября, в 20.30). «Необыкновенно обыкновенная жизнь Хосе Гонсалеса» — фильм о шведском барде Хосе Гонсалесе (в субботу, 22 октября, в 18.30). «Курт Кобейн: История о сыне» — биографическая зарисовка о лидере группы Nirvana (в воскресенье, 23 октября, в 20.30). Все показы пройдут в кинотеатре «Ролан».