Игра недели Dead Space 3
Космический инженер Айзек Кларк в стране некроморфов.
Как мы уже сообщали, Dead Space и ее сиквел в целом следовали формуле «Чужого». Первая игра происходила в замкнутом пространстве космического грузовика «Ишимура» и была не столько про мясорубку и даже не столько про ужас и моральный террор, сколько про истерическое ожидание этого самого ужаса, — и это высший пилотаж. Таких высот до Dead Space достигали считанные игры: Silent Hill периода расцвета и самая страшная игра в истории — The Blair With Project Volume I: Rustin Parr. Вторая Dead Space расширила пространство борьбы, местами буквально цитируя «Чужих»; кроме того, главный герой Айзек Кларк впервые снял непроницаемый шлем и показал лицо — из бестелесной оболочки, куда пользователю первой игры предлагалось проецировать свое эго, Кларк превратился в полноценного масскультового персонажа. С учетом всего этого неудивительно, что Dead Space 3 пошла по пути дальнейшей эскалации конфликта — это большой эпос, разворачивающийся на нескольких планетах и в космосе между ними; студия Visceral при этом продолжает не намекать даже, а прямым текстом проговаривать, что некроморфы некроморфами, но не существует такой мерзости, которую не были бы готовы сотворить друг с другом самые обычные биологические люди.
Еще одно важное нововведение заключается в том, что Айзек больше не центр местной вселенной: в DS3 дебютировал полноценный играбельный напарник Карвер, к которому, правда, есть серьезные вопросы. На контрасте с Кларком, которого три игры подряд терзают внутренние (и часто наружные) демоны, Карвер словно зашел в гости из Gears of War, где все проблемы решаются при помощи штыка-бензопилы. У него есть, впрочем, несколько индивидуальных сюжетных заданий, некоторые из которых (см. гигантских игрушечных солдатиков), натурально, поворачивают Dead Space 3 в неожиданном направлении. Самый сенсационный поворот событий, впрочем, связан не с Карвером и не с некроморфами. Дело в том, что, судя по некоторым косвенным признакам, в Dead Space 3 можно будет покупать компоненты для оружия за реальные деньги — окончательно это прояснится 7 февраля, когда игра выйдет в свет. Пока очевидно следующее: авторы вспомнили о том, что главный герой в некотором роде не столько машина убийства, сколько космический инженер в сложной жизненной ситуации. Поэтому оружие теперь не импровизированное, как в первой части, и не трофейное, как во второй, — оно собирается из запчастей на соответствующих станциях. По сути, это мини-головоломка на сочетание компонентов, которых вечно не хватает — приходится потрошить все встречные ящики и давить трупы, из которых выпадают полезные штуки. Привычные к игровой модели free-to-play люди в такие моменты начинают тянуться к кошельку, но, кажется, Dead Space 3 — первая большая консольная игра, которая все-таки согласится взять у них деньги. Это очень важный переломный момент, который может изменить в играх ближайших нескольких лет вообще все.
Больше всего на Dead Space 3 ругаются в том смысле, что она совсем передумала пугать своих пользователей. Но это, во-первых, не совсем правда, а во-вторых, есть одно глобальное культурологическое наблюдение. Чистый хоррор перестал продавать игры: упомянутый выше сериал Silent Hill зачах в руках разных неумех, Resident Evil вообще не о том, а изобретательные (и на самом деле жуткие) инди-хорроры вроде Slender: The Eight Pages приносят своим создателям все что угодно, кроме денег. Такая же история в кинематографе и комиксах, причем конкретно по комиксам видно, в чем причина: ощущения пользователей/читателей постепенно притупляются, и им нужно накручивать градус страха. И этот градус высок уже вплоть до патологических параметров: и «Neonomicon» Алана Мура, и «Crossed» Гарта Энниса — натуральное снафф-порно, которому не помогут никакие возрастные ограничения. Поэтому Dead Space 3 пошла, кажется, по единственно возможному в рамках массового развлекательного продукта пути: как бы ни буйствовали космические зомби, всегда найдется пара мужчин со сложной судьбой, готовых распотрошить любую нечисть лазерными резаками.
И это, как говорят в интернете, прекрасно.