Игра недели Plants vs Zombies 2
Новая игра PopCap как апология free-to-play.
Первая Plants vs Zombies вышла в мае 2009 года сначала для ПК, а потом и для всех мыслимых платформ, быстро стала одним из столпов App Store, где только за первую неделю продаж собрала больше миллиона долларов, и породила десятки (безнадежных) клонов и подражаний. В позапрошлом году студию PopCap, авторов игры, купила за сумасшедшие деньги Electronic Arts — с явным намерением расширить свои мобильные и социальные направления. Постоянные герои наших публикаций, шумное vocal minority из интернета немедленно взвыло в том смысле, что «нас на бабу променял», и приготовилось ненавидеть все следующие изделия PopCap, очевидным образом нацеленные на грабеж трудящегося человека.
Недавняя Plants vs Zombies Adventures для фейсбука между тем подтвердила некоторые опасения — привычная механика обстрела зомби горохом там была перемешана со «счастливым фермером», что не пошло на пользу ни первой, ни второй. Зато полноценный сиквел, Plants vs Zombies 2 (в App Store по всему миру с четверга, на всех прочих платформах — в скором времени) сразу расставил все на свои места: здесь все как надо. Зомби (на этот раз переодетые мумиями и пиратами) бредут справа налево, цветочки стреляют слева направо, с неба падают солнечные лучи… Нет, правда, рассказывать обо всем этом с серьезным видом невозможно. Про PvsZ2 достаточно знать одно: это одна из считанных игр, гарантированно выключающих своего пользователя из реальности. «Еще одну миссию — и спать», потом «еще одну звездочку в уже пройденной миссии — и спать»; в итоге в пять утра садится айпад и ложиться уже большого смысла нет. И это единственная из подобных считанных игр, за которую не нужно платить.
Plants vs Zombies 2 скачивается бесплатно, но поддерживает микротранзакции — внутри игры можно заплатить за некоторые мощные растения и пополнить баланс золота (за которое, в свою очередь, покупаются спасительные power-up, но об этом позже). Такие вещи обычно вызывают у публики наиболее лютую ненависть; тем занятнее читать англоязычные рецензии на PvsZ2, авторы которых хором радуются — мол, наконец-то free-to-play, где не надо платить! Vocal minority рассказывает друг другу, что игру можно пройти, не потратив ни копейки, и поздравляет PopCap с правильно выбранной монетизационной моделью.
«Про PvsZ2 достаточно знать одно: это одна из считанных игр, гарантированно выключающих своего пользователя из реальности»
Здесь, конечно, есть уловка: PopCap (и тем более ее нынешние владельцы) не благотворительная компания, и PvsZ2, судя по всему, стоила не один миллион долларов в производстве. Она все равно окупится и все равно заработает кучу денег — только сделает это нежно, не в лобовую. Смысл в следующем: в любой уважающей себя игре наступает момент, когда она начинает бесить пользователя. В финальную секунду командного матча в Halo 4 в голову прилетает пуля. Перед нападением кликеров в Last of Us у героя ломается последняя заточка. Случайный зомби съедает критический подсолнух в Plants vs Zombies. Каждый, кто в жизни играл в игры хотя бы несколько часов, знает это ощущение: хочется, условно говоря, смахнуть фигуры с шахматной доски — и сжечь эту самую доску. У психически здоровых людей такая фрустрация продолжается минуту-две; в ней нет ничего плохого — напротив, она мотивирует.
Гениальность PvsZ2 в том, что здесь из каждой подобной ситуации есть два равноценных выхода. Первый: запустить проваленный уровень заново, расставить цветы в другом порядке, сменить тактику. Так делают те, кто много играет в игры, любит спорить о них в интернете и пишет про них тексты в журналы. Второй: заплатить немного денег и в буквальном смысле смести врагов с карты движением руки — чтобы спокойно перейти к следующей миссии. Так делают все остальные — и таких людей, конечно, в сотни раз больше.
В российской фритуплейной разработке есть жаргонный термин «точка джи» — это момент в игре, когда у разработчика сдают нервы и он начинает требовать от пользователя денег, делая дальнейшее прохождение невозможным. Так вот, у PopCap этой «точки джи» нет. В этом смысле повезло не только пользователям Plants vs Zombies 2, но и всем free-to-play-играм в целом — PvsZ2 сделала для их легитимизации в массовом сознании больше, чем кто бы то ни было.
P.S. В 2014 году для Xbox One и Xbox 360 выйдет трехмерный командный шутер Plants vs Zombies: Garden Warfare. Нет, это не шутка. Более того — Garden Warfare оказалась одной из лучших игр июньской выставки Е3, сорвав на пресс-мероприятии Electronic Arts шквал истерических аплодисментов.