Приключения рубля
Как объясняют кризис Первый канал, Дмитрий Киселев, «Взгляд» и другие издания
«Город» посмотрел, как лояльные власти издания справляются с непростой задачей объяснить людям, откуда взялся кризис, кто в нем виноват и когда это кончится.
Это все происки Запада
«Российская газета»: «Стабильно дешевеют деньги как развитых, так и развивающихся стран. Давление доллара как минимум с сентября ощущают на себе и британский фунт, и швейцарский франк, и бразильский реал, и российский рубль. По мнению аналитиков, в усиление мировых позиций доллара вмешалась в том числе и политика: речь идет о победе республиканцев на промежуточных выборах в США. Совершенно точно — снижение рубля обусловлено далеко не только дешевой нефтью и геополитикой».
Life News собирает народное творчество
«Взгляд»: «Украина, как и Россия,
столкнулась на этой неделе с жесткой девальвацией национальной валюты. Второй
день подряд официальный курс показывает исторические минимумы — за доллар
просят уже 15 гривен. Однако последствия для
украинской экономики много хуже, чем для российской. Конечно, на девальвацию гривны влияет и нестабильная ситуация в Донбассе,
и ослабление мировой экономики в целом. Эти же факторы давят и на рубль. Но
внешнее негативное влияние на российскую валюту больше, чем на украинскую. Это
и санкции Запада, и падение мировых цен на нефть, которые Украину по сути не
задели (а если и задели, то только с хорошей стороны — например, там
стремительно дешевеет бензин). Поэтому рекордная девальвация гривны — в большей
степени вина политики МВФ и послушного Нацбанка Украины, который еще в феврале
отпустил гривну в свободное плавание».
«Вести.ру»: «Случайным внезапно начавшийся обвал цен на нефть никто не называет. Эксперты говорят о спланированной операции с целью удара по России. Авторы сценария, по их мнению, находятся в США и Саудовской Аравии».
«Взгляд»: «Россию хотят опрокинуть, этого не скрывают. Последствия должны были рано или поздно наступить. И это лишь начало. Финансовые пляски».
Впрочем, правительство России тоже кое в чем виновато
«Первый канал»: «Ситуация явно далека от равновесия, несмотря на заверения: без паники, точка равновесия близка. Как тут не спекулировать и не паниковать, если еще в начале недели доллар стоил всего 42 рубля. А для евро уже и 60 не высота. Кто сейчас вспомнит этот милый коллаж? То пугающее ожидание: «Евро вот-вот возьмет 50-рублевый рубеж!» — сегодня кажется смешным и наивным».
kp.ru: «Отчего слабеет рубль? Главная причина, конечно, санкции. Крупные российские компании нахватали долгов за границей похлеще Греции — почти триллион долларов. Собирались ли они их выплачивать? Конечно, но постепенно и в основном через новые долги. Берут в долг еще, гасят предыдущий… Это нам, гражданам, так делать нельзя, а им можно. И тут санкции. Иностранцы требуют: верните половину долгов (полтриллиона долларов) к 1 января, остальное в течение 2015 года. И брать в кредит на Западе больше нельзя! Потому что санкции отрезали российские компании от внешнего финансирования. Что делают компании? Идут на внутренний рынок и скупают все доллары, которые видят. От этого на бирже в России — дефицит доллара, а дефицитный товар дорожает. Что будет, если по долгам не платить? Курс рубля в этом случае на первых порах будет крепче. А потом компании объявят дефолты, это ударит по всей экономике, и тут уж курс вновь полетит вниз. Чего стоит валюта страны, крупнейшие компании которой объявляют дефолты? Так что лучше заплатить».
НТВ: «В целом о положении дел аналитики высказываются весьма осторожно: то, что рубль ищет дно, — позитивный сигнал. Однако рано говорить об устойчивом переломе: надо смотреть на то, что будет с нефтью. Тем временем обыватель задается вопросом «Что делать?». Что надо было бы делать до того, что случилось, эксперты советовали не раз: если есть сбережения, не храните их в одной корзине, диверсифицируйте — что-то в рублях, что-то в долларах, что-то в евро. Если вы этого не сделали раньше, то сегодня не лучшее время для метаний».
Ульяна Скойбеда для kp.ru: «А сейчас я, например, прогнозирую резкий спад рождаемости. Потому что 1990-е вернулись. Ведь резкое понижение курса рубля уже сравнивают с гайдаровской реформой 1991 года, с шоковой терапией. Шок у всей страны...
Взрыв патриотизма на волне Крыма был велик, но он проходит, прошел. Нужна новая подпитка, но мы не завоевали Новороссию (ополченцы не в счет) и не победили Киев».
MK.ru: «В «черную» пятницу 7 ноября на сайте ЦБ было опубликовано успокаивающее заявление о все той же «перепроданности» рубля. И это сыграло. Но этого явно мало. Необходимо публичное выступление самой Эльвиры Набиуллиной. Но и оно может успокоить ситуацию ненадолго. Надежнее всего для укрепления рубля — возобновление роста ВВП и прекращение бегства капиталов. Но возможно ли это в нынешней геополитической ситуации — большой вопрос».
Главное, ребята, не вешать нос
«Вести недели» с Дмитрием Киселевым, телеканал «Россия»: «Незаконные санкции Запада, откровенно направленные на то, чтобы сломить наше сопротивление, подчинить нас себе, а потом делать с нами все что угодно: делить, пускать кровь, окутывать долгами, разоружать и при этом хвалить... Россия, сильная и самостоятельная, не нужна, поскольку она не вписывается в чьи-то планы мирового господства... Так было не раз. Вот и на нынешнее поколение свалился свой вызов!
Непросто? Непросто. Стоит ли прогибаться? Ни в коем случае — потеряем себя. Вот тогда-то дела будут совсем дрянь. Наши предки в куда более трудных ситуациях не прогибались и правильно делали — поэтому и Россия есть. Теперь наш черед показать, на что мы способны в условиях внешней агрессии. Так не похожей на те, что раньше, но все же агрессии. Показать нашу твердость, нашу изобретательность, способность к полету и спасительную теплоту по отношению друг к другу».
РИА «Новости»: «Министр
экономического развития РФ Алексей Улюкаев пояснил, что если доходы и расходы у
гражданина рублевые, то ему должно быть все равно, какой курс рубля. Улюкаев
сравнил курс рубля с ценами на водку в Советском Cоюзе, отметив, что его столь
стремительное падение является эквивалентом времени и отражает настроения в
обществе».