Игра недели Aliens: Colonial Marines
Последнее изделие студии Gearbox показывает, почему «Чужие» окончательно утратили культурную релевантность.
Colonial Marines — один из тех случаев, когда в теории все звучит фантастически. Студия Gearbox, автор одного из величайших шутеров современности Borderlands, делает официальное игровое продолжение камероновских «Чужих»: после гибели морпехов и исчезновения Рипли на планетоид LV-426 высаживается десант для выяснения обстоятельств. На месте обнаруживается гигантская колония чужих и почему-то толпы наемников корпорации Weyland-Yutani; далее по тексту. К этому моменту у каждого знакомого с предметом человека в голове начинает прокручиваться идеальная видеоигра: иконография «Чужих» минус все скучные моменты плюс коллективная мясорубка имени Borderlands. В первые пять секунд, когда главный герой Colonial Marines крутит перед камерой знаменитую винтовку M41A, кажется, что вот оно, наконец-то. Сразу вслед за этим игра проваливается в какой-то невменяемый ад.
Над Colonial Marines даже не хочется издеваться, это не тот случай, когда «настолько плохо, что даже хорошо», — это просто очень грустно. Игра выглядит так, словно ее сначала разработала какая-нибудь решительная украинская студия для PlayStation 2, а потом в спешке портировали на нынешнее поколение приставок совсем посторонние люди. Причем, судя по тому, что Colonial Marines была анонсирована шесть лет назад, а в ее титрах значится едва ли не полдюжины странных девелоперских компаний, это может быть не очень далеко от истины. Беспощаднее всего игра обходится, собственно, с чужими — они собраны из прутиков, ходят как марионетки и выглядят, собственно говоря, как низкооплачиваемые каскадеры в резиновых костюмах. То есть мало кто ожидал настолько высокого уровня аутентичности.
Как ни странно, инопланетные твари доставляют в Colonial Marines гораздо меньше проблем, чем лоботомированные сотрудники злодейской корпорации. Последние бегают туда-сюда под огнем, морщатся от прямых попаданий из дробовика в голову и анимированы еще хуже, чем ксеноморфы — хотя казалось бы. Игра почему-то очень их любит и натравливает на пользователя гораздо чаще, чем главных героев всей саги.
Все это не стоило бы отдельного разговора, если бы не один любопытный момент. «Чужие» так толком и не прижились в видеоиграх, хотя попытки предпринимаются скоро четверть века как — существует даже апокрифическая история про студию id Software, которая делала свою прорывную игру Doom как официальный лицензионный шутер по мотивам «Чужих», но в разгар разработки не договорилась с правообладателем, 20th Century Fox. Зато промдизайн, архетипы и сюжетные линии из соответствующих фильмов давно уже живут в играх своей жизнью — гораздо более интересной, чем исходный материал. Навскидку: вся серия Halo построена на докрученном до максимума образе морпеха из «Чужих» — включая дизайн десантных кораблей Banshee и идею пожирающего целые планеты биологического оружия. Совсем недавняя Dead Space 3 — в большей степени «Чужие», чем собственно «Чужие».
Всему этому есть простое объяснение. Последний приличный фильм исходной саги, «Чужой-3», вышел двадцать лет назад; после этого на экранах творилась то идиотская клоунада («Чужие против хищников»), то, наоборот, многоуровневый ремейк ветхозаветной книги Бытие («Прометей»). Мощный исходный посыл «Чужого» последовательно размывался и девальвировался до своего нынешнего состояния, когда им из ностальгических соображений интересуются только люди хорошо на четвертом десятке. Это, в общем, вполне естественный процесс, и лучшее, что может сделать теперь студия Gearbox (и — шире — правообладатели в Fox), — это перестать тревожить тени прошлого и дразнить людей, которые зачем-то знают, как выглядит штурмовая винтовка М41А.