Больше, чем конструктор: чему нас учит прошлое и настоящее компании LEGO

15 июля 2022 в 14:51
Фото: picture alliance/Getty Images
Компания LEGO Group уходит из России. Ее продукция уже включена в список параллельного импорта, — это значит, что в РФ можно будет купить только «серые» наборы. Но для российских поклонников бренда его уход — больше, чем потеря возможности купить новый набор. Мы изучили историю компании, чтобы понять, почему LEGO — это не просто конструктор.

Как создать идеальный кубик?

Датчанин Оле Кирк Кристиансен был плотником, он занимался изготовлением товаров для дома и игрушек из дерева. Последние удавались ему лучше, и в 1932 году Кристиансен основал компанию по производству игрушек LEGO. Название родилось от сокращения датского leg godt — «играй хорошо», но в него был спрятан еще один смысл: одно из значений слова lego на латыни — «собирать, подбирать».

Одна из первых игрушек компании LEGO, 1930-е годы

Кристиансен рано овдовел; к моменту создания бизнеса он был одиноким отцом четверых детей, поэтому хорошо разбирался в детских интересах, но во времена Великой депрессии игрушечное дело было не слишком прибыльным. Ситуация изменилась лишь после Второй мировой войны, когда легкая промышленность в Дании начала активно развиваться. Чтобы расширить ассортимент, в 1947 году Кристиансен приобрел машину для литья из пластика.

Одной из его идей было создание кубиков, которые могли бы соединяться друг с другом.

Он мечтал, чтобы постройки из них были крепкими и устойчивыми, но при желании их можно было разобрать. Произвести такие из дерева было сложно, а вот отлить из пластика — легко.

Логотипы компании LEGO

Чтобы реализовать свой замысел, Кристиансен сделал ставку на прогресс. Пластиковые игрушки тогда были диковинкой и нравились далеко не всем, но он продолжал видеть в них потенциал и не прекращал попытки усовершенствовать свои «скрепляющиеся строительные кубики». В 1958 году он внес в них главное изменение: нижняя сторона кубика стала полой, а внутри появился цилиндр с отверстием. Наконец-то детали легко соединялись друг с другом и крепко держались! В том же году, незадолго до своей смерти, Кристиансен запатентовал эту форму «кубика LEGO», а заодно и несколько менее удачных модификаций, чтобы защититься от конкурентов. На 67-м году жизни Оле Кирк умер, а производство возглавил его сын Готфрид.

Главная фишка лего — совместимость всех наборов друг с другом.

И сегодня детали, произведенные в 1958 году, можно сочетать с современными. С самого начала конструкторы LEGO создавались с расчетом на то, что в них будут играть долгие годы, передавать по наследству от старших детей к младшим, комбинировать наборы и создавать из них свои собственные постройки.

Готфрид Кирк Кристиансен

Еще одна важная дата в истории компании — 1964 год, когда вместо ацетата целлюлозы LEGO стала использовать для изготовления кубиков АБС-пластик, из которого их делают до сих пор. Он нетоксичен, менее подвержен обесцвечиванию и деформации, более устойчив к высокой температуре и воздействию химических веществ.

В 1969 году LEGO выпустила на рынок Duplo — линию для малышей с деталями более крупного размера. Стандартный кубик дупло ровно в два раза больше, чем аналогичная деталь из лего, но эти линии совместимы друг с другом: деталь лего размером 2×4 соединяется с деталями дупло, поэтому их можно продолжать использовать, когда ребенок перерастет конструктор для малышей.

Кстати, прокачанные родители знают, что помимо строительства с Duplo можно реализовать множество игровых сценариев: складывать из кубиков мозаику, использовать их как материал для счета и изучения геометрических фигур, строить театр теней или лабиринт.

От гендерной нейтральности к стереотипам и обратно

К началу 1970-х LEGO Group была уже серьезной компанией: она продавала десятки миллионов конструкторов каждый год, готовилась строить собственное производство в США, а также владела тематическим парком ЛеголендЛеголендПервый в мире тематический парк Леголенд был построен в 1968 году в Дании, в небольшом городке под названием Биллунн. На сегодня это самый крупный Леголенд в мире, состоящий в общей сложности из более 46 миллионов кубиков LEGO различных размеров. Площадь этого парка — около 100 000 квадратных метров. в Дании. Продолжая развитие, бренд перешел к новой маркетинговой стратегии — созданию отдельной линии для девочек. С этого момента историю запуска новых продуктов LEGO можно рассматривать как иллюстрацию общественного восприятия гендерных стереотипов на протяжении последних пятидесяти лет.

Самые первые наборы LEGO позиционировались скорее как гендерно-нейтральные — они состояли в основном из кубиков для строительства домов, а на коробках и в рекламе были изображены мальчики и девочки, играющие вместе. Но в начале 1970-х компания выпустила линию Homemaker, на рекламных фотографиях к которой фигурировали исключительно девочки: это были конструкторы, из которых можно было построить мебель и кухню для кукол. Наборы для строительства, поезда, автомобили и другой транспорт были отправлены в категорию «для мальчиков».

Набор из линии Scala, 1980-е

К концу 1970-х гендерная сепарация стала еще заметнее: у LEGO появилась линия Scala — зеркальца, браслеты, сумочки, которые девочкам предлагалось украсить по образцу. В то время как мальчики на плакатах линии Technic были увлечены сборкой сложных механизмов — поездов, строительной техники и машин. В ассортименте бренда по-прежнему оставались нейтральные наборы кубиков для строительства, но наметившийся вектор гендерного разделения никуда не исчезал в следующие пятнадцать лет.

Прототип лего-человечка увидел свет в 1974 году, но в массовое производство фигурки поступили лишь четыре года спустя.

В первые десять лет своего существования в наборах они выглядели нейтрально: по форме полицейского или космонавта было сложно определить их гендер. Но к середине 1980-х, во время выпуска пиратской серии, лего-люди были четко разделены на мужчин и женщин с утрированными вторичными половыми признаками. Мужские фигурки получили растительность на лице, а женские — пышный бюст и узкую талию.

Набор фигурок с пиратами, конец 80-х
Набор для девочек «Райское барбекю», конец 90-х

Период с 1985 до начала 2000-х можно назвать самым сексистским в истории LEGO, потому что именно в это время компания начала выпускать наборы для девочек и для мальчиков с радикально разным наполнением. В специальных девичьих сериях, окрашенных во все оттенки розового, большинство конструкций были упрощенными; из них было практически полностью исключено строительство, в основном наборы содержали крупные детали — целые куски стен, заборы и окна. К ним прилагались фигурки с акцентировано женственной внешностью, в одежде с цветочными принтами и с макияжем. Тематический спектр был крайне узок: домики и комнаты принцесс, конюшни, отдых на пляже, кухня. Наборы для мальчиков по-прежнему включали в себя разнообразные технические устройства: машины, роботов, космические корабли. В нейтральной серии LEGO City персонажей с женственной внешностью почти не было; полицейские, дорожные рабочие, врачи, пожарные и водители транспорта либо были мужского пола, либо выглядели нейтрально.

Ни одна из выпущенных в 1990-е линий LEGO «для девочек» не была по-настоящему популярной, а продажи в целом падали. Руководство LEGO Group приняло решение привлечь к управлению СЕО, который не был прямым наследником Оле Кирка Кристиансена. Так в 2004 году в Lego пришел Йорген Виг Кнудсторп. Он предложил новую стратегию: в последующие десять лет компания сфокусировалась на коммерческом успехе, усложняя и развивая гендерно-нейтральные линии, а также ультрамаскулинные франшизы, которые были особенно популярны на фокус-группах. Ответ на вопрос «почему?» прост: в основном опросы проводили среди мальчиков 10–12 лет и их родителей, которых бренд LEGO счел своей основной аудиторией.

Набор из линии Friends «Салон красоты», 2012 год

Но десять лет спустя компанию вновь стали критиковать за то, что она сбрасывает со счетов девочек и их настоящие интересы. В медиа вирусно разлетелось письмо, написанное от руки 7-летней Шарлоттой Бенджамин.

Она сокрушалась, что в наборах LEGO слишком мало женских персонажей, а те, что есть, занимаются ерундой: сидят дома, отдыхают на пляже или ходят по магазинам.

Ответом компании стало изменение линейки Friends: в нее ввели девочек-ученых, которые ставят химические опыты, исследуют космос и древние окаменелости.

В 2021 году LEGO Group продемонстрировала, что она не будет игнорировать актуальную во всем мире повестку. Директор по продуктам и маркетингу Джулия Голдин рассказала, что компания намерена избавиться от стереотипов в своих конструкторах. С этого момента в LEGO перестали маркировать игрушки по категориям «для девочек» и «для мальчиков» и разделили их по «точкам интереса». По словам Голдин, новые наборы будут разрабатываться с намерением активнее побуждать мальчиков к занятиям, которые раньше были предназначены только для девочек.

Набор «Мы все великолепны», 2021 год

Кстати, в том же году LEGO Group поддержала месяц прайда выпуском коллекционного набора: в него вошли 11 фигурок, выполненных в цветах флага ЛГБТК+сообщества, а также человечки черного и коричневого цвета, которые символизируют разнообразие оттенков кожи.

Коллаборации, наборы для взрослых и десятки разных вселенных

Сегодня LEGO — это вселенная, в которой существует множество отдельных миров. Один из трендов развития компании — фокус на наборах для взрослых, которые вызывают ностальгию, отражают культурные тенденции и становятся предметом коллекционирования. Вот лишь некоторые из них.

В новейшей истории LEGO все чаще находится место коллаборациям с другими брендами. Так компания выпустила серию органайзеров для хранения деталей совместно с IKEA, создала эксклюзивный набор в сотрудничестве с Adidas и элементы для кастомизации одежды Levi’s.

Не только игрушки, но и образовательный материал

Еще одно направление, которое активно развивает LEGO, — обучение через игру. Прогрессивные педагоги рассматривали конструктор как крайне полезный дидактический материал еще в 1960-х годах. Педагоги использовали кубики лего в классе, объясняя азы арифметики, основы геометрии, законы физики. Они отмечали, что конструирование помогает детям развивать пространственное мышление, учит кооперироваться и мыслить проектно. В 1980 году компания создала отдел образовательных продуктов, который и сегодня продолжает развивать направление LEGO Education.

Софья Чайковская

Руководитель сети школ программирования и робототехники для детей «Пиксель»

Компания LEGO — флагман не только в области конструкторов, но и в создании наборов для обучения азам робототехники и программирования. На мой взгляд, им нет аналогов: они яркие, качественные, многофункциональные. В них все продумано, включая удобную систему хранения деталей. Конструкторы из серии LEGO Education помогают детям осваивать физику, программирование, современные технологии, навыки устной и письменной речи, совместной работы. К каждому набору прилагаются методические материалы для преподавателей.

В нашей школе мы проводим занятия по робототехнике с использованием наборов LEGO WeDo 2.0. Они строятся по такой схеме: сначала дети изучают новый механизм, узнают, где он используется в жизни, затем собирают модель по инструкции и сами создают программу для робота. Можно посмотреть, как он двигается, и внести в программу изменения, если это необходимо.

Соревнования по робототехнике Lego League в Миннесоте

Создавая модели из отдельных блоков, дети сравнивают детали и находят главные конструктивные узлы, влияющие на расположение элементов. Занятия робототехникой на образовательных наборах Lego не только развивают логику и внимательность, но и укрепляют память, и учат мыслить нестандартно. Они формируют практические навыки: программирование, обмен информацией, выстраивание алгоритмов, прогнозирование результата.

LEGO Education рекомендует образовательные конструкторы для детей от 7 лет, но мы принимаем на занятия учеников старше 5 лет, так как многим в этом возрасте уже интересны основы робототехники. Малыши вполне успешно справляются с заданиями.

В нашей школе разработано более 80 уникальных занятий по робототехнике — мы существенно расширили возможности конструктора LEGO WeDo 2.0. и предлагаем ребятам задания, которых нет в базовых инструкциях. Все необходимые материалы для занятий мы предоставляем. Наборы и отдельные детали фирмы LEGO по-прежнему доступны для покупки из‑за рубежа, поэтому мы не планируем прекращать обучение в связи с уходом бренда из России.

Игра, которая делает мир лучше

В 2032 году LEGO Group отметит столетний юбилей. К этой дате компания поставила масштабную цель: обеспечить инклюзивное образование для 75 миллионов детей. Благотворительные инициативы осуществляются через фонд LEGO Foundation, который сотрудничает с международными организациями и локальными НКО, педагогами и социальными предприятиями, а также финансирует научные исследования.

Проекты фонда отражают отношение компании к глобальным событиям. Так в 2021 году основной инициативой стало изучение игровых методик, которые могут поддержать детей и семьи во время локдауна.

В апреле 2022 года фонд LEGO Foundation объявил о финансировании программы по поддержке игровых образовательных проектов для нейроотличных детей. Ее цель — создание технологий игрового обучения, изначально ориентированных на детей с РАС или СДВГ. Сегодня такие дети в основном учатся по адаптированным программам, не учитывающим всех их особенностей.

Расскажите друзьям